программа дополнительного образования
методическая разработка (подготовительная группа)

Комарова Анастасия Валериевна

Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов

Направленность программы – развивающая.

Основная цель программы – реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы.

Принцип преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников, ориентирована на развитие не только предметных, но и обще учебных умений.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению в школе невозможно без работы над развитием мотивации, воли, произвольности внимания и поведения, коммуникативных навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

развивающей направленности

«Познавай-ка»

Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет

Срок реализации программы 2 года

Составитель:

педагог дополнительного образования

Комарова Анастасия Валериевна

Москва

2018 год 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЗНАВАЙ - КА»

Программа дополнительного образования развивающей направленности «Познавай-ка» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами и на основе методической литературы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с. 2 изд-е, перераб. и дополн.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной целью непрерывного образования должно выступать развитие каждого ребёнка, охрана и укрепление его психического, физического и нравственного здоровья. С этой точки зрения началом непрерывного образования считается ранний возраст. Преемственность между дошкольным и школьным звеном следует рассматривать как построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо найти оптимальный вариант получения образования в этой ситуации. В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка. По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе. Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

Работу по соблюдению преемственности между дошкольным и школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так, чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Главная цель подготовки детей к школе – формирование компетенций дошкольников, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, предотвращения стрессов, комплексов, которые могут нивелировать желание учиться на все последующие годы.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов

Направленность программы – развивающая.

Основная цель программы – реализовать принцип преемственности дошкольного и начального образования и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Принцип преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, программа обеспечивает познавательную деятельность дошкольников, ориентирована на развитие не только предметных, но и обще учебных умений.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению в школе невозможно без работы над развитием мотивации, воли, произвольности внимания и поведения, коммуникативных навыков.

Задачи:

  • развивать устную и письменную речь;
  • формировать вычислительные навыки;
  • развивать память, мышление, внимание, наблюдательность;
  • пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную
  • активность.

Программа рассчитана для работы с детьми от 5 до 7 лет. Срок её реализации составляет 1 учебный год.

Приемы и методы обучения: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

Формы обучения: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.

Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • уважение  к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используется  различные педагогические технологии:

  1. Игровые, т.к. ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  2. Информационно–коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добычи информации;
  3. Здоровьесберегающие технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Режим занятий: программой  предусмотрен следующий вариант подготовки к обучению:

  1. для старшего дошкольного возраста 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут;
  2. для подготовительного к школе возраста 3 занятия в неделю продолжительностью 30 минут. 

Программа включает в себя курсы по следующим направлениям:

  1. Введение в математику
  2. Основы грамоты и подготовка руки к письму
  3. Развитие логики с элементами ИКТ
  4. Риторика. Умение правильно и грамотно общаться.

Каждое из направлений предполагает собственные результаты и способы их определения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программа рассчитана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы:

 Т. Р. Кислова, А. А. Иванова «По дороге к азбуке»,

М. В. Корепанова, С. А. Козлова, О. В. Пронина «Моя математика»,

З. И. Курцева «Ты-словечко, я-словечко»,

 А. В. Горячев, Н. В. Ключ «Все по полочкам»

Прогнозируемый результат:

  • Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
  • Формирование комфортной образовательной среды;
  • Снижение уровня тревожности и психической защиты у будущих первоклассников;
  • Эмоциональное благополучие ребенка в школе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
  • Выработка педагогом стратегий индивидуального (личностно-ориентированого) подхода к детям;
  • Включение родителей в образовательный процесс.

Перечень оборудования:

1.Дидактический материал по обучению грамоте и письму.

2.Дидактический материала по математике.

3. Литература по предметам.

4. Компьютер, проектор.

5. Рабочие тетради.

6. Учебно-наглядный материал.

