Сценарий мастер-класса «Режиссёрская игра как средство развития творческого и интеллектуального потенциала дошкольника».
методическая разработка

Швырева Наталья Павловна

Сценарий мастер-класса о применении режиссерской игры в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_shvyrevoy_n.p.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса

Швыревой Натальи Павловны,

воспитателя МДОАУ № 221 «Сказка» комбинированного вида г. Орска»

Тема: «Режиссёрская  игра  как средство развития творческого и интеллектуального потенциала дошкольника».

Цель: диссеминация элементов инновационного опыта работы путем трансляции методов и приемов технологии режиссерской игры.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами технологии режиссёрской игры, способствующими развитию творческого и интеллектуального потенциала ребёнка-дошкольника, формированию предпосылок универсальной учебной деятельности.

2. Заинтересовать новизной методов и приемов, обеспечивающих социально-коммуникативное развитие дошкольников, посредством включения участников мастер-класса в интерактивный процесс.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук; пособие «ЛОГИКО-малыш»-(10 планшетов), карточки  «Классификация игры»-(10 шт.); 1 магнитная доска, маркеры, 1 лист ватмана для кластера; для изготовления макетов ( листы картона А2, клей, ножницы, цветная бумага);  макеты, наборы игрушек; для режиссерской игры наборы игрушек: семья зайцев, семья медведей, строительный материал для построек, бросовый и неоформленный материал;  буклеты;

Актуальность:

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует.

Ход мастер-класса

         1 слайд.

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемое жюри.  Сегодня я  предлагаю вашему вниманию  свой мастер – класс.

2 слайд. 

Мастер: После этих слов, по закону жанра, должна быть озвучена тема  моего мастер – класса, но  полностью открыть тему на слайде я попрошу помочь мне Вас. Я предлагаю Вам разгадать синквейн-загадку. Кто из Вас знаком с синквейном?  Я уверена была в том, что Вы все знаете, что такое синквейн, поэтому Вам не составит труда отгадать синквейн-загадку.

3 слайд. Синквейн-загадка

4 слайд. 

1. _____Игра________.

2. Подвижная, дидактическая.

3. Учит, развивает, развлекает.

4. Что наша жизнь?

5. Деятельность.

5 слайд.

6 слайд. Синквейн-загадка

7 слайд.

1. __Режиссёр_________.

2. Театральный, главный.

3. Снимает, утверждает,творит.

4. Мотор! Камера!Съёмка!

5. Руководитель.

8 слайд.

Мастер:  Итак, тема моего мастер-класса_Режиссёрская игра как средство развития творческого и интеллектуального потенциала дошкольника.

        Уважаемые друзья, в ходе сегодняшнего мастер-класса мы познакомимся со структурой, приёмами и методиками технологии режиссерской игры.

(Выбор Мастером фокус - группы из 10 человек.

Фокус-группа выходит на сцену).

9 слайд.

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста

В процессе игры  развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет свои желания, свои ростовые потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

        10 слайд. 

Мастер: А сейчас я предлагаю членам фокус-группы с помощью планшетов «ЛОГИКО-малыш»  определить к какому виду относятся игры, изображенные на

картинках.

        11 слайд.

       

(участники выполняют задания)

        12 слайд.

Мастер: Спасибо Вам огромное, Вы хорошо справились с заданием. И это нам позволило  вспомнить классификацию детской игры. Как мы видим на представленном слайде, режиссёрская игра относится  к  виду  творческих игр. И теперь самое время дать определение режиссёрской игре.

       13 слайд. 

Так что же такое режиссёрская игра?

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).

14 слайд.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а

ребёнок организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Особенности режиссерской игры в том, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов.

15 слайд.

В  нашей группе  создан уголок режиссёрских игр. Он представлен на слайде.

16 слайд.

Режиссёрская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

Сущность режиссерских игр проявляется в том, что:

  • В игре есть мнимая или воображаемая ситуация.
  • - Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников.

17 слайд.

     В режиссерской игре речь – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий. Используют речевое планирование игры.

18 слайд. Практикум. Режиссёрская игра «День рождения Зайчихи»

Мастер: А сейчас давайте поиграем. Уважаемые участники фокус-группы, я предлагаю Вам почувствовать себя в роли ребёнка, принять  его позицию на себя, отпустить весь свой опыт,  мысли освободить, расслабиться полностью. В роли воспитателей сегодня будут организовывать игру Лариса Геннадьевна и Светлана  Станиславовна. В ходе игры я буду делать остановку. Я буду говорить: «Стоп-игра!»  И мы с Вами будем рассматривать проигранный сюжет, все, что произошло с методической  точки зрения. И таким образом, к концу игры Вы будете иметь в своем «педагогическом портфеле» несколько инструментов, которые сможете применить для руководства  режиссерской игрой.

       А всех присутствующих я попрошу внимательно следить за нашей игрой и постараться выделить образовательные задачи, которые мы целенаправленно будем решать в ходе игры. Зафиксировать их и потом озвучить. Ну что начинаем?!

