Консультация для педагогов "Предметно-пространственная среда группового помещения в ДОУ"
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Предметно-пространственная среда группового помещения в ДОУ»

В любой дошкольной программе основу образовательного процесса составляют разные виды деятельности, в наибольшей мере способствующие решению развивающих задач на данном возрастном этапе.

К таким развивающим дошкольника видам деятельности обычно относят:

► игровую

► продуктивную

► познавательно-исследовательскую

► двигательную активность

Конкретный подбор игрового материала под определенный тип детской деятельности может осуществляться в зависимости от условий и возможностей дошкольного образовательного учреждения.

Предметно-пространственная среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды (и шире – общей культурной среды).

Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Общая модель образовательного процесса в детском саду может включать две структурные составляющие:

1) развивающие занятия в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми

2) свободную самостоятельную деятельность детей.

Содержательной базой образовательного процесса должны быть созвучные дошкольнику основные виды деятельности или культурные практики, которые вносит в его жизнь партнер-взрослый, и которые затем реализуются в его свободной деятельности – индивидуально или совместно с другими детьми.

К этим основным культурным практикам, через которые ребёнок входит мир культуры, относятся следующие:

► игровая деятельность,

► продуктивная деятельность,

► познавательно-исследовательская деятельность,

► чтение художественной литературы

На материале четырех указанных культурных практик развертывается также коммуникативная практика детей.

Все культурные практики должны иметь подкрепление в предметной среде.

Проблема заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения?

Традиционное зонирование по конкретным видам материалов, с отдельной стабильно учебной зоной, т.е. монофункциональное дробление пространства не годится. И не только потому, что для всего этого множества «уголков» недостаточно места.

Нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом.

Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности, и для двигательной деятельности.

Так же и пространство группового помещения должны стать полифункциональным в каждой из его частей.

Достаточно разделить его на три части:

1) зона для спокойной, по преимуществу, деятельности;

2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства

(активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

3) рабочая зона

► Все части пространства, в зависимости от конкретных задач  момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

►Пространство группового помещения должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих.

► Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

► Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами-метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.

► Таким образом, надо отказываться от однозначного соответствия  места хранения и пространства использования материалов, от их жесткой привязки друг к другу – это позволяет избавиться от традиционно принятой дробности пространства.

Особое внимание надо уделить устройству рабочей зоны

►Cтабильную учебную зону необходимо превратить в полифункциональное, трансформируемое рабочее пространство.

► Оно должно с легкостью менять свой облик: во-первых, «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью),

►во-вторых, «лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью)

► и, в-третьих, место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослым.

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединения в общий большой рабочий стол, или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Соответственно, столы должны быть легкими, подвижными.

ПРАВИЛО!!!

Каждая зона пространства должна располагать детей к нескольким видам деятельности – культурным практикам, в зависимости от ситуации и времени.

При этом, какие-то культурные практики тяготеют в большей мере к той или иной части пространства. Например, продуктивная деятельность больше тяготеет к рабочей зоне (рисовать, лепить, конструировать – удобно на столах), хотя в каких-то разновидностях она может осуществляться и в активной зоне (например, совместное конструирование из крупного напольного строительного материала).

Чтение и рассматривание книг – тяготеет к спокойной зоне, хотя не исключает и рабочую.

Какие-то культурные практики реализуются во всех зонах без исключения. Например, игра в ее разновидностях:

► подвижная с правилами или совместная ролевая – в активной зоне,

► режиссерская с настольными переносными макетами,

► настольная игра с правилами – в спокойной или рабочей зонах.

►Так же все пространство захватывает и познавательно-исследовательская деятельность.

Чтобы каждая часть пространства эффективно работала, необходимо разместить материалы на границах и внутри зон: притянуть к зоне материалы, необходимые для культурной практики, развертываемой здесь по преимуществу, расположить на границе двух зон материалы, часто используемые в обеих и т.п.

Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным:

Надо чтобы их было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом детям и т.п.). В данном случае статичная, витринная «красота» интерьера (с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям) должна уступить место функциональной «красоте».

Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор.

Примерная смысловая маркировка зон, их оборудование и материалы на границах могут выглядеть следующим образом.

Рабочая зона.

Пространство зоны: легкие столы (на двоих) или общий стол - трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колесиках).

На собственных границах зоны, на стеллажах:

1) для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы;

2) для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования (в том числе песок-вода), образно- символические и нормативно-знаковые материалы.

Спокойная зона.

Пространство зоны: небольшой ковер, легкие банкетки или диван - трансформер, 1–2 легких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

1) для чтения художественной литературы – подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

2) для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

2) для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры.

Активная зона.

Пространство зоны: ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:

1) для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные и тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

2 ) для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы.

На границах между зонами  (границы зон - подвижные):

1) между спокойной и активной зонами – крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объемные напольные модули;

2) между активной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули;

3) между спокойной и рабочей зонами – перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.

Предметная среда для игровой деятельности. Общие основания подбора игрового материала.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).

► игрушки-«персонажи»,

► игрушки-«предметы оперирования»,

► игрушки-«маркеры (знаки) пространства».

Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации.

«Предметы оперирования» – это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

«Игрушки-персонажи» – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).

Младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей «полную» воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки – предметы оперирования.

Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях.

Для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы «намекает» на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала).

Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

 В достаточно ёмком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра.

Первый параметр, определяющий меру условности игрушки, - её внешний облик.

► Условности игрушки, – ее внешний облик.

► В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль – модель, в крайнем выражении – действующая модель).

► Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

► В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека.

► Например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображать его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес.

►Такого рода игрушки, как бы «выпячивающие» самые существенные, типичные черты реального предмета, а остальные черты, передающие в обобщенной, недетализированной форме, принято называть прототипическими игрушками.

Второй параметр –  размер.

►Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися  к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек.

► Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек.

► Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.

Третий параметр, который также касается меры условности игрушки, связан со степенью её готовности.

Так, принято выделять готовые игрушки и сборные.

•Готовую сюжетную игрушку можно отнести к полюсу минимальной условности,

•Сборную (которая в своих частях не представляет собой отображения реального предмета) – к полюсу максимальной условности (только после ряда неигровых действий по сборке такая игрушка становится собственно сюжетной игрушкой, например, сборная модель самолета, сборная железная дорога и пр.).

В последнее десятилетие появился большой промежуточный класс игрушек по этому параметру – так называемые трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.

 Для игры детей 3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами).

Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:

1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

2) пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

3) домик-теремок – ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут «жить» мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой «дом» дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

4) тематический комплекс для разнообразных «поездок»: автобус-каркас с модулями сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п.

Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Воспитатель предлагает детям

•перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим),

•соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.

Характерным для сюжетной игры детей 4-5 лет является овладение гибким ролевым поведением и переход к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел». Увеличивается доля игрушек-трансформеров (самолет-автомобиль, робот-ракета), сборно-разборных игрушек. Игрушки-маркеры условного пространства с 4-хлет становятся особенно ценными для детской игры. Они претерпевают изменения в двух направлениях:

Первое – изменение в сторону большей реалистичности и уменьшения в размерах. Это средней величины кукольные дома и мебель для них, различного рода строения  гаражи, фермы, соразмерные кукольным персонажам, а также строительные наборы специального назначения – для возведения замка, крепости, сборных домиков и пр.

Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону предметов, все более прототипических и, в конечном итоге, условных, не имеющих определенной тематической нагрузки, которые могут обозначать все, что задумано самими детьми в игру. Это, например, скамеечка с рулем-штурвалом на конце, на которой могут уместиться и «водитель», и «пассажир», универсальная складная рама, обозначающая по прихоти детей контур корабля или самолета, и т.п.

