Тренинги педагога-психолога для педагогов ДОУ.
методическая разработка

Серова Ольга Александровна

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_2.docx79.93 КБ
Файл trening_3.docx18.19 КБ
Файл trening_4.docx45.65 КБ
Файл trening_5.docx57.9 КБ
Файл trening_6.docx49 КБ
Файл trening_7.docx19.52 КБ
Файл trening.docx82.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей ДОУ: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: знакомство членов группы; осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.

Ход проведения тренинга психолога в детском саду

Упражнение «Самый ценный детский подарок»

Назовите свое имя, ценнейший детский подарок.

Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».

Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?

Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Поэтому не будем останавливаться на вопросах «почему?» и «зачем?», вернемся к «что делать?». Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.

Упражнение «Социальные роли»

(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)

Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.

Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.

Проведение методики «Живой дом»

Цель:   диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.

Задачи:  

выявление перспектив консультационной работы;  

определение роли близких людей в окружении клиента;

прояснение в сознании клиента его реальных отношений с близкими;

выявление конфликтной ситуации в семье.

Инвентарь: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

Алгоритм   работы:

Вступление. Просим письменно или устно перечислить тех людей, с которыми человек проживает вместе под одной крышей.

Основная часть

- На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский   домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша,   чердак,   труба, двери, порог.

- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может   быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.

-   Обсудите с клиентом   возможные   интерпретации   работы.

Возможные интерпретации:

- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;

- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

- крыша - человек   в семье,   который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;

чердак   - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более   доверительные отношения. Чердак также   может обозначать человека, с   которым   у   клиента отношения   развивались   в   прошлом,   а на данный момент менее активны;

- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую     опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека,   который помогает «выпустить пар»,   отрегулировать эмоции;

- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать   с другими   людьми;

- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации   в будущем.

Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Вся наша работа проходит в общении. Вербальный контакт дает только 35% информации, а невербальный - 65%. Давайте посмотрим, насколько вы умеете распознавать чужие эмоции.

Ключ к рисунку:

Радость

Страх

Гнев

Разочарование

Неуверенность

Захват

Обида

Досада

Ужас

Злость

Удовольствие

Вина

Удивление

Горе

Упражнение «Без ограничений»

Эмоциональное истощение и приобретение «синдрома эмоционального выгорания» это неизбежная судьба почти каждого педагога, который проработал более 15-ти лет на одной должности. Часто у нас, педагогов, есть такая черта в характере как чрезмерная категоричность, знание как правильно, что является риском эмоционального выгорания.

По этому поводу предлагаю вам такой эксперимент.

У каждого участника имеется бланк, на котором нарисованы 9 точек. Их необходимо объединить четырьмя линиями, не отрывая руки. Данное упражнение показывает, насколько мы можем оторваться от стереотипов и мыслить нетрадиционно.

Метафорическая история «Четвертый тоннель»

Человек конструирует свою реальность через собственные убеждения и выводы, часто десятилетней давности.

Есть очень показательный пример с крысой и тоннелями.

Если мы посадим крысу в лабиринт с четырьмя тоннелями и всегда будем класть сыр в четвертый тоннель, животное скоро научится искать сыр в четвертом тоннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый тоннель – вот и сыр! Снова хочешь сыра? В четвертый тоннель – получаешь сыр. Через некоторое время великий Бог в белом халате кладет сыр в другой тоннель. Крыса захотела сыр, побежала в четвертый тоннель, а сыра нет. Крыса выбегает. Опять в четвертый тоннель - сыра нет. Выбегает. Через некоторое время крыса перестает бегать в четвертый тоннель и поищет в другом тоннеле.

Разница между крысой и человеком проста – человек будет бегать в четвертый тоннель вечно! Человек поверил в четвертый тоннель. Крысы ни во что не верят, им нужен сыр. А человек, поверив в четвертый тоннель считает правильно бегать туда, есть там сыр или нет. Человеку важнее чувствовать себя правым, чем иметь сыр. И мы будем продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получали сыра и наша жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».

Человек предпочитает быть правым и придерживаться своих убеждений, чем быть счастливым. Мы можем всю жизнь бегать по четвертым тоннелям» чтобы не изменять своим убеждениям и доказывать свою правоту. И это для нас важнее, чем быть счастливым. А великий Бог жизни не забывает переложить сыр.

