Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста
статья

Катанаева Елена Владимировна

Статья раскрывает теоретические основы проблемы агрессивности детей, направления и методы работы и игровой материал с детьми, имеющими проблемы в общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_agressivnogo_povedeniya_u_doshkolnikov.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция агрессивного поведения  детей дошкольного возраста

Ученые и исследователи, работающие в сфере образования, пришли к выводу о том, что взрослым и детям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что в современном мире изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к образованию. Они говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Часто педагоги жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.

Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать все с большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не умеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными  и «неуправляемыми».

Мы живем в эпоху, полную противоречий.  У родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся  с сочувствием и готовностью помочь окружающим.

В современной литературе дается немало определений понятия «агрессивность», тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессивные действия у ребенка наблюдаются уже с первых дней жизни. В первые годы агрессия может проявляться в приступах детского упрямства, с которыми трудно совладать взрослому. У малыша время от времени появляются вспышки злости и гнева, сопровождающиеся импульсивными движениями, кусанием, драчливостью.

Те или иные проявления агрессии встречаются у многих детей дошкольного возраста. Причиной такого поведения является введение взрослым воспитательных мер, применение запретов и ограничений, которые не позволяют ребенку осуществить задуманное действие или реализовать свое желание. Очень часто подобное поведение ребенка-дошкольника наблюдается вследствие недостаточной произвольности и осознанности поведения, несформированности моральных норм. В процессе развития личностно- смысловой сферы дошкольника, развития произвольности поведения проблема «детской агрессивности» разрешается.

Но вместе с тем, существует ряд факторов, которые объективно могут повлиять на закрепление агрессивной модели поведения. Например, у детей с нарушениями психического развития в силу различных присущих им особенностей (отсутствие самоконтроля, раздражительность, отклонения со стороны центральной нервной системы и пр.), особенностей их семей (семьи с агрессивной моделью поведения, так называемые неблагополучные семьи и пр.). Такая форма поведения может закрепиться и в последствии перерасти в устойчивую черту поведения.

В современной литературе предлагаются разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения.

Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как  А.Басс и А.Дарки. Они выделили пять видов агрессии:

  1. физическая (физические действия против кого-либо);
  2. вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
  3. косвенная:
  • направленная (сплетни, злобные шутки);
  • ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);

4. раздражение (вспыльчивость, грубость);

5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Э.Фромм выделяет «доброкачественную» и «злокачественную» агрессивность. Доброкачественная агрессия не имеет инстинктивную природу – появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия.

О.Хухлаева, беря за основу стиль поведения в конфликте, выделяет следующие виды агрессивности:

  1. Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
  2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
  3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.

Следует отметить, что в жизни чаще всего встречается сочетание некоторых или даже всех видов агрессии. Кроме того, разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группировать на виды как негативные свойства личности, проявляющиеся в отношениях с другими, в расстройствах поведения и эмоций, таких как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другие.

В имеющихся публикациях по проблеме агрессивности выделяются причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  1. наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);
  2. биологические факторы (агрессивное поведение связывают с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);
  3. некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т.п.);
  4. влияние социального окружения.

Каким образом социальное окружение влияет на становление  агрессивной модели поведения? Для дошкольника значимыми являются три фактора:

  1. Семья.
  2. Окружающие дети.
  3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

Существует также ситуационные, провоцирующие агрессивное поведение, условия и факторы:

  • Реактивность или ответная агрессивность;
  • Введение жестких ограничений в поведении ребенка;
  • Новые незнакомые условия, увеличивающие тревогу ребенка;
  • Нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

При проявлении агрессивности в поведении любой ребенок нуждается в поддержке, несмотря на то «доброкачественная» это агрессивность или «злокачественная». Но способы воздействия будут различными. В первом случае, профилактика конфликтного поведения, агрессии; большее внимание необходимо уделить самооценке ребенка, Я-концепции, проблеме адаптации в коллективе и пр. Во втором случае опорана личностный потенциал и работа с его близким окружением (семьей, близкими друзьями). Основная задача индивидуального сопровождения агрессивного ребенка – профилактика и коррекция негативных (разрушительных) форм поведения.

Чаще всего гнев у дошкольника не проявляется внезапно. Проявление гнева имеет три стадии: зарождение, вспышка, угасание.

