Ярмарка педагогических идей "Вернисаж дидактических игр".
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Папилова Надежда Николаевна

Дидактические игры, которые являются методом обучения и самостоятельной игровой деятельностью в организации групповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_did._gry_2020g.docx445.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Вернисаж дидактических игр»

с особенностями декоративно-прикладного

искусства.

Дидактические материалы -  вид пособий, которые предназначены для организации групповой и индивидуальной работы с детьми (разнообразные дидактические игры).

 «Если вы сумеете научить ребёнка

в детские годы ощущать красоту,

изумляться дивным творениям

человеческих рук, красотой природы,

то вырастите человека с высокой

культурой чувств»

В.А. Сухомлинский.

 

Всю жизнь русские люди не просто стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами и предметами, но и делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу. И в этом мире вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалось декоративно-прикладное искусство.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественно-эстетического воспитания.

Мы педагоги не только даём детям определённые знания о промыслах, но и учим их видеть и понимать красоту, знакомим с особенностями тех или иных изделий декоративно-прикладного искусства, воспитываем уважение к труду народных мастеров.  Нет сомнений, что один из способов ознакомления с искусством - это игра, которая является ведущей деятельностью дошкольников, повышая интерес к деятельности,  и способствует более полному усвоению материала. И, учитывая свою тему по самообразованию «Формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающего мира посредством ознакомления детей с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства», я посчитала целесообразным создать цикл дидактических игр, которые помогут детям обогатить и закрепить знания о декоративно-прикладном творчестве.      

 Предлагаемые вашему вниманию материалы содержат авторскую интерпретацию известных игр, и могут быть использованы для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль:

- во-первых, они являются методом обучения;

- во-вторых,  самостоятельной игровой деятельностью.

В обоих случаях дидактическими играми руководит взрослый, но роль при этом различна. Если на занятиях мы с детьми знакомимся с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх мы с детьми выступаем  в качестве партнёра, где мы, взрослые, следим за их взаимоотношениями, оценивая  поведение. По результатам игры можно судить об её эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

  1. игры с предметами
  2. настольно-печатные  
  3. словесные игры.

Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию. Например, в таких дидактических играх, как «Составь узор», «Чудесная гжель», «Сложи картинку», «Времена года», где продолжаем знакомиться с новыми видами декоративного искусства, обращая внимание детей на особенности каждого вида росписи, развивая  творческие способности детей.

C:\Users\Папа\Documents\РП подгот группы 2020-2021г\Новая папка (2)\Отправить\Image_33.jpg

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными или разрезными картинками. Например, в таких играх, как «Лото – народные промыслы», «Четвёртый лишний», в которых детям доступны разные виды народных промыслов, развивая умение определять  и называть их: гжельская посуда,  роспись жостовских мастеров.

C:\Users\Папа\Documents\РП подгот группы 2020-2021г\Новая папка (2)\Отправить\Image_35.jpg

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретённые знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Например, игры «Лото – картины известных художников», «Жанры живописи», во время которых дети знакомятся с искусством художников, называя картину и автора его произведения, при этом  развивается общая художественная культура и художественный вкус.

C:\Users\Папа\Documents\РП подгот группы 2020-2021г\Новая папка (2)\Отправить\Image_36.jpg

Из существующих развивающих игр именно дидактические игры тесно переплетаются с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из самых эффективных методов обучения и содержат в себе большой потенциал для дальнейшего развития наших детей. Нельзя  откладывать в сторону значение дидактической игры в жизни каждого ребёнка!

Играйте чаще в развивающие игры, которые не только интересны, но и полезны в развитии наших детей.

        

Список литературы и использованных источников

1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.

2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009.

3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.

https://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-znachenie.html

          

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Ярмарке педагогических идей

"Знакомим дошкольников с символикой России"...

Ярмарка педагогических идей

Закрепление знаний  и умений детей по основамбезопасности жизнедеятельности в игровой форме....

Презентация Ярмарка педагогических идей"Формирование предпосылок УУД у старших дошкольников нетрадиционными средствами (бумажное моделирование)

На  фото  видны  используемые  приемы  работы  с  детьми по  развитию универсальных  учебных  действий...

Презентация игры на ярмарке педагогических идей Чудо-ярмарка

В презентации представлена игра по профессиям для ярмарки педагогических идей...

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»

Районный конкурс «Ярмарка педагогических идей и проектов 2020» среди педагогов дошкольных образовательных учреждений в номинации «Педагогический проект»  1 место (дип...