План по самообразованию на тему : "Триз"
материал (старшая группа)

Нуркенова Камила Жололиддиновна

Данный план по самообразованию рассчитан на три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_samoobrazovanie.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

План

по самообразованию на период с 2019 по 2021 г.г.

воспитателя МДОАУ Детский сад «ТОПОЛЕК»

Нуркеновой Камилы Жололиддиновны

высшей квалификационной категории.

Тема самообразования: «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Цель:                                                                                                      

1.   Повысить свой профессиональный уровень.                                                                    

 2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Задачи: 

1. Создание условий для исследовательской активности детей;

2. Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

3. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

4. Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

     Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Ожидаемые результаты:

1. Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

          Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей.  

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ - РТВ в играх, рекомендации родителям по созданию условий  для развития воображения, мышления, творческих способностей детей.

Содержание деятельности

  Сроки (начало- окончание)

Форма предоставления результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы

по теме самообразования

2019-2020 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень, развитие любознательности и познавательной активности.

1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного  процесса. 

Сентябрь-Октябрь

 

Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации

по данной теме в Интернете.

Ноябрь
Декабрь

Изучение литературы,

посещение интернет - лекций, интернет - семинаров и

форумов по теме применения

технологии ТРИЗ в ДОУ и проектной деятельности.


3.  Изучить книги:

 -Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

  - Страунинг А. М. «Задачи вокруг нас», Обнинск, 1997 – 111с.

- Нурмухаметова А. Б., Нурмухаметова И. Ф. «Играя, развиваем. Развивая обучаем», Набережные челны, 1997 – 80 с.

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

 

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

 - «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.)


В течение года





Январь-Февраль

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов занятий, развлечений.

 

4.  - Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: №8 (1988 г.),

№5,6 (1989 г.),

№1,2,3,5 (1990 г.),

№4 (1993 г.),

№1 (1994 г.),

 №5 (1996 г.),

 №11 (1997 г.),

№5,9 (1998 г.).

    - Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1,2,4 (2001 г )

   - Газета «Детский сад во всех сторон» № 31, 41, 42 (2001г.)

                                                                                                                                   

Март –

Май

Применять в своей работе с детьми.




 

2.  Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

2020 – 2021 учебный год

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разрабатывать программно- методического обеспечения образовательного процесса.

 

1. . Систематизировать практический материал по данной проблеме:  Интернет - ресурсы (детские презентации).

Развивающие компьютерные  презентации:

- «Инновации в образовании

ТРИЗ - педагогика Педагогический совет.  Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

- «Презентация по ТРИЗ (СО) + игры».  

Сентябрь -  Май

 

 

Наглядный материал 

 

2. Итоговая диагностика по  технологий ТРИЗ-РТВ у детей.

Сентябрь-Май

Информационные листы в виде таблицы с результатами. 

3.Знакомство детей с новыми методами:

 1) «Мозговой штурм» 2)Синектика

3)Метод Каталога

Метод фокальных обьектов

4)Системный оператор

5)Кольца Луллия

Морфологический анализ

6)Данетка

Золотая рыбка

7)ММЧ( моделирование маленькими человечками)

 

Октябрь

Ноябрь 

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Составление картотек  с использованием данных методов.

 

4. Родительское собрание:

« Знакомство с технологией ТРИЗ».  

  Ноябрь-декабрь

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).

3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей)

5.Конкурс пособий по ТРИЗ-технологи среди родителей

Январь-февраль

Дидактические пособия своими руками.

6.Консультации для родителей на тему:

 - « ТРИЗ в детском саду и дома».

  - «В помощь родителям развивающие игры ТРИЗ»

Март-апрель

Повысить образовательный уровень компетентности

родителей в вопросах речевого развития детей.

3.  Распространение опыта своей работы

2021 – 2022 учебный год

  Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации  в социальных сетях.

Составление календарно - тематического планирования, конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по  технологий ТРИЗ-РТВ.

1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сентябрь - Май

Публикации в социальной сети

2. Оформление уголка по ТРИЗ- технологии

Октябрь – Апрель

Игровые моменты, дидактические игры и упражнения.  - (Создание развивающей среды в группе, уголка для творчества детей).

 3. Семинар-практикум для воспитателей: «Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.

Ноябрь

Семинар - практикум для воспитателей.

4.Показ открытого занятия с использованием ТРИЗ- технологии для педагогов.

Декабрь

Развитие речи по ТРИЗ-технологии:

-сочинение стихов

-составление рассказов по картинке

-составление текстов сказочного типа

5.Составление картотек игр по ТРИЗ-технологии.

Январь -февраль

Дидактические пособия

4.Мастер – класс по теме: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Март

Семинар - практикум для воспитателей.

  5.   Консультации для воспитателей:

           «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).

Апрель - Май

Повысить образовательный уровень компетентности

педагогов в вопросах речевого развития детей.

6. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме.

Май

Отчёт по проделанной  работе по плану самообразования с сентября по май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

самообразование по теме ТРИЗ

В документе содержится полная информация по теме самообразования...

План по самообразованию на Тему: «Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ»

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»         План по самообразованию Тема: &laq...

План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"

   Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временно...