Игрушки-персонажи также приобретают все больше реалистических черт и уменьшаются в размерах. Для детей 4-5 лет нужны средних размеров антропоморфные животные, куклы (в разнообразной одежде мальчиков и девочек), кукольные семьи, наборы наручных и плоскостных фигурок- персонажей (сказочных, из мультфильмов). Необходимы также фигурки зверей и птиц, отдельные и в наборах, средней вели чины и мелкие.

Полифункциональные материалы представлены крупными объемными набивными модулями (их количество увеличивается, а форма становится разнообразнее, по сравнению с младшими группами), крупным строительным материалом (напольным). Большое значение в качестве полифункционального материала получают крупные (напольные) кнопочные конструкторы, среднего размера деревянные строительные наборы, кнопочные строительные наборы типа «Дупло».

В средней группе предметно-игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать – радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.

Тематические «зоны» редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а «начинка» этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.

Так, довольно подробно обставленная в младших группах «кухня» для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/шкафчиком на колесах;

кукольная «спальня» и «столовая» – одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов.

Универсальная «водительская» зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких (30 -50 см) пятичастных ширм (рам) обеспечивает «огораживание» любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.). Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем «магазина», «кукольного театра» и т.п.

Старшая и подготовительная группы. Материалы для сюжетной игры.

Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5 -7 лет изменяются в двух направлениях.

С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию.

Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).

Также необходимы для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения – гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам- персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).

Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически - смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними.

Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). Мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится «пещерой», и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.

Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.

Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).

Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» – разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира).

Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и  пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).

Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребенку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.

Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам персонажам.

В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица.

Для реализации семейной тематики достаточно, например, набор из четырёх условных человечков намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).

Типы игрового материала для игры с правилом

Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами.

Типы игрового материала:

1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),

2) материал для игр на удачу (шансовых),

3) материал для игр на умственную компетенцию.

Предметная среда для продуктивной деятельности

Оборудование общего назначения

Доска для рисования мелом.

Губка.

Наборы цветного и белого мела.

Мольберт односторонний или двусторонний.

Наборное полотно 60×50 или 80×50.

Фланелеграф.

Стенд для рассматривания детских работ по рисованию,

демонстрации иллюстративного материала.

Доска для размещения работ по лепке.

Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке. Указка.

Резак для бумаги.

Валик для нанесения краски на бумагу.

Настольная точилка для карандашей.

Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

Фартук для педагога

Фартуки и нарукавники для детей.

Вторая младшая группа

Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе.

В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.

Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.

► Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе, поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.

► Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.

► Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.

► Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.

► По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.

Средняя группа

►Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.

► Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.

► Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).

► Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

► Такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста.

► Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

► Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. и.).

► В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку - пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.

► Баночки для промывания кистей (большая (0,5 л) – для промывания «по-черному» и маленькая (0,25 л) – для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

► Наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

► Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

► На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой можно использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал.

► В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики из-под лака для ногтей и пользоваться кисточкой, которая там имеется.

Старшая и подготовительная группы

► Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2-м основным направлениям:

–создание условий в группе для самостоятельной работы;

–факультативная, кружковая работа с детьми.

► Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом),

Подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п.

► Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд.

► Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

► Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности.

► Так, если сформировать у детей правильный навык шитья – иголка идет верх и от себя – можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

► Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботиться о подборе различных образов.

► Картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п.

► Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

► На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

► На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.).

► Затем – все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

► Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна-две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

► Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение.

► Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные. Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строительного материала находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет воспитателя Лях Е.П. об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки.

Отчет воспитателя Лях Е.П.об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки....

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ОТЧЕТ     воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Дубровной Людмилы Александровныоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещени...

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"...

Отчёт воспитателяоб особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных сре...

Справка об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения и игрового участка.

Справка об особенностях развивающей предметно-пространственной    среды группового помещения и игрового участка....

Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО.

Организация предметно-развивающей среды на групповом участкеДетский сад - это второй дом для детей и нам педагогам так хочется сделать его уютным и теплым. С введением ФГОС ДО меняются не только требо...