Статья "Эффективные приемы работы с родителями"
статья

Слободенко Валентина Германовна

В статье рассказывается о эффективных приемах и формах работы с родителями, которые мы используем в своей работе на протяжении нескольких лет. Какие задачи ставим для привлечения радителей к сотрудничеству и как их решаем. Рассказывается о положительном опыте участия родетелей в мероприятиях различного уровня и о том какие разные приемы можно применять в работе с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Эффективные приемы работы с родителями»  

Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их сотрудничество  и  взаимодействие.                                                            

Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.  

Можно отметить, что современные родители достаточно образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации и зачастую у них возникает противоречие между объемом знаний о воспитательных методах, приемах, и недостаточным умением эффективно использовать их  в практике воспитания собственных детей.  Мы задумались над этим вопросом и  решили не только обогатить знания родителей, но и научить их  пользоваться имеющимися знаниями на практике. Таким образом, наши задачи в работе с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Узнать большее о детях их индивидуальных и психологических особенностях и микроклимате в семье.

Решая эти задачи, мы сможем узнать большее о детях их индивидуальных и психологических особенностях и микроклимате в семье. Мы считаем, что систематическое педагогическое просвещение родителей должно стать хорошей традицией. Важно, не просто давать наставления родителям и пропагандировать педагогические знания, а создавать атмосферу взаимопомощи.    

Таким образом, выстраивая работу с родителями, мы ориентируемся на ряд  принципов.

1. открытость детского сада для семьи;

Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. динамичность;        

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

5. индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Свою работу с родителями мы выстраиваем по 4  направлениям.

Рекламное: Стенды.  Работа сайта ДОУ. Публикация

Диагностическое: Анкетирование. Опросы.  Беседы.  Тестирование. Комплексные исследования. Работа почтового ящика

Психолого-педагогическое: Наглядная педагогическая пропаганда. Родительские собрания.  Консультации. Беседы.  Тренинги.  Игра

Непосредственное участие родителей в образовательном процессе: Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей. Фотовыставки.  Выставки рисунков.  Совместные дела.   Изготовление газеты.  Благотворительные акции.  Мастер классы.  Творческие вечера

Ваше внимание мы остановим на некоторых формах работы, и расскажем о положительном опыте участия родителей в мероприятиях различного уровня.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями является проведение мастер – классов. Эта форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, позволяет обмениваться эмоциями, знаниями, опытом.

Мы активно организуем и проводим для родителей мастер-классы. На мастер-классах помимо родителей, присутствуют и дети. Первый мастер – класс был проведен  во второй младшей группе, где присутствовало всего 6 человек. В канун Нового года мы родителям предложили сделать «снеговика из детского носочка». Вначале продемонстрировали родителям, как легко и доступно можно смастерить с ребёнком игрушку, используя белый носок и крупу. Результат не оставил равнодушными участников творческого процесса. Родители с большим энтузиазмом принялись за дело, дети им помогали как могли, насыпали крупу, держали носочек пока мамы завязывали, помогали украшать снеговика. Все были рады и довольны получившейся поделкой. Каждый из детей гордился, что внёс свой вклад в создание необычного снеговика.

Мы не остановились на разовом успехе и решили продолжить работу с родителями в этом направлении. Мастер-классы мы проводим традиционно четыре за весь учебный год  «Осенняя фантазия», « Мастерская Деда Мороза», «Подарочки для папочки» и «Подарочки для мамочки». А самое ценное, что родители после проведенных мастер-классов могут использовать полученные знания, организуя с детьми занятия в домашних условиях по изготовлению различных поделок. Благодаря, проведению мастер-классов, родители узнают о нетрадиционных техниках, которые можно использовать в творчестве, об использовании бросового материала, могут наблюдать своих детей в процессе совместной работы. Это нас очень радует, значит, мы не напрасно проводим эту работу.

Родители, как и дети, любят, когда с ними играют, и поэтому мы использовали такую форму как развлечения. В младшей группе мы провели развлечение для мам посвященное Дню Матери, с целью, посмотреть, как ведут себя дети на празднике в присутствии родителей, так как  не все дети были адаптированы. Но мы увидели, что на праздник пришли не только мамы, но и папы, мы решили не упускать такую возможность как привлечь к развлечениям с детьми и пап. Поэтому, со средней  группы мы проводим развлечение, как для мам, так и для пап. Развлечения способствуют  сплочению семьи,  развитию новых возможностей дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и детским садом. Самым главным призом для всех стало хорошее настроение, положительные эмоции и бодрость.