ПЕРВЫЙ БЛОК «РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте » (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова). Она рассчитана на 28 часов (1 час в неделю). Обучение строится на основе пособия «По дороге к азбуке», часть 5 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы. На занятиях используются специальные задания на:

- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами

- выделение одинаковых предметов из группы предметов;

- выделение лишнего предмета;

- объединение различных предметов в группы;

- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе,

- умение различать похожие буквы и не смешивать их,

- развитие умения слого-звукового анализа и слогового чтения,

- развитие внимания, памяти и воображения ребёнка,

- обведение по контуру и штриховка в разных направлениях

Цель обучения по программе - комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи обучения:

- развитие умений говорения и слушания, формирования опыта чтения слогов;

- развитие интереса и внимания к слову;

- обогащение активного и пассивного словаря;

- развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;

- обучение звуко-слоговому анализу слов;

- развитие мелкой моторики руки.

Содержание программы.

Основным содержанием обучения 6-тилетних детей является звуко-слоговой анализ слов. Работа по слого-звуковому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, которая ведется по всем направлениям, описанным выше.

1. Звуки:

              -понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его        

              условное обозначение;

-акустические характеристика звука; согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

-звуковой анализ состава слогов и слов;

-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2. Слоги:

-понятие «слог», слоговой анализ слов;

-подбор слов на заданное количество слогов;

-выделение в словах первого и последнего слогов;

-подбор слов на заданный слог;

-составление прямых и обратных слогов.

3. Слова:

-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

-составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

-выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

4. Буквы:

-знакомство с буквами;

-дифференциация понятий «звук» и «буква»;

-согласные и гласные буквы;

-соотнесение букв и звуков.

В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные  задания на:

-выявление признаков сходства и различиями между двумя и более предметами;

-выделение лишнего предмета;

-объединение различных предметов в группы;

-выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Интеграция образовательных областей

.

Базовая образовательная область

Интеграция образовательных областей

Обучение грамоте

«Познание: продуктивная деятельность, сенсорное развитие», «Социализация», «Коммуникация».

                     

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «По дороге к азбуке»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Звук [У] и буква У

Знакомство со звуком [У] и буквой У. Учить выделять место звука в слове.

Звук [А] и буква А

Знакомство со звуком [А] и буквой А. Учить выделять место звука в слове.

Октябрь

Звук [И] и буква И

Знакомство со звуком [И] и буквой И. Учить выделять место звука в слове.

Звук [П] [П'] и буква П

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [П],[П'], буквой П.

Звук [Т] [Т'] и буква Т

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Т],[Т'], буквой Т.

Звук [К] [К'] и буква К

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [К],[К'], буквой Т.

Ноябрь

Звук [М] [М'] и буква М

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [М],[М'], буквой М.

Звук [О] и буква О

Знакомство со звуком [О] и буквой О. Учить выделять место звука в слове, выделять ударение в слове.

Звук [Ы] и буква Ы

Знакомство со звуком [Ы] и буквой Ы. Учить выделять место звука в слове, выделять ударение в слове.

Звук [Н] [Н'] и буква Н

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Н],[Н'], буквой Н. Учить составлять предложение из двух слов.

Декабрь

Звук [Э] и буква Э

Знакомство со звуком [Э] и буквой Э. Учить выделять место звука в слове, выделять ударение в слове. Закреплять умение разгадывать ребусы.

Звук [Х] [Х'] и букваХ

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Х],[Х'], буквой Х. Учить составлять предложение из трех слов.

Звук [Й] и буква Й

Познакомить с согласным, мягким, звонким звуком [Й], и буквой Й. Учить составлять звуко – буквенный анализ слов.

Звук [Й] [A] и буква Я

Познакомить с йотированными гласными звуками, дать понятие, что буква Я имеет два звука. Учить составлять схему звуко - буквенного анализа с двойным гласным звуком.

Январь

Звук [З] [З'] и буква З

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [З],[З'], буквой З. Учить составлять предложение из предложенных слов.

Звук [Б] [Б'] и буква Б

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Б],[Б'], буквой Б. Закрепить умение составлять схему слов со звуко – буквенным анализом.

Звук [В] [В'] и буква В

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [В],[В'], буквой В. Закреплять умение составлять предложение.

Февраль

Звук [Ф] [Ф'] и буква Ф

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Ф],[Ф'], буквой Ф. Учить сопоставлять звуки [В],[Ф] и [В'],[Ф'].

