Позитивная социализация детей с особенностями развития в условиях ФГОС
статья

Бабешко Юлия Сергеевна

Согласно ФГОС, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекционной работы   в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении  образовательной программы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Позитивная социализация детей с особенностями развития в условиях ФГОС

     Согласно Фед.Закона «Об образовании в Российской Федерации» с 2012 года одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования  т. к. в последнее время возросло количество особенных детей с ограниченными возможностями.

         Согласно ФГОС, содержание коррекционно-развивающей работы должно быть направлено на обеспечение коррекционной работы   в психическом развитии категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении  образовательной программы детского сада.

Психологическое сопровождение  является неотъемлемым звеном системы педагогического сопровождения этой группы детей.

 В нашей образовательной организации МБДОУ «Солнышко» осуществляется работа   по следующим направлениям:

  Диагностическое, коррекционное-развивающее и социально-педагогическое направление:

 Хотелось, более подробно остановиться на диагностическом направлении, которое  предполагает классифицировать типичные трудности, возникающие у ребенка при освоении образовательной программы.

В начале каждого  учебного года, все воспитатели заполняли анкету «Моя группа», в которой отвечают на вопросы: Какие дети отстают от развития? суетливы, тревожны? и  т.д , далее, с родителями этих детей проводятся беседы, наблюдения за поведением детей и их деятельностью. По результатам проведенной работы выявляются дети, так называемой, «Группы риска», их количество в 12 группах составило  34 ребенка,  причем  они имеют несколько комплексных особенностей сочетающихся с проблемами в развитии речи.   На каждого из этих детей воспитателем группы составляется матрица развития и маршрут развития. При работе с родителями этих детей им предлагается пройти ПМПК, либо в городе Майкопе, либо в Краснодаре, для того,  чтобы получить четкие рекомендации от специалистов и получить статус ОВЗ, который дает много льгот и компенсаций. Таких детей у нас 17,  5 из них дети - инвалиды. Эти особенные дети имеют определенные диагнозы и обучаются по Адаптированным программам. Сегодня на нашем мероприятии вы увидели большинство этих детей.

Нарушения Опорно-Двигательного Аппарата– 1 ребенок

Умственная Отсталость – 1 ребенок

Нарушения Слуха – 1 ребенок

Задержка Психического Развития – 2 ребенка

Нарушения Речи – 11 детей

          Если исходить из наших наблюдений, то Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность имеют 90 % этих детей, проблемы с речью 100% детей.      

 Гендерный состав детей с особенностями составляет  5 девочек  и   12  мальчиков

Как же осуществляется образовательная деятельность?

     Этому как раз и посвящено коррекционно-развивающее направление                       с учётом выявленных индивидуальных особенностей ребенка продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей. Обязательно учитывается быстрая смена настроения ребенка, насколько ребенок может удерживать работоспособность в течение определенного промежутка времени и  особенность произвольного внимания.

          Скажу, что в каждой из 12 групп созданы «Журналы взаимодействия с узкими специалистами», которые заполняются педагогом – психологом и учителем - логопедом и включает в себя: план работы специалистов в данной группе, карту развития группы, матрицы развития детей из «группы риска»

        Большинство используемых мною упражнений имеют познавательную направленность, и содержание их определяется наличием проблем у ребенка. Но нельзя отведенное время  работать только над повышением уровня внимания или памяти. Это вызовет у ребенка отрицательный настрой, усталость и отвлекаемость. Помимо познавательных заданий в нем, как правило, присутствуют упражнения на развитие моторики, воображения и элементы сказкотерапии,  пескотерапии и психогимнастики, которые так нравятся детям.

Социально-педагогическое направление предполагает изучение семейных условий воспитания и развития ребенка с ОВЗ.   Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками и социумом.   Свое взаимодействие  с семьей ребенка  начинаю с первичной диагностики ребёнка, на этом этапе я знакомлюсь и  с  родителями.  Важно  установить доверительное отношение к специалисту, вызвать заинтересованность родителей. Мы для этого делаем все возможное, посещаем семьи дома, для того чтобы выяснить в какой обстановке и каких условиях проживают особенные дети.

        Хочется так же отметить,  что появилась необходимость в создании и проведении территориальных ПМПК. На  основе  рекомендаций, которой, в учреждении  составляются план индивидуально-ориентированных мероприятий для каждого ребенка.

Конечно же,   хочется видеть  перспективу дальнейшей работы с детьми ОВЗ.

                   И такая перспектива у нас появилась.  В октябре  2016 года в наше дошкольное учреждение поступило оборудование сенсорной комнаты, мы получили его благодаря Федеральной программе «Доступная среда».

Уже первый опыт использования  сенсорной комнаты показал, какой мощный развивающий, лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.

               Эффективность использования сенсорной комнаты заключается в том, что в отличие от традиционных методов педагогики в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие различного рода стимуляторов, применение которых создает дополнительный потенциал для развития ребенка. Мне бы хотелось,  чтобы вы лично в этом убедились, и поэтому после мероприятия приглашаю посетить нашу с «Волшебную комнату».

        Хотелось бы, отметить сотрудничество всех  специалистов нашего учреждения учителя-логопеда, физ. инструктора, муз работника и педагогов дополнительного образования с педагогом - психологом, т.к считаю , что только тесное партнерство и объединение наших совместных усилий ведет нас к достижению положительных результатов.

              Мы стремимся к еще более отлаженной системе в работе, совершенствуем преемственность в работе всеми специалистами ДОУ. Очень радостно видеть искреннее неравнодушие в глазах и действиях родителей по отношению к их особому ребенку. Делать  все возможное для  успешной социализации и познавательного развития ребенка. Мы пониманием проблемы и готовы меняться и продолжать накапливать опыт и знания в работе с детьми с ОВЗ. А пока дети с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении  приобретают элементарные навыки общения, делают первые маленькие шаги на пути социализации. Ведь жить им предстоит в социальном мире, в человеческом обществе.

Большая победа, если этот первый опыт оказывается удачным, и ребенок получает возможность развиваться наравне со своими сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атмосфера принятия и эмоциональной теплоты образовательного пространства как условие позитивной социализации детей с ОВЗ в контексте с ФГОС ДО

Данный материал     содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, испол...

Создание условий для позитивной социализации детей первой группы раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Доклад "Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!» "

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Презентация ""Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта "Вместе к успеху!""

Создание условий позитивной социализации детей с инвалидностью посредством реализации проекта «Вместе к успеху!»...

Создание условий для позитивной социализации детей раннего возраста.

Одним из требований ФГОС является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка....

Статья "ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Современное общество характеризуется веком информационных технологий. Общественное внимание фокусируется на качестве жизни и ее естественности; социализации, инновационном развитии и экономии ре...