отчет по самообразованию
материал

дидактическая игра как средство развития детей в раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет по самообразованию25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Отчет

по самообразованию на тему:

«Дидактическая игра как средство развития детей в раннем возрасте»

воспитателя Верещагиной Юлии Николаевны

во второй группе раннего возраста «Цветик- Семицветик»

за 2019-2020 учебный год.

Камчатский край

с. Мильково

май 2020 год.

Я, Верещагина Юлия Николаевна, работаю во второй группе раннего возраста.

Образование – средне – специальное.

Педагогический стаж - 21 год.

Стаж работы в МКДОУ- 10 лет.

Квалификационной категории нет.

        Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:

- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования - «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

2. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

3. Повысить компетентность в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

Актуальность

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – в программе большое внимание уделяется взаимодействию педагогов и детей, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры

2. Венгер Л,А, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.: Просвящение, 1988. – в книге приводятся дидактические игры и упражнения, целью которых является ознакомление детей с цветом, формой и величиной предметов. Одни игры и упражнения взяты из вышедших книг и сборников, но описаны более детально, другие предлагаются впервые. Рекомендуемые игры и упражнения представляют собой определенную систему

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015. – пособие содержит картотеку сюжетно-ролевых игр направленных на социально-коммуникативное развитие детей и формирование игровых умений. Использовалось в создании картотеки дидактических игр.

4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008. - В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений. Использовалась в создании картотеки дидактических игр.

5. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977. - В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста.

6. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. - В пособии предлагаются примерное планирование и методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по художественно-эстетическому развитию детей в разных возрастных группах.

7.Лыкова И. А.: Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Изд.: Карапуз, 2010 г. - В учебно-методическом пособии представлена коллекция дидактических игр, разработанная автором на основе интеграции познавательной и художественно-продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в целях развития мышления средствами изобразительного творчества. Суть интегративного принципа состоит в проблематизации содержания изобразительной деятельности и форм организации мыслительной активности. Дети активно включаются в дидактическую игру уже на этапе ее подготовки (самостоятельно создают дидактический материал) и тем самым осмысленно, творчески, индивидуально решают познавательные задачи. 
8. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. - В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности

https://www.maam.ru

https://infourok.ru

https://nsportal.ru

http://vospitatel-ru.– интернет ресурсы использовались для поиска новых вариантов дидактической игры и мониторинга новых педагогических идей по теме самообразования. А также для поиска литературы, которая отсутствовала в печатных источниках.

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы:

- дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

- выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия, помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

- для развития познавательной деятельности детей дидактические игры и пособия должны быть вариативными.

        В работе с детьми я способствовала:

-развитию положительного самоощущения: уверенности в своих возможностях;

-развитию у детей социальных навыков: соблюдать очередность, устанавливать новые контакты, умению договариваться;

-создавала возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими детьми.

        Также я проводила работу с родителями: 

Для повышения компетентности родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру использовались различные формы работы.

Консультации для родителей в форме папок-передвижек оказывают теоретическую помощь, так как у родителей не всегда есть время для беседы с воспитателем группы. При оформлении учитывались следующие требования: материал должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется, иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.

Было проведено анкетирование «Игра в жизни ребенка», консультация «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста», родителям были предоставлены буклеты «Роль родителей в игре ребенка» и «Игры своими руками».

Реализация поставленных задач:

В результате изучения литературы были выявлены различные классификации дидактических игр: по содержанию (математические, речевые, музыкальные и т.д.); по дидактическому материалу ( настольные, словесные, предметные и т.д.); по характеру действий (поручения, загадки, беседы и т.д.). Практически каждая дидактическая игра может использоваться в разных образовательных областях .

За основу работы по самообразованию взята классификация дидактических игр по содержанию. Для более углубленного изучения сформированы три категории дидактических игр.

В картотеку входят:

- дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром

- игры на развитие сенсорных навыков

- игры направленные на формирование навыков здорового образа жизни.

Результат деятельности

Продолжить изучение темы «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста».

Изучить новинки методической литературы по данной теме.

Продолжить работу по разработке новых дидактических игр.

Систематизация накопленного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...