Звук [Д] [Д'] и буква Д

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Д],[Д'], буквой Д. Закреплять умение составлять предложение из предложенных слов.

Звук [Г] [Г'] и буква Г

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Г],[Г'], буквой Г. Закреплять умение делать слого - звуковой анализ.

Звук [Ш]и буква Ш

Учить различать звук[Ш]. Учить конструированию слов из их частей.

Март

Звук [Л] [Л'] и буква Л

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Л],[Л'], буквой Л. Закреплять умение делать слого - звуковой анализ.

Звук [Й] [Э] и буква Е

Познакомить с йотированными гласными звуками, дать понятие, что буква Е имеет два звука. Учить составлять схему звуко - буквенного анализа с двойным гласным звуком.

Звук [Ж] и буква Ж

Учить различать звук[Ж]. Учить конструированию слов из их частей.

Звук [Й] [О] и буква Е

Познакомить с йотированными гласными звуками, дать понятие, что буква Е имеет два звука. Учить составлять схему звуко - буквенного анализа с двойным гласным звуком.

Апрель

Звук [Р] [Р'] и буква Р

Учить различать гласный и согласный звук. Познакомить со звуком [Р],[Р'], буквой Р.  Закреплять умение составлять предложение и его схему.

Звук [Ч'] и буква Ч

Учить различать на слух согласный, мягкий, глухой, шипящий. Учить разгадывать кроссворд и из отгаданных слов составлять предложение.

Звук [Й] [У] и буква Ю

Закрепить понятие йотированная гласная.  Учить составлять схему звуко - буквенного анализа с двойным гласным звуком.

Звук [Ц] и буква Ц

Учить различать звук[Ц]. Учить конструированию слов из их частей. Закреплять умение составлять схему предложения.

 Май

Звук [Щ’] и буква Щ

Учить различать на слух согласный, мягкий, глухой, шипящий. Закреплять умение составлять схему предложения.

Буква Ь

Дать представление о том, что буква ь мягкий знак не обозначает звука и служит для смягчения согласных звуков.

Буква Ъ

Дать представление о том, что буква ъ твердый знак не обозначает звука. Повторение пройденного материала.

                                                               

ВТОРОЙ БЛОК РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «МОЯ МАТЕМАТИКА»

Пояснительная записка

Блок призван:

-дать дошкольникам элементарную числовую грамотность, начальные геометрические представления;

-развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию;

-развивать наглядно – образную, словесно-логическую и эмоциональную память; внимание, наблюдательность, логическое мышление;

-развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;

-изучить натуральные числа от 1 до 10 на системе практических занятий с
использованием наглядности;

-раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе  элементарных практических действий,

-научить ориентироваться в тетради, аккуратно и систематически вести записи.

Конкретное предметное содержания отобрано таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями. Научить устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах.  Выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих или не обладающих заданным свойством.  Давать точный ответ на поставленный преподавателем вопрос. Подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

Формирование математических представлений производится на основе широкого использования  дошкольного опыта ребенка. В связи с этим, например, порядок ознакомления с натуральными числами, несколько отличается от традиционного. Так, сначала дети учатся называть числа по порядку от 1 до 10, узнавать знакомые цифры, пересчитывать предметы.

Проводится подготовка к усвоению в дальнейшем понятия величины: дошкольники знакомятся с примерами наиболее распространенных в практике величин - длина, масса, время.

Линия  логического развития детей начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда они выполняют простейшие действие классификации (например, разложить  предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме).  На доступных примерах  разъясняется смысл таких  «логических» слов,  как  «любой», «каждый», «все», «какой-нибудь» и т.д.

Большое значение для математического развития ребенка имеет линия геометрической пропедевтики. На занятиях дети познакомятся с некоторыми геометрическими фигурами, их названиями и изображениями.

Цели: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребёнка.

Задачи:

- подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями;

-устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах;

-выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

-давать точный ответ на поставленный вопрос;

-подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.).