И вы никогда не будете счастливы, пытаясь получить счастье, если руководствуетесь верой в то, что вы знаете, где находится сыр.

Упражнение «Фантом»

Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)

Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом страх.

Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.

Пирамида поддержки при эмоциональном истощении

Что же делать, если вы видите в себе симптомы «эмоционального выгорания»? А это:

Быстрая утомляемость;

Усиление тревоги;

Ухудшение памяти;

Негативизм в общении с детьми и коллегами;

Бессонница;

Апатия и пассивность;

Депрессивное состояние;

Снижение самооценки;

Повышенная раздражительность;

Частые ошибки в работе;

Нарушения в питании – переедание или отказ от еды;

Соматические заболевания – головные боли, заболевания печени, кишечника, сердца, нервной системы, гипертония и др.

Существует так называемая Пирамида поддержки (при эмоциональном истощении)

Как видим, на первом месте стоит самоподдержка.

Существуют такие способы самоподдержки:

- Физические упражнения,

- Сбалансированное здоровое питание,

- Отдых и сон,

- Релаксация и здоровые способы получения удовольствия,

- Умение устанавливать баланс между официальной и личной жизнью.

Упражнение «Ресурсный мешочек»

Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания.

Каждому из вас я собрала ресурсный мешочек. В нем есть бодрящие пряности, которые будут напоминать своими ароматами о том, что все для вас необходимое всегда с вами.

Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует. Это один из самых любимых запахов человечества.

Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.

Корица избавляет от чувства одиночества и страха.

Заключительное слово ведущего

тренинг психолога доу, семинары психолога доу, профилактика эмоционального выгорания, профилактика синдрома эмоционального выгорания, профилактика эмоционального выгорания педагогов

Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»

Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие психолога с воспитателями: «Психологическая компетентность педагога ДОУ»

Цель:

Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Способствовать развитию эмпатии и рефлексии как профессиональных качеств педагога.

Материалы:  мультимедийная доска, фломастеры, бумага, конфеты, цветы из бумаги трех цветов, ступеньки самооценки.

Ход тренинга психолога для педагогов ДОУ:

1. Приветствие:  

Игра «Слово настроения»  (в кругу)

Цель: создание позитивного настроения.

Каждый участник тренинга называет слово, которое улучшает ему настроение (например: «солнышко», «дети», «тепло» ....)

2. Упражнение «Самооценка педагога»

Раздать цветы (три цвета), каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.

Сесть за три стола.

3. Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ, цель и содержание тренинга.

4. Правила работы в тренинге.

5. Упражнение «Хорошо быть воспитателем?»

Задача: Вспомнить положительные и отрицательные стороны в работе воспитателя. Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя.

(Начинать с отрицательных). (Психолог печатает в компьютере? все видно на интерактивной доске.) Называют по очереди.

Задание: «Статус детей». Работа в группах.

Вступительное слово психолога о статусе детей в группе.

Межличностные взаимоотношения отслеживаются уже в раннем возрасте, когда ребенок одним детям отдает игрушку, принесенную из дома, а другим - нет, с одними общается а некоторых детей не замечает. В младшем дошкольном возрасте мы можем определить, кто с кем дружит.

В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками.

Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях специалистов было показано, что в течение дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива - одни дети становятся все более желанными большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выбора, которые делают дети, меняется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду в большой степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей, которые предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «презренных детей», «изолированных детей», «отвергнутых» или «обездоленных».

Задача воспитателей: способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.

1 группа (стол) - описать качества ребенка - «звезды»,

2 группа (стол) - описать ребенка с высоким статусом, (принятые дети, или дети, которых выбирают).

3 группа (стол) - описать ребенка с низким статусом. (Отвергнуты дети и изолированные)

Слова, характеризующие отдельные качества личности:  аккуратность, гордость, грубость, вежливость жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятность, открытость, раздражительность, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, доверчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, льстивость, обидчивость, осторожность, доброжелательность, подвижность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, холодность, честность, самостоятельность, агрессивность, энергичность, медлительность, застенчивость, смелость, драчливость, трусость, щедрость, доверчивость, самоуверенность, независимость, трудолюбие, рассудительность, креативность, мечтательность, увлеченность, остроумие, дружелюбие, заботливость, преданность, смелость, возбуждение, активность, решительность, прямолинейность.

