Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
статья

Мартемьянова Зоя Юрьевна

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и часто является устойчивым захватом не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, вводя ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для нее развиваем ее воображение и способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и часто является устойчивым захватом не только особо одаренных, но и почти всех детей, то есть, вводя ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для нее развиваем ее воображение и способности.

Интерес к деятельности детей обусловливается его важностью для личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а более возрастает.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой. аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение. интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия и изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Изобразительная деятельность. пожалуй, единственная область. где в процессе обучения полная свобода не только допустима. но и необходима для развития творческих способностей детей. Каждый ребенок. создавая изображение того или иного предмета передает сюжет, включает свои чувства,

понимание того, как оно должно выглядеть.

В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства. внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно - технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:

  • формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
  •  развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
  • формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта:
  • развитие эмоциональной сферы.

Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов. просветительскую работу с родителями. создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:

  • организация предметно-развивающей среды;
  • создание ситуации успеха:
  • сочетание индивидуальных и коллективных видов работы•,
  • выстраивание на занятии игрового сюжета:
  • создание ситуации творческого поиска;
  • стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник;
  • наличие творческих заданий:
  • проведение наблюдений перед рисованием с натуры:
  • интеграция различных видов искусства:
  • обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.

В работе по изобразительной деятельности используются следующие метолы и приемы:

Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин. образцов наглядных пособий, отдельных предметов: показ различных приемов изображения: детских работ в конце занятия, при их оценке.

Словесный метод - беседа. указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи. облегчают работу мышления и воображения.

Метол стимулирования занимательным содержанием — это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества, обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метола состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.

Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.

Технологические приемы, используемые в работе — это технологии, позволяющие сочетать различные материмы в одной творческой работе (акварель, гуашь. пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина. крупа. нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.

В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально - волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.

Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно пр...

Проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проек...