Планируемые результаты:

-выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих заданным свойством;

-показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами;

-сравнивать предметы по размерам, по длине, по массе, используя практические способы;

-определять, в каком из двух множеств больше или меньше предметов, или во множествах элементов поровну;

-называть числа в прямом и в обратном порядке от 1 до 10;

-сравнивать числа, характеризуя результат сравнения словами «больше», -«меньше»;

-пересчитывать элементы данного конечного множества;

-читать любое число от 1 до 10;

-называть и различать геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник

Интеграция образовательных областей

Базовая образовательная область

Интеграция образовательных областей

Формирование элементарных математических представлений

«Познание: продуктивная деятельность, сенсорное развитие», «Социализация», «Труд», «Коммуникация».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  «Моя математика»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Знакомство с пособием

Учить обобщать предметы. Познакомить с принципом работы в тетради.

Утро. День. Вечер. Ночь.

Учить ориентироваться во времени суток. Закрепить счет в пределах 10.

Октябрь

Вчера. Сегодня. Завтра.

Учить ориентироваться во времени с помощью слов вчера, сегодня, завтра.

Проверь себя.

Учить соединять точки одного цвета при помощи линейки. Закреплять навыки обводить по контуру.

Цвет: желтый, красный голубой.

Познакомить с вопросом «Сколько» Учить обобщать предметы.

Разноцветные семейки.

Закреплять счет в пределах 10.  Учить составлять задачи по карточкам.

Ноябрь

Форма круг, квадрат, треугольник.

Учить различать геометрические фигуры по характерным признакам. Закреплять навыки обводить фигуры по контуру.

Большие и маленькие

Учить задавать вопросы со словом «Сколько», распределять предметы по форме и цвету.

Прогулка в парк

Учить ориентироваться при помощи слов «раньше», «позже», «потом».

Что из чего, что для чего.

Учить обобщать предметы по выделенным признакам.

Декабрь

Кто где живет?

Учить задавать вопросы к задаче. Учить объединять предметы по признаку.

Больше или меньше.

Закреплять понятия больше, меньше.

Большие и маленькие

Учить различать предметы по высоте.

Собираем из частей.

Учить собирать целое из частей. Закреплять объединение предметов по признаку.

Январь

Собираем, складываем

Закреплять умение задавать вопрос к задаче «сколько».

Забираем часть

Учить работать с задачей со словами «Было», «Забрали», «Осталось», «Вместе стало»

Как вас называть?

Учить объединять предметы, дать понятие множества.

Февраль

Один и два. Первый, второй.

Учимся строить ряд чисел от 1 до 5 и называть порядковые номера.

Печем пироги. Мерки.

Учимся определять объем жидких и сыпучих тел с помощью мерки.

Три, трое, третий.

Знакомство с составом числа.

Игры дома и во дворе.

Повторение понятий «сначала», «раньше», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра».

Март

Четыре, четверо, четвертый.

Знакомство с составом числа 4, учимся присчитывать по единице.

Игра «Найди меня»

Учимся придумывать математические рассказы по рисункам.

Кватрег или треквад

Учимся конструировать из названий составных геометрических фигур.

Апрель

Пять, пятеро, пятый

Знакомство с числом и цифрой 5, состав числа5.

Проверь себя

Закрепление и проверка ранее изученных тем.

Шесть, шестеро, шестой

Знакомство с числом и цифрой 6. Состав числа.

Семь, седьмой.

Знакомство с числом и цифрой 7. Состав числа.

Май

Длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше.

Учить измерять длину с помощью заданных мерок.

Счет двойками и тройками

Учить счету в пределах 10, двойками и тройками.

Играем и считаем

Закрепление ранее полученных навыков и знаний.

ТРЕТИЙ БЛОК:  РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИКТ.

НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ВСЁ ПО ПОЛОЧКАМ».

Пояснительная записка.

Основой программы «Развитие логики с элементами ИКТ» служит курс информатики («Всё по полочкам»), являющийся составной частью комплексной программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Данный курс ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. Ребёнок должен освоить умственные операции, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий. В программе для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, скорее всего, можно говорить о формировании и развитии ряда умений.

Планируемый результат.

