Выступление на городском семинаре "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста "
консультация

Агафонова  Ольга Владимировна

Выступление на городском семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей « Сказка  как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

     « Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых, немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем»

Ушинский К.Д.

   Сказки… Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства…

- Вы помните, какие сказки читали Вам родители?

-  Какую сказку, Вам рассказывала мама чаще всего?

- И какие сказки Вы бы хотели подарить детям?

   Конечно же, прежде всего это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, сказки, полные таинственности и чудес. Сказки, которые учат добру, несут в себе свет и радость, загадку и вдохновение.

   Сказка является действенным средством в духовно-нравственном воспитании. Русская педагогика  еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только, как о воспитательном и образовательном материале, но и как педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для духовно-нравственного воспитания детей.

   А что же такое духовность?

   Духовность -  это то, чем и ради чего человек живет и действует.

  Нравственность -  это то, как она живёт и действует.

   Духовно-нравственное воспитание- это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

   Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребёнка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.

   Великий русский педагог К.Д. Ушинский  был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

   Недаром такие ценители русского слова, Как А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.

В.А. Сухомлинский считал, что « … Чтение сказок- тропинка. По которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

   Сказка играет огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла. Сказка учит мечтать, заставляет творчески мыслить.

    В сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, « без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Идеал человека, данный в  сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребёнка ( мальчика или девочки).

   Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставка рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Внутри образовательного процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что , в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

   В детском саду знакомство со  сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей просты для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это- сказка. Постепенно малыши запоминают, что « Курочка Ряба», « Теремок»- сказки.

   В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения:

 « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Жихарка», « Лисичка –сестричка и серый волк», « Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей   с новыми словами, давая им объяснения: например: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная палочка, которой раскатывают тесто.

   После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям. Что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки с детьми проводится беседа по ее содержанию. Также в средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев. Самостоятельно находить нужные слова и выражения.

   В  старшей группе необходимо использовать народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: 2 Лиса и кувшин», 2 Крылатый, мохнатый да масленый», « Заяц- хваста» и другие.

   В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок ( положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой « Крошечка-Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми» « Почему вы думаете, что это сказка? О чём в ней говорится? Кто из сказки вам понравился и почему?  Вспомните, как начинается сказка и заканчивается?» . Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

   В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: « О чём говорится в сказке? Что мы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки? « С помощью вопросов, можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке, необходимо давать детям творческие задания на придумывание  сравнений, эпитетов, синонимов.

   Дошкольный возраст- возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.

   Таким образом, сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию. Воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность.

   Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряет трудолюбие, смелость, верность.

   Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица ( умница, рукодельница), а для мальчиков-   ( смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал, приобретённый в детстве, во многом может определить личность.

   Сказка не даёт прямых наставлений детям ( « Слушайся родителей», « Уважай старших», « Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

   В условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими, но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадался.

  Итак, сказка близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре, поэтому соединение театра и сказки гармонично т оправдано. Сегодня мы для вас подготовили выставку различных видов театров по мотивам сказок, а также игр и пособий как фабричных, так и изготовленных руками педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...