Советы психолога по повышению статуса детей в группе.

7. Упражнение «Ладошки» (по 6 ) (конфеты).

Цель: Сохранение психологического комфорта всех участников тренинга.

Все участники тренинга делятся на группы - по 6. Каждый участник на отдельном листе бумаги рисует свою ладонь. (Обводит контур ладони) и подписывает ее в центре изображения, Пишет «Ты» и стрелочкой показывает на каждый палец.

После участники по кругу передают свои ладошки, где по очереди пишут на пальце один комплимент своим коллегам. Один участник пишет один комплимент в одну ладошку. Когда все пять пальцев заполнятся комплиментами, ладошки возвращаются их владельцам.

Работа в группах. (4 группы - времени года). Добавить 1 стол

8. Задание «Проблемные ситуации».

У вас в конвертах описаны проблемные ситуации. Ваша задача обсудить и на бумаге написать пути решения данной проблемной ситуации. Договоритесь, кто будет представлять ваше решение.

1. В семье Антон был нежелательным ребенком. Мама говорила ему, что он не похож на родителей. Родители постоянно придерживались строгого контроля над ребенком, применяли постоянные наказания, не обращали внимания на ребенка в достаточной степени. Антон чувствовал это, становясь упрямым, замкнутым. Ему трудно было найти общий язык со сверстниками и взрослыми, ведь он был уверен, что он никому не нужен.

А) Какой стиль воспитания ребенка в семье (демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Как вы думаете которая самооценка у Антона?

В) Как помочь ребенку чувствовать себя нужным, научить жить в детском коллективе.

Г) Какие рекомендации родителям?

2. Алену родители воспитывают строго, она постоянно слышит слова: «А что скажут о тебе другие?» Дома существует постоянный строгий режим, дисциплина. Беспрекословное выполнение задач. Если у Алены что-то не получается, она это болезненно переживает, но скрывает свою боль, потому что она должна быть воспитанной и сдержанной. Девочка начала бояться, что если не сможет выполнить какое-то задание, то не заслужит одобрение со стороны родителей или воспитателей. Она стала тревожной, начала негативно относиться к себе. Алена часто остается наедине со своими переживаниями, думая, что она не такая как все.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Как вы думаете, какая самооценка формируется у ребенка за время такого воспитания?

В) Как помочь ребенку?

Г) Какие рекомендации можете дать родителям?

3. Оксана в семье является поздним, долгожданным ребенком. Родители, дедушки, бабушки постоянно беспокоятся о ней, детские болезни - это настоящая паника, трагедия. Ребенку говорят о том, что ее повсюду подстерегает опасность. Поэтому ее не выпускают на улицу, запрещают играть с другими детьми. Взрослые часто не согласовывают свои действия с желаниями ребенка. Иногда Оксана тревожно спрашивает: «А я не заболею?», «А я не умру?». В детском саду она часто плачет, со страхом и недоверием воспринимает все новое, не умеет общаться со сверстниками. Девочка нерешительная, несамостоятельная, слишком чувствительная, робкая, чувствует себя неудовлетворенной.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Какова самооценка у ребенка?

В) Как ей помочь?

Г) Какие рекомендации можно дать родителям?

4. В семье Сережи мальчика любят все. Все, что не сделает ребенок, - это замечательно, талант. Мама и папа всегда одобряют его поступки. Желания сына мгновенно удовлетворяются. Интересы окружающих игнорируются. Любой режим и дисциплина отсутствуют, обязанности ребенка сведены к минимуму, а права-ограничены. Если что-то делается не так, как хочется Сереже, начинаются истерические реакции

В группе ДОУ мальчика сверстники не признают за лидера, ведь он на самом деле, кроме восхваления, ничего не умеет. Самоуверенность сменяет неуверенность, нерешительность, неумение постоять за себя, душевный дискомфорт. Сережа стал нелюдимым и агрессивным.

А) Какой стиль воспитания в семье? (Демократический, гиперопека, невмешательство, сотрудничество, диктат).

Б) Какова самооценка ребенка?

В) Как ему помочь наладить контакт со сверстниками, взрослыми?

Г) Какие рекомендации можно дать родителям?

Обобщение упражнения.

Завершение работы тренинга:

Рефлексия того, что произошло на тренинге.

- Что дала Вам работа в тренинге?

- Произошли ли у Вас какие-либо изменения?