К концу обучения дети овладеют следующими основными знаниями, умениями и навыками:

-Умение выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- Умение обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

- Умение сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- Умение называть главную функцию предметов;

- Умение расставлять события в правильной последовательности;

- Умение выполнять перечисляемую или изображённую последовательность действий

- Умение описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- Умение находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

- Умение приводить примеры истинных и ложных высказываний;

- Умение приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

- Умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

- Умение находить похожее у разных предметов;

Получат возможность овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

-Умение находить предметы, обладающие несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся несколькими свойствами;

-Умение применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

- Умение формулировать отрицание по аналогии;

- Умение видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

- Умение проводить аналогию между разными предметами;

- Умение переносить свойства одного предмета на другие.

Интеграция образовательных областей

Базовая образовательная область

Интеграция образовательных областей

Информатика

«Познание: продуктивная деятельность, сенсорное развитие», «Социализация», «Коммуникация».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  «Все по полочкам»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Выделение признаков предметов. Занятие 1.

Учить подбирать объекты с заданными признаками

Выделение признаков предметов. Занятие 2.

Познакомить детей с таким признаком, как функция предмета.

Октябрь

Формирование понятия «функция». Занятие 1.

Познакомить с функцией предмета «оставлять след на чем-нибудь)».

Формирование понятия «функция». Занятие 2.

Познакомить с функцией предмета «открываться-закрываться»

Формирование понятия «функция». Занятие 3.

Познакомить с функцией «летать». Учить сравнивать признаки.

Сравнение признаков предметов.

Ноябрь

Формирование понятия «часть-целое»

Учить расставлять события в правильной последовательности.

Разбиение группы на подгруппы. Занятие 1.

Учить разбивать группы на подгруппы с заданными признаками.

Разбиение группы на подгруппы. Занятие 2.

Формировать умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

Выделение подгруппы в группе.

Учить выделять позитивные и негативные стороны предметов и явлений.

Декабрь

Соотнесение элементов двух групп между собой.

Занятие 1.

Учить детей соотносить элементы двух групп между собой. Учить составлять простейшие алгоритмы расстановки.

Соотнесение элементов двух групп между собой.

Занятие 2.

Учить выявлять главные признаки предметов.

Упорядочение предметов

Учить упорядочивать предметы. Формировать понятие закономерность.

Закономерность в расположении предметов. Занятие 1.

Учить сравнивать предметы по свойствам. Обсудить применение этих свойств в быту.

Январь

Закономерность в расположении предметов. Занятие 2.

Формировать понятие «закономерность». Формировать понятие «истина-ложь».

Последовательность событий. Занятие 1.

Учить расставлять события в правильной последовательности.

Формировать понятие «отрицание».

Последовательность событий. Занятие 2.

Учить делить действия на этапы, составлять из них последовательность

Февраль

Разбиение действий на этапы.

Учить разбивать действия на этапы. Формировать понятие «часть-целое».

Формирование понятия «алгоритм». Занятие 1.

Формировать понятие «алгоритм». Учить выполнять действия кодированными знаками.

Формирование понятия «алгоритм». Занятие 2.

Учить разбивать действие на этапы.

Формирование понятия «алгоритм». Занятие 3.

Формировать понятие «алгоритм». Формировать понятие «часть-целое».

Март

Кодирование действий условными знаками. Занятие 1.

Учить выполнять действия, кодированные условными знаками.

Кодирование действий условными знаками. Занятие 2.

Формировать понятие логическая операция «И».

Формировать понятие «логическая операция «И».

Формировать понятия «функция».

Формирование понятия истинное и ложное.

Формирование понятия «истинное и ложное».

Апрель

Формирование понятия «отрицание». Занятие 1.

Учить выделять предметы, не обладающие данными признаками.

Формирование понятия «отрицание». Занятие 2.

Учить упорядочивать предметы по определенному признаку.

Формирование понятия «отрицание». Занятие 3.

Учить выделять предметы, обладающие данными признаками.

Формирование умения пользоваться разрешающими и запрещающими признаками

Учить расставлять события в правильной последовательности.

Май

Задачи на смекалку.

Учить соотносить элементы двух групп.

Учить решать задачи –шутки.

Развитие творческого воображения.

Выявить и продолжить закономерность в расположении предметов.

