Статья "Воспитание хорового певца"
статья (подготовительная группа)

Ворошилова Евгения Геннадьевна

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных, активизируя творческий потенциал человека, хоровое пение выступает в роли «создателя» комплекса творческих возможностей личности, обладает могучим эмоциональным воздействием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_horovogo_pevtsa.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание хорового певца

У многих людей голос – это дар божий. Или временный, сюиминутный этап эволюции человечества. И всё же каждый человек волен пробудить подспудные природные ресурсы своего голоса. При регулярных занятиях голос находит собственное место, позицию в звуковом пространстве тела, обретая объём и набирая мощь.

Музыкальное воспитание, обучение пению в раннем возрасте развивает у детей умственные способности, необходимые для математического, научного мышления.

Проведённые в Америке исследования доказывают, что средние показатели умственного развития школьников при соответствующих опытах повышаются почти на сорок шесть процентов. Правильное пение действует на организмнормализующе: укрепляет сердечную мышцу, стабилизирует деятельность лёгких, усиливает кровоток во всём теле – а значит и в мозге и повышает тем самым продолжительность жизни.

Ямвлих, древнегреческий философ, пишет о Пифагоре: «Ведь он не случайно был столь внимателен к этому способу очищения (катарсис) – именно так называл он исцеление музыкой… В центр он усаживал того, кто перебирал струны лиры, вокруг располагал певцов, и вместе они пели пеаны, полагая тем самым вызвать отрадные чувства, гармонически и ритмически их упорядочить…».

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных, активизируя творческий потенциал человека, хоровое пение выступает в роли «создателя» комплекса творческих возможностей личности, обладает могучим эмоциональным воздействием.

Хоровой коллектив – понятие сложное, ибо состоит он из людей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Коллективная основа, коллективный принцип хорового пения пронизывает все стороны учебно-педагогического процесса с хором и концертного хорового исполнительства. Здесь успех зависит от каждого в отдельности и от коллектива в целом. Именно во взаимоотношении певца с коллективом, как элемента и целого, заключается суть ансамблевого исполнительства.

Так сложилось, что во всех структурах певческого искусства существует разделение, а часто и противопоставление искусства руководства хором, дирижирования хором, вокальной работы с хором, пения в хоре, с одной стороны, и сольного пения и вокальной (сольной) педагогики как таковой – с другой, но это просто разные виды деятельности. Есть искусство дирижирования и соответствующая учебная дисциплина, и есть искусство творения хора.

Есть ли разница между искусством вокальной педагогики и искусством «творения хора»? Очень не большая: два пункта. Первый: вокальная педагогика всегда индивидуальна, творение хора всегда массово. Второй: вокальная педагогика изначально предполагает голосовую одаренность, творение хора вбирает всех желающих, иногда, и не желающих детей. Получается, что, по большому счёту, творение хора – тот же вокально-педагогический процесс, только на массовом уровне и без учёта индивидуальных различий.

В вокально-педагогическом процессе идёт постоянный контроль педагогом поющего ребенка. В хоре это невозможно. Поэтому хормейстеры принимают партии индивидуально, во время репетиции просят спеть соло то одного, то другого певца.  Но всё-таки, когда поёт хор, индивидуального контроля нет. Но может быть – визуальный. И в работе с детьми этот контроль иногда даёт больше, чем слуховой.

Воспитание хорового певца требует от руководителя хора одновременного решения как минимум трёх задач, тесно связанных между собой: а).сформировать необходимый исполнительский аппарат: выработать хороший певческий голос – «инструмент певца»; б).научить певца «играть» на нём; в).научить его слышать других участников хора и уметь подстраиваться к ним, т.е. петь в ансамбле.

Певческий голос – чрезвычайно сложное, многогранное, таинственное и противоречивое явление. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он наиболее непосредственно связан с исполнителями, с их мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством, и орудием общения, воздействия. К тому же – это единственный инструмент, способный существенно изменить качество звука и тембровые характеристики в зависимости от жанра, стиля, образно-эмоциональной сферы музыкального произведения.

