Проект «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»
проект (младшая группа)

Елена Сергеевна Волобуева

Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район

                   

ПРОЕКТ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

 «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»

Воспитатель:

Волобуева Елена Сергеевна

                         

пгт.Джубга

2019- 2020 гг.

                                       

 «Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев…».

В. А. Сухомлинский

Паспорт проекта

Тип проекта: долгосрочный

Вид проекта: социально-значимый, коллективный.

Сроки реализации: сентябрь- май.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Пальчиковые игры — это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогает концентрировать внимание.

Проблема проекта: при обследовании детей на начало учебного года у многих воспитанников выявлен низкий уровень развития речи и мелкой моторики;

Цель проекта : развитие мелкой  моторики кистей рук у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

  1. разработать и применить на практике перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук, способствующей развитию речи 
  2. развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;
  3. создать картотеку пальчиковых игр;
  4. содействовать созданию условий для речевого общения между детьми;

Для работы с родителями:

  1. привлекать родителей к проведению пальчиковых игр  в домашней обстановке;
  2. содействовать повышению компетентности родителей в области развития мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста.

Для педагогов:
      1. создание системы взаимодействия с родителями.

      2. содействовать повышению компетентности педагогов в области                        речевого развития и развития мелкой моторики воспитанников младшего дошкольного возраста.

Предполагаемый  результат: 

Для детей: результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.

Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

Для родителей: Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

 Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития моторики детей посредством пальчиковых игр.

Этапы реализации проекта

1 этап- подготовительный (октябрь 2019 г.) 

  • Составление перспективного плана реализации проекта;
  • Сбор информации, дополнительного материала.
  • Определение темы (проблемы проекта)
  • Принятие решения создать картотеку пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.
  • Привлечение родителей к сбору материалов
  • Пополнение книжного уголка книгами (родители, педагог)
  • Подбор наглядно-дидактического материала (педагог с участием родителей)

2 этап- основной (ноябрь 2019 г. - апрель.2020 г.)

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение и разучивание пальчиковых игр;
  • Элементы включения в НОД по всем направлениям (развитие речи, чтение художественной литературы, рисование, лепка, музыка и др.);
  • Показы кукольных театров;
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
  • Беседы по теме
  • Использование потешек и поговорок во время режимных моментов

 

Формы реализации проекта

Для детей:

  • Диагностика развития мелкой моторики рук
  • Беседа «Наши пальчики играют»
  • Игра-беседа с детьми.
  • «Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.
  • Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.
  • Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.
  • Включение элементов пальчиковых игр в НОД (ПР, РР, ЧХЛ, ХЭР)
  • Просмотр видеосюжетов, презентаций

Для родителей:

•        Дать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры

•        Консультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.

•        Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.

•        Индивидуальные беседы с родителями

Для педагогов:

•        Создание картотеки пальчиковых игр

•        Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».

3 этап – заключительный (май 2020 г.)

  • Подведение итогов реализации проекта.
  • Фотоотчет

Результаты реализации проекта

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики»

Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому. Занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве  и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле и др.

Отчет о реализации проекта

п\п

Дата реализации

Продукт реализации

1

В течение года

Включение пальчиковых игр в НОД (ПР,РР, ЧХЛ, ХЭР)

2

В течение года

Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты

3

03.10.2019г

Консультация для родителей «Пальчиковые игры»

4

24.10.2019г

Диагностика развития мелкой моторики рук

5

31.10.2019г.

Беседа «Наши руки не для скуки»

6

07.11.2019г

НОД «Пальчиковый театр «Репка»

7

21.11.2019г

Буклет для родителей «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет» (конкретные примеры)

8

26.11.2019г

Беседа «Наши помощники»

9

05.12.2019г.

 Повторение изученных ранее пальчиковых игр (индивидуальная диагностика)

10

13.12.2019г.

Развлечение с игрушками - шагайками

11

18.12.2019г.

Рассмотрение темы «Пальчиковые игры» на родительском собрании

12

25.12.2019г

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики и речи детей»

13

13.01.2020г

Игры с песком и водой

14

20.01.2020г

Беседа «Секрет в ладошке»

15

27.01.2020г.

Домашнее задание «Моя любимая пальчиковая гимнастика»

16

05.02.2020г

Буклет «Ум на кончиках пальцев»

17

14 - 20.02.2020г.

Индивидуальный опрос родителей по развитию моторики детей

18

21.02.2020г

НОД «Пальчиковый театр «Колобок»

19

04.03.2020г

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома»

20

12.03.2020г.

Беседа «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков»

21

18.03.2020г

Промежуточное тестирование

22

25.03.2020г

НОД «Пальчиковый театр «Репка»

23

Апрель

Видеоотчет «Пальчиковая гимнастика на ура!»

24

Май

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

«Игра как средство развития мелкой моторики рук у детей »

Развитие мелкой моторики пальцев рук   формирует у детей все психические процессы:  внимание, память, воображение, речь, что является предпосылкой для становления всех видов детской дея...

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Развитие ручной моторики у детей младшего возраста связано с речевым, психологическим, а также личностным развитием. Дидактическая игра является одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребен...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"                                        ...