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ «РИТОРИКА»  «ТЫ СЛОВЕЧКО – Я СЛОВЕЧКО»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету риторика составлена в соответствии с авторской программой авторов: Т.А. Ладыженская, З. И Курцева.

Она рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Обучение строится на основе пособия «Ты-словечко, я-словечко»,  (автор З. И. Курцева) – образовательная программа «Школа 2100».

Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить дошкольников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед детьми сама жизнь.

        Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • осознавать роль речи в жизни людей;
  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Планируемый результат

  • анализировать эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести диалог;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе рисунков, опорных слов
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Интеграция с образовательными областями.

Базовая образовательная область

Интеграция образовательных областей

Риторика

«Познание: продуктивная деятельность» «Социализация», «Коммуникация».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  «Ты словечко – я словечко»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Знакомьтесь!

Познакомить детей с общими задачами курса, с пособием и героем Риториком.

Что такое общение?

Показать детям, что без общения жизнь человека невозможна. Воспитывать любовь к животным.

Октябрь

Для чего люди общаются?

Познакомить детей с основными коммуникативными целями. Объяснить разницу в целях: поделиться радостью и похвастаться.

Общение бывает разным.

Познакомить с некоторыми видами общения.

Устное общение.

Показать детям значимость устного общения.

«Говорит она беззвучно…»

Показать роль книги в жизни человека. Прививать любовь к книге.

Ноябрь

Письменное общение

Показать детям, что письменное общение может осуществляться по – разному. Познакомить с техникой разгадывания ребусов.

Зачем быть вежливым?

Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником.

До свидания!

Продолжить работу по речевому этикету.

Кто? Кому? Зачем? Как?

Познакомить детей с основными компонентами речевой ситуации, как: кто говорит, к кому говорящий обращается с речью и т. д.

Декабрь

Тихо или громко?

Обратить внимание детей на то, что уровень громкости всегда соотноситься с конкретной ситуацией и видом общения.

Каким тоном?

Учить детей использовать интонацию в зависимости от конкретного речевого жанра.

«От улыбки стало всем светлей…»

Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседником.

Можно ли общаться без слов?

Познакомить детей с невербальными средствами общения (мимика, жесты, телодвижения).

Январь

Как обратиться с просьбой?

Учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику.

Не забудь извиниться!

Познакомить детей с речевыми формулами, которые используются при извинение.

Алло! Алло!

Познакомить детей с тем, как нужно вежливо отвечать на телефонные звонки.

Февраль

Ты - слушатель

Объяснить детям, что общаясь мы не только говорим, но и слушаем.

Какой ты слушатель?

Объяснить детям суть не рефлексивного слушания.

Какой ты слушатель?

Формировать умение адекватно воспринимать информацию.

Правила общения.

Вспомнить с детьми правила общения. Вспомнить основные правила.

Март

Ты зритель.

Познакомить с правилами поведения в театре.

Ты пассажир.

Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Слово не воробей, вылети не поймаешь.

Объяснить детям что слово человека могущественное. Им можно пожалеть, обидеть, огорчить.

Слово не воробей, вылети не поймаешь.

Убедить детей, что только добрые и ласковые слова помогут собеседникам найти взаимопонимание.

Апрель

Человек без друзей, сто дерево без корней.

Объяснить детям, что в основе дружбы лежит взаимопонимание.

Человек без друзей, сто дерево без корней

Закрепить понятие дружба.

Слово не воробей, вылети не поймаешь.

Закрепить умение общаться ласковыми словами.

«От улыбки стало всем светлей…»

Закрепить у детей умение общаться с улыбкой, что улыбка признак доброго расположения говорящих.

Май

Сочувствие.

Познакомить дете1 с таким качеством как сочувствие.

Алло! Алло!

Учить детей быть не только вежливыми собеседниками, но и осмотрительными в случае беседы с незнакомым человеком.

До свидания Риторик.

Закрепить ранее пройденный материал при помощи игровой ситуации.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Формы работы:

-дни открытых дверей;

-консультации;

-семинар для родителей.

- «Родительская гостиная»

Тематика:

-Родитель – это профессия.

-Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

-Здоровый ребенок – хороший ученик.