На первой стадии можно переключить ребенка на другой вид деятельности, сместить его гнев на неопасные объекты. На стадии вспышки (которую уже заметят все и, скорее всего, будут пытаться применять меры) утешение и наказание не принесут пользы взрослому или утешения ребенку.

В случае, если вспышка гнева уже произошла, дайте ребенку немного времени, затем мягко попытайтесь утешить его и предложить свою помощь. Не запугивайте, не читайте нотаций, не кричите – ребенок сейчас вас не слышит! Попытаться поговорить с ребенком можно и нужно тогда, когда закончится третья стадия – угасание; дошкольник успокоится и будет готов к конструктивному разговору. Необходимо проговорить, почему возникла проблема и можно ли было избежать случившегося. Попытайтесь проанализировать ситуацию.

При обучении детей конструктивным способам выражения гнева следует использовать два направления: учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Игра «Обзывалки»

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться.Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”
Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Игра «Два барана»

Дети встают в пары и говорят слова: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Маленькое привидение»

«Представьте, что мы маленькие добрые привидения. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши:«Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Другой способ выражения гнева – это перенос чувств на неопасные объекты.

  1. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т.д.Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, но в то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка.
  2. Очень полезны для снятия гнева игры с водой,  песком,  глиной.
  3. Хорошо снимает напряжение лепка из глины и пластилина. Начинайте обучать мять в кулачке пластилин, глину как можно раньше. Не бойтесь, что малыш испачкается или весь дом будет в пластилине. Просто
    будьте рядом и обучайте его с самого начала соблюдению определенных правил лепки (на картонке, в одном месте и пр.).
  4. Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку и т. п. Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение  и  дают  положительные эмоции ребенку.
  5. Релаксация, расслабление. После снятия излишней напряженности (подвижная игра) положите ребенка «поспать», «поплавать на
    надувном матрасе» и т. п. — обеспечьте состояние покоя. Пусть это будет всего одну минуту.
  6. Можно чередовать   движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние.
  7. Массаж.Перед сном, после купания, делайте легкий массаж спины, ножек, ручек, лица. Если на что-то ребенок реагирует отрицательно, то не стоит настаивать, делайте то, что ему приятно, а, следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что вы делаете, тихим и спокойным голосом. Дети после двух лет с удовольствием соглашаются на игровой массаж «Рельсы,   рельсы…».
  8. Рисование. Если вы чувствуете, что ребенок находится в возбужденном состоянии или подавлен и замкнут, предложите ему нарисовать то, что его беспокоит. Возможно, здесь потребуется ваша помощь. Вы можете спросить его: «Как ты сейчас себя чувствуешь? Тебя что-то беспокоит? Ты сердишься?» Вы также можете предложить: «Нарисуй свой гнев. Нарисуй свою обиду, нарисуй то, что ты сейчас чувствуешь». Если ребенок захочет нарисовать своего обидчика, а потом разорвать рисунок, позвольте ему сделать это. Таким образом, в социально приемлемой форме он отреагирует, снимет свою агрессию, не причинив вреда ни себе, ни обидевшему его человеку.

Независимо оттого, что нарисует ребенок, сюжет рисунка не должен подвергаться критике со стороны взрослых. Это может быть оформленный сюжет, либо фигура обидчика, либо каракули насыщенных темных тонов. В любом случае — это рисунок, наполненный глубокими внутренними переживаниями ребенка, и родителям необходимо относится к нему достаточно бережно.После окончания рисования вы можете спросить у малыша, что он нарисовал, уточнить непонятные детали, поговорить о его чувствах: «Расскажи мне о своем рисунке. Что ты сейчас чувствуешь? Хочешь еще что-нибудь дорисовать? Что бы ты хотел сделать со своим рисунком? ».

Иногда ребенку бывает достаточно лишь нарисовать свою агрессию, чтобы почувствовать себя вновь спокойно и уверенно; некоторым, чтобы почувствовать облегчение, необходимо смять, разорвать, порезать свой рисунок. Все зависит от интенсивности чувств ребенка, от его темперамента, а также от накопившейся внутренней  агрессии.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения.

Этюд «Штанга»

 Ребенок поднимает «тяжелую штангу», потом бросает ее, отдыхает.

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь, а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

«Воздушный шарик»

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.

