Статья на тему: "Нестандартные способы стимуляции внимания, развития памяти у детей дошкольного возраста"
статья

Панфёрова Елена Викторовна

Статья на тему: "Нестандартные способы стимуляции внимания, развития памяти у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Нестандартные способы стимуляции внимания, развития памяти у детей дошкольного возраста»

Составила воспитатель: Панферова Елена Викторовна

Проблема привлечения и удержания внимания детей актуальна и сложна. Как привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка - вот самая сложная задача педагога. Решить проблему невнимательности детей можно, если учитывать особенности детей, использовать эффективные приемы активации и стимулирования внимания детей, следовать определенным правилам на занятии.
Развитие внимания - одно из главных направлений моей педагогической деятельности. Ведь от того, как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения , способность приобретать и накапливать полученные знания.
С опытом работы, я сделала вывод, что в дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие,вызывает положительные эмоции.
К шестилетнему возрасту ребенок способен удерживать внимание, концентрироваться на каком то занятии.. Я стараюсь научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием может ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать.
Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого , шаг за шагом,к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат.
Психологи выделяют три вида:
Первичное непроизвольное внимание - это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание или яркая картинка, на котором остановился взгляд.
Вторичное непроизвольное внимание - у дошкольников его можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться - вторичное внимание.
Произвольное внимание - это вид отличается от непроизвольного тем,что человек должен сам сконцентрироваться не деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным, маленькие дети не владеют,эта способность появляется с опытом и возрастом.
Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникло монотонности, убивающей интерес.Детьми движет интерес, если интересно, появляется произвольное внимание. Интерес пропал - начинается поиск нового источника "вдохновения".
Совершенно по другому ведут себя старшие дошкольники. В этот период ребенок интенсивно развивается, мозг требует более серьезной работы и познавательной деятельности. Так, ребенок учиться владеть произвольным вниманием. Чем старше ребенок становиться, тем успешнее он овладевает искусством быть внимательным.
Как воспитатель дошкольного учреждения, я могу удерживать внимание ребенка до 30 минут. Как это можно сделать, чтобы ребенок не отвлекся, чтобы ему было интересно, познавательно, а главное запомнилось, и можно было этим знания применить на практике.
В своей работе, я стараюсь не заставлять детей делать делать что то насильно. Ребенку в этом возрасте по душе игры, которые я использую в работе. Для младших дошкольников достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине. Детям из средних групп уже можно предлагать задания посложнее: выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий. В старших группах обязательно заинтересует детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Самые старшие дошкольники уже с интересом будут составлять целевые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. Так же можно использовать пазлы для развития произвольного внимания. Это могут быть разрезные картинки из знакомых мультфильмов или сказок.
Для развития слухового внимания я использую музыку, очень хорошо дети реагируют на песни со словами, где указывается, что надо сделать: повернуться, подпрыгнуть или присесть.
Для зрительного внимания, хорошо подходит игра в мозаику, сделай по образцу, тут без внимания не обойтись.
В своей работе я стараюсь заниматься с детьми на внимательность не более 15 минут. Это самое оптимальное время для работы с детьми.
Развитие внимания во многом зависит от того, насколько интересно ребенку занятие. А поскольку дошкольник находиться в том самом благодатном возрасте, когда все вокруг может быть удивительно и интересно, нужно и можно сыграть на этих исследовательских струнах.
Какие бы приемы я не использовала в своей работе, самым важным остается то, насколько я чувствую психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя я могу применить тот или иной способ активизации внимания, а так же нестандартные ходы , творчество и выдумка мои верные помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспит...

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....

Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвя...

Статья на тему "Нетрадиционная аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Актуальность темы заключается в том, что нетрадиционная аппликация в продуктивной деятельности является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляю...

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста.

развитие чувства ритма, внимания и памяти у детей  дошкольного возраста с помощью нейроигр....

Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Фотографии с детьми Музыкальные нейроигры и упражнения как средство развития чувства ритма,  внимания и памяти у детей дошкольного возраста...