-Как ребенку помочь стать самостоятельным.

-Физическая подготовленность ребенка к школе.

-Социально — личностное развитие будущего первоклассника.

-Первые дни ребенка в школе.


АНКЕТА №1

для родителей будущих первоклассников

Уважаемые, родители!

Ваши дети скоро пойдут в школу. И наверняка у Вас есть вопросы, которые Вы хотите обсудить со специалистами: воспитателями, педагогом-психологом, учителем, врачами. Укажите тему и мы постараемся Вам помочь.

1. Успешный первоклассник это какой?

2. Оценки в первом классе.

3. Развитие у детей памяти, внимания, мышления.

4. Надо ли обучать ребенка чтению до школы.

5. Надо ли обучать ребѐнка до школы письму.

6. Развитие любознательности у детей.

7. Ребенок – лидер.

8. Развитие самостоятельности, трудолюбия.

9. Воспитание физически крепких детей.

10. Об отношении взрослых к вопросам, которые задают дети.

11. Капризы и упрямство ребенка.

12. Как делать домашние задания с первоклассниками.

13. Темы предложенные Вами___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните, какие формы работы Вас больше устраивают

I. Групповое собрание родителей, освещение теоретических аспектов проблемы.

II. Мастер-класс по овладению способами подготовки детей к школе.

III. Вечер вопросов и ответов.

IV. Тематический вечер с показом слайдов, выставкой, выступлениями детей.

V. Обмен опытом воспитания между родителями.

VI. Материалы, помещенные на стендах для родителей: статьи, папки-передвижки, библиотечка для родителей, выставка детских работ.

VII. Укажите иную формы обмена информацией_________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

АНКЕТА №2

для родителей будущих первоклассников

Уважаемые, родители!

Впереди последний год дошкольного детства вашего ребѐнка. Задача взрослых организовать этот период жизни таким образом, чтобы к началу школьной жизни ребѐнок пришѐл с достаточным багажом знаний и умений.

Коллектив детского сада просит ответить Вас на вопросы анкеты с целью качественной организации работы по подготовке детей к школе.

Ваш пол____________________

Возраст_____________________

Возраст вашего ребенка________

Пол вашего ребенка___________

1. Вы считаете, Ваш ребенок к школе ГОТОВ/НЕ ГОТОВ

2. Что вы понимаете под готовностью ребенка к школе_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как Вы (лично) готовите ребенка к обучению в школе________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Посещает ли Ваш ребенок подготовительные курсы при школе (какой)_________________________________________________________________

5. По какой причине Вы решили отдать/ не отдавать ребенка на подготовительные курсы к школе ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Укажите шесть качеств (указывающие на готовность к школе) которые есть у вашего ребенка _______________ _______________

_______________ _______________

_______________ _______________

7. Укажите качества вашего ребенка, которые необходимо развивать для его успешного обучения в школе________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В какую школу (класс) вы хотите отдать Вашего ребенка, чем Вы руководствовались________________________________________________________________


 

9. Какую работу, на Ваш взгляд проводят воспитатели, специалисты ДОУ по подготовке детей к школе________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Удовлетворены ли Вы качеством организации работы с детьми по подготовке к  школе__________________________________________________________________

11. Ваши предложения по совершенствованию организации работы коллектива ДОУ по подготовке детей к школе_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Есть ли Вас потребность в дополнительных образовательных услугах ДОУ, укажите направления работы, специалистов__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Напишите слова своему ребенку, которые Вы хотели бы ему сказать первого сентября____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой.

В ходе педагогической диагностики проверяется:

  • состояние пространственного восприятия;
  • состояние зрительного восприятия;
  • состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
  • умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена.
  • наличие интуитивных дочисловых представлений;
  • овладение представлениями, лежащими в основе счета; самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  • умение сравнивать два множества по числу элементов;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;

Предлагаемая педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им листах.

Преимущество группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени. Данные наблюдений и результаты выполнения групповой работы вносятся в бланк обследования, приведенный в приложении.(Приложение 1)

Второй этап – индивидуальное обследование – проводится только с теми детьми, которые ошиблись при выполнении каких-либо заданий в групповом обследовании.