С другой стороны, как и всякий музыкальный инструмент, он обладает целым рядом свойств, степень выраженности и развитости которых говорит нам о вокальном мастерстве певца. Так различают певческие голоса поставленные (профессиональное пение) и не поставленные, бытовые; «открытые» и «прикрытые», подвижные и «тяжелые». Кроме того, каждый певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром, степенью выраженности вибрато и некоторыми другими особенностями, которые формируются и совершенствуются только при условии долгой, сложной и обязательно грамотной педагогической работы. Следует заострить внимание на последнем моменте, поскольку главная трудность работы с голосом состоит в том, что управление процессом пения и контроль за ним осуществляются исключительно с помощью качественной оценки звучания.  Певец не может взять свой  инструмент в руки, рассмотреть его устройство, следить глазами за его работой. Придать гортани нужное, наиболее удобное и выгодное положение, он может только интуитивно, по догадке, не имея возможности с помощью зрения удостовериться в правильности положения своего инструмента.

Вторая трудность – способ извлечения звука – дыхание, представляющее собой не поддающийся наблюдению сложный процесс.

Третья трудность – способы повышения и понижения звука, также не доступны наблюдению.

Все эти особенности объясняют, почему главным методом вокальной педагогики всегда был и до сих пор остается метод самонаблюдения, качественной оценки звучания и передачи ученику собственных (субъективных) педагогических ощущений, основанных чаще всего на интуиции. Не случайно именно в вокальной педагогике многие педагогические приёмы строятся на чисто физиологических ощущениях певцов и на их слуховых представлениях, для чего используются всевозможные образные сравнения, пространственные ассоциации и т.д.

Нужно признать, что различие индивидуальности певцов, разнообразие вокально-педагогических приёмов, частое несоответствие наших собственных ощущений ощущениям другого лица оказываются,  порой, существенным препятствием в обучении вокальному искусству.

Тем не менее, вокальная практика и многовековая история музыкального исполнительства выработали определенные критерии владения голосом. Очень полно и практически исчерпывающе эти критерии сформулировал известный русский вокальный педагог И.П.Прянишников: владеть голосом – «значит уметь распоряжаться дыханием, давать звук мягко и чисто без всяких посторонних немузыкальных примесей, вредящих его качеству, владеть всеми ступенями силы и тембра, разными способами связывания звуков, в возможно в большей степени владеть вокализацией и, наконец, обладать хорошей дикцией, то есть правильным и отчетливым произношением текста. Всё это, соединенное с впечатлительной натурой, с музыкальным чувством, способным пониматьи чувствовать всякий род музыки, а также с разносторонним общим и музыкальным развитием, образует первоклассного артиста».

Приведённые критерии, сформулированные главным образом по отношению к индивидуальному вокальному обучению, сохраняют свою значимость для обучения хорового певца – ведь в основе хорового пения также лежит вокально-техническая культура исполнения. Разница лишь в том, что хоровой дирижер имеет дело не только с отдельным певцом, но и с коллективной звучностью хоровых партий и всего хора в целом. Именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учебно-хоровой работы. Поэтому хормейстер должен очень хорошо знать и чувствовать певческий процесс, владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенствовать своё вокальное мастерство, чтобы в любой момент быть готовым показать тот или иной приём, штрих, нюанс. Если вы хотите обучать пению других – вы сами должны быть хорошим специалистом в области вокала. Только тогда вы будете иметь авторитет как хормейстер. Эту истину нужно хорошо осознать многим хоровым дирижёрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-наглядное пособие по обучению слоговому чтению «ДОМИК ПЕВЦОВ»

Пособие предназначено для детей 4-7 лет. За основу была взята методика использования зрительной символики гласных (Т.А. Ткаченко/ журнал «Дефектология», №6,1985, стр. 68) и согласных ...

Интегрированное занятие"Берестяные певцы"

Конспект  интегрированного занятия (развитие речи, ручной труд) для детей подготовительной группы...

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт

Интегрированное занятие Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Возвращаются певцы» (старшая группа) при помощи технологических карт...

Технология использования музыкально-игровой деятельности на хоровых занятиях с младшим коллективом детской хоровой студии

Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С...