19 слайд.

Стоп – игра!

Вопрос модератора

Ответ

В какой момент начинается  режиссёрская  игра?

Игра начинается тогда,

когда появляется сюжет и начинают двигаться персонажи.

Как сделать так, чтобы персонажи  игры заговорили?

Педагог встаёт в игре в одну игровую позицию с ребёнком, начинает взаимодействовать с другими детьми опосредованно через своего персонажа.

20 слайд.

Стоп – игра!

Вопрос модератора

Ответ

Какие приемы использует педагог для разворачивания игры?

Необходимо, разворачивая игру, создавать  дополнительные общие пространства.

(н-р: огород, детская площадка, стадион, магазин, больница и т.п.) для  появления  дополнительных сюжетных линий. Можно  объединять сюжеты появившиеся  в игре детей, поддерживать  расширение игрового взаимодействия.

21 слайд.

Стоп – игра!

Вопрос модератора

Ответ

Как поддержать эмоциональный настрой  детей  в  игре?

При затухании интереса, сюжета, снижения эмоционального фона должны  появляться  новые  «фишки»!

Н-р: дождь пошел (пульверизатор), снег, ветер (веер, вентилятор), листопад (бумажные листочки), гром, пожар и т.д.

Необходимо  обогащать сюжет игры!

22 слайд.

Стоп – игра!

Вопрос модератора

Ответ

Как  закончить режиссерскую игру?

Педагогу  необходимо  придумать логическое  свёртывание игры. Все игровые персонажи должны  быть «удалены  со сцены».  

Педагог может предложить  концовку игры.

 Н-р:  уже вечер и всем нужно готовиться ко сну;  все герои получают приглашение на экскурсию , садятся в автобус и уезжают и т.д. Все зависит от творчества педагога, его фантазии, умения импровизировать.

Что может произойти с детьми на этом этапе?

После окончания игры              (удаление персонажей) необходимо переключить детей на другой вид деятельности.

23 слайд.

Мастер. А сейчас я обращаюсь к нашим наблюдателям. Давайте попробуем определить какие образовательные, и развивающие задачи решались в ходе игры.

    24 слайд.

       Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим некоторые  из них.

Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

б. Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений.

Методика руководства режиссерскими играми Кравцовой Е.Е.

Следующая методика руководства режиссерскими играми детей строится по такой схеме:

1. Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

2. Придумывание оправдательных сюжетов.

3. Придумывание сказки и показ.

25 слайд.

Методика руководства режиссерскими играми Кириллова  И.А.

Автор следующей методики руководства режиссерскими играми Кириллов  И.А выделяет следующие основные составляющие  развития режиссерских игр у старших дошкольников ( см. на слайде)

1. Чтение художественной литературы.

2. Просмотр разнообразных мультфильмов.

3. Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой

4. Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

Автор выделяет  следующие типы макетов:

1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

   26 слайд.

         Педагогические условия развития режиссерских игр.

 1. Создание игрового пространства,

 2. Обеспечение места  для игры.

 3. Обеспечение времени для игры.

 4. Опосредованное руководство деятельностью ребенка.

 5. Подбор игрового материала для режиссерских игр.

       Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегать к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.

   27 слайд.

И.А. Кириллов в своих исследованиях отмечает важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным, т.е. отражать множество сюжетов.

Автор выделяет  следующие типы макетов:

1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова и т.п.).

    28 - 31 слайд.

           Примеры  макетов.

    32 слайд.

           практикум Подобрать игровое оборудование к макетам 

Макет – карта

«Море»

«Морское путешествие», «Необитаемый остров»,

«Пиратский корабль»

Макет – карта

«Город»

«Детская площадка», «Зоопарк»

«Парк отдыха», «Перекрёсток»

Макет – карта

«Зеленые просторы»

«Лес и лесные жители»

«Деревня», «Ферма»

«Лесничество», «Заповедник»

    33 слайд.

Кластер по теме «Режиссерские игры  дошкольников»

       Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 Мы сегодня с Вами погружались в тему нашего мастер-класса и я предлагаю Вам составить кластер.

(составление кластера участниками мастер-класса)

   34 слайд.

Рефлексия

Мастер. Я хочу  всех  Вас поблагодарить за активное участие  в моем мастер-классе. И  попрошу  Вас   выразить свое отношение  к мастер-классу

1. в 3 существительных

2. в 3 глаголах

3. в 3 прилагательных

4. в 3 наречиях

      Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых.

      Режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким ...

мастер -класс"Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

Пластилинография как средство  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе «Развеселая игра».

Данный материал позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов-музыкантов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по  теме "Музицирование, как средство ра...

Мастер-класс «Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:1. Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.2. Раз...

МАСТЕР - КЛАСС: "Ватопись - как средство развития творческого воображения, детей старшего дошкольного возраста"

Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционной техники рисования. В процессе нетрадиционного рисования дети активно и плодотворно знакомятся со свойствами различных ...