Педагог  наблюдает за деятельностью ребенка, фиксирует на том же листе для обследования уровень оказанной ему помощи, а результаты выполнения сразу же заносит в бланк обследования.

Индивидуальное обследование проводится на следующем занятии после группового обследования.

Групповая работа включает в себя обследование:

– состояния зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задание 1);
– уровня пространственных представлений (задания 2, 4);
– умения классифицировать предметы, выделять признак, по которому проведена классификация (задание 6);
– умения сравнить два множества по числу элементов и выполнить задание в точном соответствии с инструкцией (задание 5);
– умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания и переходить от числа к конечному множеству предметов (задание 3);
– сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 7, 8)

Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 25 минут.
При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия.

1. Индивидуальное обследование необходимо проводить с ребенком так, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

2. Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка (как его групповой, так и индивидуальной формы) заносятся в бланк обследования . На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого задания. На горизонтальной – номера диагностических заданий: 1 – уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; 2 – уровень развития пространственных представлений; 3 – уровень умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов; 4 – уровень сформированности интуитивных топологических представлений; 5 – уровень умения сравнивать два множества по числу элементов; 6 – умение провести классификацию; 7 – уровень развития фонематического слуха и восприятия; 8 – сформированность предпосылок к овладению звуковым анализом и синтезом.

Задания

I этап – фронтальное обследование

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

http://nsc.1september.ru/2002/03/2.gif

 Оценка выполнения задания:

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2

Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

http://nsc.1september.ru/2002/03/3.gif

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);

0 баллов – задание не выполнено.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Задание 3

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

http://nsc.1september.ru/2002/03/4.gif

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

http://nsc.1september.ru/2002/03/5.gif

1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.

2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.

4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения задания:

3 балла – все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5

Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

http://nsc.1september.ru/2002/03/6.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – сравнение проведено верно;

0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

http://nsc.1september.ru/2002/03/7.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

http://nsc.1september.ru/2002/03/9.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8

Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.

http://nsc.1september.ru/2002/03/8.gif

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – наличие ошибок в один звук;

0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

II этап – индивидуальное обследование

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребенок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребенка записываются на этом листе рядом с заданием.

Задание 5-И

Если ребенок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?"

Если объяснение правильное: "Один круг лишний", "В каждом круге есть треугольник, а в этом – нет", по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.

В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить: "Чего больше?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Задание 6-И

Если ребенок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит: "Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям", вы еще раз спрашиваете: "Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?" В случае ответа: "Белка не птица" (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки ("Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов" или "Птицы и белки живут на деревьях"), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.

Задание 7-И

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1. Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: "Скажи слово со звуком [с]".

2. Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: "Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку".

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить, есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребенок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребенок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.

Задание 8-И

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. "В слове "мак" три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где "живет" каждый звук". Учитель медленно произносит слово "мак", ведя указкой по схеме звукового состава слова.

http://nsc.1september.ru/2002/03/10.gif

Затем учитель предлагает ребенку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живет в этом домике.

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребенком произносит каждое слово и ведет указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: "Какое слово живет в этом домике?"

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла.

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием – оценка не изменяется, 0 баллов.

Данные педагогической диагностики позволят вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения

Приложение 1

П.

П.

Фамилия Имя

Дата рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

Примечание

Список используемой литературы

  1. Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследование ребенка

     в практике возрастно-психологического консультирования: учеб.    

     пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005.

  1. Горячев А.В., Ключ Н. В. «Все по полочкам» Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Изд. БАЛАСС;

          Москва 2010.

  1. Кислова Т. Р «По дороге к азбуке» Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. Изд. БАЛАСС ;

Москва 2007г.

  1. Курцева З. И. «Ты словечко, я словечко»  Методические рекомендации    

     для педагогов и родителей по дошкольной риторике. Изд. БАЛАСС    

         Москва2014.

  1. Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта [Текст] / Г. Кумарина // Коррекционно-развивающее образование.  2008.  № 4.
  2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу /Под ред.Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.
  3. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Изд. Солнечные ступеньки. Г. Сыктывкар. 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...