Методическая разработка "Россия - Якутия, национальные традиции"
методическая разработка (подготовительная группа)

Вакунова Ирина Викторовна

Сценарий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Россия – Якутия, национальные традиции»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой якутского народа: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Саха (Якутия): герб, флаг. Вспомнить особенности русского народного и якутского народного  костюмов.

Развивающие задачи:

развивать: умение свободно общаться с детьми и взрослыми; умение поддерживать беседу; умение отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; память, воображение, умение анализировать и делать вывод. обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.

Словарная работа:

Республика Якутия, Сэргэ, Салама, Чорон,  хомус.

Воспитательные задачи:

воспитывать в детях уважение и поддерживать интерес к якутскому народу, его культуре: чувство гордости за свою многонациональную страну, свой народ, развивать патриотические чувства.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под якутскую народную музыку и садятся на стульчики. Выходят двое детей в якутских национальных костюмах.

1ребенок.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

2 ребенок.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

1ребенок.

Один рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

2 ребенок.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Дети садятся на стульчики.

 Песня «У моей России»

Воспитатель: Наша страна необъятна и многонациональна. Сегодня мы с вами собрались в этом зале , чтобы больше узнать о республике Саха, о людях, которые там живут. Сегодня к нам в гости приехали коренные жители Якутии, которые расскажут и покажут много интересного о своей республике Саха.

Заходят гости – делегация, 4 взрослых и трое детей из Якутска.

Гости:

Ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие по Якутии вместе с нами?

Тогда представьте, что вы сели в самолет , путь до Якутии далёк.

На посадку приглашает самый лучший экипаж!

Аэробус совершает удивительный вояж.

Мы расселись у окошка, вьется лётная дорожка.

 До пяти  мы посчитаем, приготовились –

Взлетаем! (дети считают до 5).

Сейчас мы пролетаем над Россией.

Дети смотрят презентацию  о России.(Столица, герб,  флаг и т.д.)

Мальчик- якут.

Вот мы и приземлились в столице  республики Саха – городе Якутске.

Дорооборунг!  Багалыста ахын кунду ыэлдиттар. Добро пожаловать в столицу Якутии – город Якутск. Якутск – один из старейших городов нашей республики. Это культурный центр. В Якутске есть музей вечной мерзлоты, театры, памятники, гостиницы. Недалеко от Якутска найдены большие запасы угля. В Якутии добывают золото, алмазы, нефть. Давайте посмотрим фотографии об Якутии(презентация об Якутии).

Девочка – якутка:

Рассказать о родине моей,

О великой Лене, об Алдане,

Просишь ты меня, но ей- же- ей

Слов я не найду для описаний.

Верь – не верь – по мне моя страна

Краше все других и интересней;

Тут не слово – музыка нужна,

Сердце окрыляющая песня…

Гости:

А в Якутии сейчас праздник – «Ысыах». Вы уже знаете, что зима в Якутии бывает долгой, холодной и суровой, а лето  коротким. После долгой зимы, наконец, наступает долгожданное лето, и мы отмечаем это праздником – «Ысыах

Люди наряжаются в национальную одежду, расшитую цветными нитями (показывает на детей одетых в национальные костюмы).

На самой красивой поляне, ставят праздничный священный «Сэргэ» (коновязь) и украшают разными лоскутками ткани, это называется «Салама».

Готовят национальные блюда в якутской национальной посуде («Чорон» - деревянная посуда для кумыса. «Кытыйа» -  деревянная чаша., «ЫаБыйа» - деревянное ведро).

Праздник отмечается песнями и танцами. Выходите все в центр зала , я научу вас  якутскому танцу «огухай».А наши дети будут играть на якутском национальном инструменте – хомус. Это не самозвучащий инструмент. Таинство его состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно – голосовым аппаратом человека. Хомусы изготавливают из дерева, кости и железа. Послушайте как он звучит. А теперь возьмитесь за руки и выполняйте все движения за мной под моё горловое пение.

Танец.

В Якутии очень любят кумыс – его делают из молока кобылы. Это очень вкусный напиток и полезный для здоровья. В старину его пили якутские богатыри, а потом проводили состязания – мерились силой. Ребята, а вы сильные?

Проводится якутская игра с перетягиванием (Игра похожа на русскую «Репку»).

Играющие дети садятся на пол гуськом, держа друг друга за талию. Переднего выбирают самого крепкого и сильного(торут – корень). Торут берется за что-нибудь неподвижно укрепленной.Остальные стараются общими силами оторвать его.

Правила игры: - победителем считается крепыш, который не поддался, или группа, которая оторвала его

- количество участников определяется заранее

- игру надо начинать по сигналу.

После игры дети садятся на стульчики.

Девочка –якутка. Наша республика славится мастерами. Они чеканят, вышивают нитками, бисером, шьют красивые одежду, обувь. Делают поделки – сувениры из дерева, глины, меха.

Резьба на кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Смотришь, сердце замирает:

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова,

Мчатся белые олени,

Гонит их пастух вперед,

Неуклюжие тюлени

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой.

И встает морозный Север

Пере нами как живой.

Гости:  Ребята, посмотрите на поделки и  украшения якутских мастеров. (Рассматривают). И мы вам хотим подарить такие сувениры. Дарят подарки.

 Мальчик  -  якут:  Ребята, я хотел бы узнать, что вы знаете и узнали о моей Родине  Якутии.

Проводится викторина.

1. Столица - Якутии. (Якутск)

2. Назовите традиционные якутские инструменты. (Хомус, бубен).

3. Назовите животное, которое по праву можно назвать – хозяином арктической пустыни.  (Белый медведь)

4. Как называется переносное жилище оленеводов. (Чум или яранга).

5. Кто управляет собачьей упряжкой. (Каюр)

6. Как называются узкие, лёгкие сани, предназначенные для езды  на упряжках из собак или северных оленей. (Нарты).

7. Самая ценная и сладкая ягода Севера, про которую говорят «Ее запасать – болезней не знать». (Морошка)

8. Какие растения произрастают в тундре. ( Голубика, брусника, ягель, карликовая береза)

10. Животные тундры. (Северный олень, песец, птицы- полярная сова, куропатка).

11. назовите животных тайги . (Рысь, медведь, соболь, росомаха, бурундук, лось,заяц-беляк).

12. Какие национальные блюда Якути вы знаете? (Кумыс, оленина, якутские лепешки).

Молодцы.

А сейчас я приглашаю вас  посмотреть  Якутскую народную сказку (мультфильм) «Непослушный медвежонок». (Показ).

Гости: Ребята, вам понравилось у нас в гостях? Приезжайте к нам еще. Вам пора домой.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте поблагодарим наших гостей. (Хлопают)

Ребенок:

 Дружба народов – не просто слова,

Дружба народов навеки жива.

Дружба народов – счастливые дети,

Дружба – самое ценное, что есть на свете.

Хоровод «Росиночка – Россия».

Воспитатель: Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. А сейчас предлагаю все вместе пройти в группу на чаепитие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обрядовый праздник на основе национальных традиций "Играем в свадьбу" (Туйлы уйныйбыз) на татарском языке

Способствовать знанию культуры своего народа и в игре познакомить дошкольников с одним из важнейших обрядов во всех традиционных культурах - свадьбой....

Методические рекомендации по воспитанию ребенка на основе национальных традиций в семье для родителей.

Практические советы родителям по духовно-нравственному воспитанию детей в семье...

Национальная подвижная игра как средство приобщения детей к национальным традициям

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что ДО направлено на формирование общей культуры, развитие физических, нравственных, интеллектуальных, личностных...