 «Камень - веревка»

 Дети, сидя в кругу, передают друг другу камень (или любой другой очень твердый предмет). Они смотрят, какой камень крепкий, он не мнется, не гнется. После этого педагог просит ребят так сильно сжать кулачки, чтобы они стали крепкими, как камушек. Затем дети расслабляют руки, и по кругу пускается веревка. Дети сравнивают ее с камнем: веревка мягкая, гибкая и пр. Каждый ребенок делает свои руки мягкими, как веревочка. Когда дети хорошо освоили игру, она применяется без камня и веревочки. Дошкольников просят поочередно выполнять команды: «камень», «веревка».

Очень важно, чтобы ребенок, проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойность, научился помогать самому себе, т.е. познакомился с методами саморегуляции. С этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки». Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью могут применятся: обсуждение конфликтных ситуаций в кругу (например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет), ролевая игра (разыгрывание ситуаций).

«Попроси игрушку»  - вербальный вариант.

Один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:” Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать”. Инструкция участнику 2: “Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали”. Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Попроси игрушку» — невербальный вариант.

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?». Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

 «Сиамские близнецы»

Скажите детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте лицом к лицу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом  с левой ногой партнера.  Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, похлопать в ладоши и т. д.».

 Чтобы «третья»нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

«Плохое настроение»

Ведущий объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение, и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека. Затем говорит:

- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: « Я не буду с тобой играть».

Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду,что тебе хочется поиграть с другими детьми?»У мальчика улучшилось настроение,потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.

После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать,начиная любое высказывание со слов: «Ты  имеешь в виду, что …»

Следует отметить, что одной из задач является обучение агрессивных детей приемлемыми формам общения. В норме к шести годам ребенок уже осваивает ситуации, связанные с проявлением различных коммуникативных умений.

У дошкольников с агрессивным поведением наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных умений: одни из них могут быть не развиты, не применяются ребенком (например, просьба о поддержке, помощи, услуге), а другие, наоборот, превалируют (например, умение командовать), хотя последнее часто не проявляется как коммуникативное умение, а скорее является желаемым и привычным для ребенка стилем поведения. Все перечисленное говорит о необходимости специальной работы, направленной на развитие компетентности в общении детей с проявлениями агрессии.

Развивать эмпатию и формировать другие качества личности можно во время совместного чтения взрослого и ребенка. Обсуждая прочитанное, взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств.

«Глаза в глаза»

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Головомяч»

Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате». Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

«Прогулка с компасом»

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом “туриста не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Беседа «Как поступить»

Ребенку предлагается ответить на несколько вопросов, которые помогут оценить его представления о морально-этических  нормах социального окружения.

  • Можно ли смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?
  • Можно ли обижать животных? Почему?
  • Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  • Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
  • Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
  • Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя игрушку?
    Почему?

Порой работа с некоторыми агрессивными детьми требует более длительного времени. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать необходимые коммуникативные нормы поведения, а также повысить самоконтроль и снять излишнее напряжение.

   

Список литературы

  1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста [Текст] /  Е. А. Алябьева // Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
  3. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
  4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
  5. Корниенко, А.А. Детская агрессия [Текст] / А.А. Корниенко // Простые способы коррекции нежелательно поведения ребенка. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2012. – 200 с.
  6. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия [Текст] /  сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко // Комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. – Волгоград: Учитель, 2008 – 164 с.
  7. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник // Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2007. – 208 с.  
  8. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых [Текст] /  Е.К. Лютова,  Г.Б.Монина. – СПб.: Речь, 2002. – 246 с.
  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать?  [Текст] /  К. Фопель // Часть 1-3. – М., 2001.
  10. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я  [Текст] / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина // Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013. – 175 с.
  11. Хухлаева, О.В. Классификация нарушений [Текст] / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. – 2001. - №41.
  12.  Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] /  Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 314 с.
  13.  Шишова, Т. Почему дети ругаются? [Текст] /  Т. Шишова // Обруч. - 2001. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Процесс профилактики и преодоления агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ носит протяженный во времени характер, а результаты оказываются несколько отсроченными. Основополага...

Роль воспитателя в коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста (2 часть)

При наличии определенных знаний, умений, а также при партнерском подходе к общению с ребенком, склонным к агрессивным проявлениям, можно снизить уровень его агрессии и обучить конструктивным способам ...

Презентация «КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ«СОЧИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПОЛИКУЛ...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...