Одной из форм в работе с родителями для нас является вовлечение родителей в образовательный процесс через  проектную деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила нам заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашей группы. Родители помогали в подготовке и проведении совместных проектов таких как «Животные севера», «Я - Комсомольчанин»,  « Мама, папа, я – спортивная семья», «Следы осени», «Книжкина неделя»,  «По произведениям Барто» и другие проекты. Итогом одного из проектов был литературный вечер посвященный произведениям А.Л.Барто.  Проект был предложен родителям для творческой работы, с целью вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми,  а также ряд задач: развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности,  развивать диалогическую речь, речевой слух, интонационную выразительность, формировать творческое воображение, прививать детям интерес к книге, воспитывать у детей и родителей доброжелательность и отзывчивость друг к другу, создать теплый нравственный климат между родителями и детьми, поощрять творческие способности родителей и дошкольников. Каждый  родитель хочет послушать своего любимого ребенка на сцене, а это на праздниках не всегда возможно, поэтому мы прибегли к такой форме работы как литературный вечер, где каждый  ребенок или ребенок вместе с родителем могли выступить в роли чтеца. Результаты превзошли все ожидания, участие в этом вечере приняли все воспитанники группы и их родители. Родителям было предложено подготовить  ребенка или совместное чтение одного  из стихотворений А.Л. Барто. Родители заранее в опросном листе написали название стихотворения и кто будут его читать. Так же, мы предложили инсценировать свое стихотворение. Подготовили сценарий вечера, где использовали не только чтение стихов, но и провели совместные игры с детьми и родителями, для родителей была предложена в игровой форме викторина по произведениям Барто. Дети  болели за своих родителей, и старались им помочь. Ради такого сплочения родителей и детей стоит проводить такие мероприятия.

Такая работа нам помогает в организации родителей для участия в выставках совместного творчества детей и родителей в течение года как на уровне детского сада, так и на уровне города.

Наши родители приняли участие в акции от центра зооспас  «Дай лапу друг». В  благотворительной городской акции  «Цветик-семицветик» и благотворительной городской акции к  Дню инвалидов.  Сколько воспитательных моментов таит в себе эти маленькие  акции. Это и уважительное отношение к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями; умение проявлять внимание и заботу к братьям нашим меньшим – это большой труд, воспитание души подрастающего поколения.

Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже стали традиционными как в группе, так и в детском саду, но всё же вызывают огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.

Родители активные помощники в  благоустройстве прогулочного участка в летний и зимний периоды, в организации ремонта группы, оказывали материальную и физическую помощь. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и прежде всего дети. Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. Мы, в свою очередь, имеем возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Это всего лишь некоторые моменты в жизни нашей группы, хотя каждое мероприятие оно яркое незабываемое, и чтобы оно проходило на высоком уровне здесь мы применяем различные приемы в работе с родителями.

Итак, рассмотрим некоторые из них.

Существуют общие "Правила построения эффективного общения». Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником: использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение («Вы…» «Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».

На родительских собраниях, встречах с родителями мы используем разные игры и тренинги, такие как:

 «Возьми салфетки»

Участники тренинга стоят в общем кругу. По кругу передается пачка бумажных салфеток со словами: «Возьмите пожалуйста себе немного салфеток».

После того как все взяли салфетки  произносится следующая фраза: «Теперь  попросим  Вас представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько каждый из вас взял салфеток».

По результатам данного упражнения родители узнают, у кого когда день рождения, узнают о хобби друг друга, выявляются, те кто любит танцевать, кто любит петь, а кто увлекается спортом и много других интересных моментов из личной жизни друг друга.

Еще один прием    «Похвали себя».

Цель: научить хвалить себя, и видеть в себе положительные черты, повысить уверенность в себе.

Каждый по-очереди говорит: «Я самый лучший родитель, потому что….».

Следующее упражнение «Воображалки»

 «Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.»

Рефлексия «Чудесная сумка».

Перед вами «чудесная сумка». Чтобы вы хотели положить в неё и взять с собой в будущее из приобретённых здесь знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение).

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко, это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребёнка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

В ходе работы с родителями мы еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Мы  не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет Мастер-класс «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

в буклете показаны игровые приемы работы со сказкой...

Мастер – класс: «Обучение родителей игровым приемам работы со сказкой»

Мастер-класс рассказывает о игровых приемах работы со сказкой, которые можно использовать в детском саду и дому...

Мастер-класс для педагогов: «Использование в образовательной деятельности приемов мотивации детей и приемов работы в парах»

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе «Что такое праздник?»...

Методы и приемы работы с родителями

Методы и приемы работы с произведениями устного народного творчества....

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...