Доклад на республиканский семинар: "Актуальные практики обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития"
материал

Пахер Лилия Викторовна

Доклад: "Развитие речи дошкольников посредством художественного конструирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством художественного конструирования

Пахер Лилия Викторовна

                                                                                          МБДОУ «Улыбка»

                                                                                          г. Черногорск

  В период дошкольного детства  важное  значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

   В процессе своей работы я все больше и больше сталкиваюсь с детьми, у которых недостаточно развита речь. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.  Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.  М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому, развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

    Работая в группе компенсирующей направленности с детьми, имеющими речевые нарушения, я обратила внимание на то, что у большинства детей отмечается общее моторное отставание.   Поэтому  тема: «Развитие речи дошкольников посредством художественного конструирования» мне показалась значимой и актуальной. В связи с этим, я подробно занялась ее изучением через самообразование. Занятия по художественному конструированию, как и другие виды деятельности, носят коррекционную направленность, так как они способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

        В коррекционной работе я использую художественное конструирование: конструирование из бумаги,  пробок,  спичечных коробков,  природного материала, конструирование из коробок различной величины и формы, катушек и губок.  Дети  у меня конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.

   Поэтому такая деятельность позволяет проводить занятия очень интересно, эмоционально, с большой пользой, развивать речь, интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а также его личностные качества.

   Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на речевую активность и активную творческую работу, у меня, например, является игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования. Например: маркер игрового пространства «Автогородок» или «Арктика», где дети обсуждают, беседуют, планируют - где будет располагаться маркер; что и как на нем будет размещено; и из чего это можно сконструировать.        

   Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, тогда я использую рисунки, картинки, книги, карточки, натурные примеры и модели, видеоматериалы. А так же это может быть событие, происходящее в повести, сказке предварительно прочитав ее детям; общественные события (например, любой приближающийся праздник); события, специально смоделированные мной: вношу в группу предмет с необычным эффектом или назначением, который вызывает неподдельный интерес у детей. Пример: «Волшебная шкатулка»: предварительно прочитав с детьми произведение: «Волшебная шкатулка», дети проживают все события, происходящие в этом произведении и под глубоким впечатлением у них  появляется огромное желание сконструировать такую же волшебную шкатулку, которая будет исполнять самые заветные желания! (конструирование из спичечных коробков, декорирование готовой шкатулки).  Или, прочитывая произведение  В. Бианки  «Мышонок Пик», дети как будто побывали в увлекательном путешествии реальной истории жизни невзгод и выживания маленького полевого мышонка. После этого дети решили смастерить  каждый своего мышонка и встать на защиту маленького существа.                                                                                                                                                            

    Или вариант для мальчиков: «Оружие рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами, повествующая о  храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и храброго рыцаря с его оружием. Выполняется демонстрация оружия, демонстрация материалов (проволочные кольца, бумага, картон, скотч, проволока — верёвки — для оружия рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): оружие очень необходимо рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона (после, дети конструируют оружие из бумаги с помощью скотча и ножниц).

   При планировании  своей будущей поделки, дети не только учатся конструировать по образцу и показу, но и проговаривают: как делать - что за чем; из чего; как лучше; для чего; чем закончить. Пример: при конструировании различных домов для маркера игрового пространства «Автогородок»,  дети приходят к выводу о том, что дом начинают строить с фундамента и заканчивают крышей. Или при конструировании роботов, дети рассматривают образец. Затем выделяют основные части, далее отбирают на свое усмотрение нужные детали и материал (коробки разной величины,  формы и цвета) и только после этого начинают скреплять все детали между собой. Все действия сопровождаются  разъяснениями и комментариями детей и взрослого. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании (приставочный способ), развивают речевую активность. Речь дошкольника обогащается быстрее, если его естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.                                                                                        

   С большим успехом используется мною  технология – «Моделирование из бумаги». Доступность бумаги как материала, простота ее обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание). Работа с бумагой развивает у детей точные движения пальцев, способствует концентрации внимания, развивает воображение и художественный вкус, стимулирует и развивает память, знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизируются мысленные процессы, трудовые умения. Не просто бумага, а ее вид (наждачная, гофрированная, бархатная). Через тактильную информацию дети обогащают словарь определений (шершавая, писчая, картонная, газетная, альбомная, гладкая, твердая, мягкая, тонкая, цветная). Идет пополнение и глагольного словаря: смять, порвать, разрезать, проколоть, склеить, согнуть, намочить). Данная работа способствует развитию мелкой моторики, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами (например, работа с клеем - пистолетом, со скотчем, малярным скотчем, фольгой, проволокой и т.д.). Например: конструирование самолетов  из бумаги к 23 февраля и браслетов из флоамирана к 8 марта, где дети приобретают навыки работы с бумагой, с флоамираном; учатся фигурному вырезанию; пользоваться чертежными инструментами; учатся самостоятельно работать по схемам, чертежам и помогать друг другу.                     

   Активизации речи происходит при изготовлении коллективных работ. Дошкольники распределяют роли, договариваются, оценивают друг друга, сравнивают, описывают, выделяют ошибки. На подобных занятиях меня радует желание детей, решать при помощи вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь, активизирует речь. Уже к середине учебного года становятся заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, рассматривание картин способствуют расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изготовления поделок.

   Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

   На начальном этапе при планировании занятий  я рекомендую учитывать ряд аспектов:

Размеры поделок. Считаю, что лучше выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Начинаю с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).

Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начинаю с самых простых поделок и постепенно их усложняю (ввожу новые детали, уменьшаю размеры изделий). При дальнейшей работе, нарисованные детали, заменяю деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов.

Доступность и лёгкость использования материала. Материал использую разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию.  Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Использую ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов, губки, пуговицы, различные коробочки, бутылочки, катушки, пробки, спичечные коробки, деревянные палочки, трубочки для коктейлей и т.д.

Эстетика. Воспитываю аккуратность в работе, прививаю им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно провожу работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Предлагаю использовать яркие цвета  разных оттенков, что достигается путем смешивания цветов и выбора ребенком нужного оттенка. Материалы стараюсь выбирать с разнообразной фактурой (детям приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики). Например: по завершению конструирования шкатулок из спичечных коробков или игольниц из разноцветных губок, дети принимаются за следующий этап работы – это декорирование. Здесь предоставляется, что очень важно, большое разнообразие материала (пуговицы, стразы, пайетки, бусинки, ленточки, ниточки, наклейки, перышки, ракушки, камушки и т.д.).

Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание, работа с горячим клеем, работа с проволокой, иголкой и т.д.) я провожу заранее самостоятельно или  в присутствии детей. Постепенно  ввожу в употребление детьми безопасные инструменты, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Обязательно осуществляю индивидуальный подход и эмоциональную поддержку, так как все дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Призываю детей к помощи друг другу. Не забываю о правильной подаче обратной связи, положительной оценки результата труда каждого ребёнка (то есть, даю каждому ребенку возможность высказать свое мнение).

   Результатом моей работы, что самое главное, стало улучшение качественных характеристик  речевого, психического, интеллектуального развития детей, их мелкой моторики, пополнение активного словарного запаса.

   Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

   Позитивные результаты моей работы указывают: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления.

Литература

1.  Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

2.  Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. Училищ по спец. 2002 и 2010 / Под ред.: Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. - М.:Просвещение,1979.-272 с., ил., 4 л. ил.

3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях дошкольного отделения

Множественное нарушение – это не сумма дефектов, а многофункциональное нарушение. К множественным нарушениям развития относят различные комбинации сенсорных, эмоционально-волевых, интеллект...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Опыт использования и подбор средств альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Учебно-методический материал об опыте использования средств альтернативной коммуникации для детей с ТМНР...

Пальчиковая гимнастика в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Игры и упражнения на развитие моторики рук для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Материалы для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Консультации и рекомендации для родителей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....