- Как Вы сейчас себя чувствуете?

- Можно ли использовать предлагаемый метод или отдельные игры в вашей профессиональной деятельности?

- Ваши замечания и предложения по проведению тренинга.



Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов: «Воспитание толерантности начинается с педагога»

тренинг психологов доу, тренинг психолога с педагогами, психологический тренинг, психологические тренинги доуЦель:

- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;

- развивать профессиональное самосознание педагогов;

- формировать толерантное отношение к другим людям;

- гармонизировать взаимоотношения в коллективе.

Ход тренинга психолога для педагогов

Упражнение «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на сотрудничество.

Психолог. Уважаемые коллеги! Перед вами макет голубя, выберите перышко, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию сейчас, и прикрепите к голубю.

Желтый цвет — вы себя чувствуете комфортно; голубой — нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Воспитание толерантности начинается с педагога».

Упражнение «Ассоциативный ряд»

Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.

Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки.(например: т-терпеливый и т.д.)

Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.

Информационное сообщение (Просмотр презентации) «Толерантность  - это...»

Психолог. Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.

Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»

Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.

Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.

Соль – грубые, соленые слова;

Перец – жгучие, обидные слова;

Ком земли  – невнимательность, безразличие, игнорирование.

Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.

Обсуждение

– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?

Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.

Упражнение «Стереотипные очки»

Цель: научиться понимать другого, уважать точку зрения другого человека. Скачать приложения ниже.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.

Время: 10 минут.

После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.

На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется плакат с толерантными высказываниями согласия и несогласия человека с мнением другого»:

Помни!

Выразить согласие тебе помогут такие фразы:

Это не вызывает возражений (сомнения)...

Я готов с этим согласиться...

Мне близки эти мысли...

Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...

Я тоже хотел это (об этом) сказать...

Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...

Никто и не отрицает...

Ты не обидишь другого, если высказывание своего несогласия начнешь со слов:

Мне так не кажется...

Я думаю по-другому (наоборот)...

Я придерживаюсь другого мнения...

У меня другая (противоположная) точка зрения...

Я позволю себе не согласиться с вами...

К сожалению, не могу согласиться с вами...

Мне хотелось бы выразить свое несогласие...

Упражнение «Плакат толерантности»

Цель: уточнить и закрепить знания участников об основных характеристиках толерантности.

Оборудование: ватман формата А1, фломастеры, краски, ножницы, журналы.

Время: 15 минут.

Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждая группа должна подготовить «плакат толерантности» в виде коллажа из цветных картинок, вырезанных из различных журналов. Спикеры групп презентуют свои наработки.

Сказка о толерантности

Подведение итогов, обсуждение:

  1. Опыт (что делали, помните?)
  2. Рефлексия (какие ощущения, реакция?)
  3. Информация (какую информацию получили, какие выводы сделали?)
  4. Действия (как вы будете действовать в будущем?)



Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для воспитателей группы раннего возраста: «Детские конфликты»

тренинг психолога воспитателей, тренинг психолога детском саду, тренинги для педагогов доу от психологаОрганизаторы – заведующий, методист, психолог.

Участники – сотрудники детского сада.

Ведущий – методист, психолог.

Сценарий проведения психологического тренинга

На заметку ведущему. Ведущий привлекает внимание участников группы к проблеме детских конфликтов.

Как педагог может помочь детям в этой ситуации?

Задачей тренинга является проработка оптимальных способов решения детских конфликтов.

1-й этап. Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов их решения

Психолог предлагает участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе. Это могут быть такие: ребенок забирает у ровесника игрушку; ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка, ребенок отталкивает ровесника от взрослого; ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).

Затем ведущий предлагает определить причины перечисленных конфликтов. В случае затруднения ведущий объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.

Исходя из этого, приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.

Затем ведущий предлагает участникам группы рассказать о своих удачах и неудачах в попытках наладить детские конфликты. Он записывает на доске все предложенные варианты и выбирает для анализа конкретную ситуацию.

Пример: Трехлетний Коля играется машиной. Его ровесник Ваня сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Коли игрушку. Коля отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Ваня настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.

Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта.

Педагоги могут предложить:

- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;

- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;

- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;

- запретить Ивану забирать игрушку и отдать ее Коле;

- предложить Коле отдать игрушку Ивану;

- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;

- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.

Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.

2-й этап. Анализ способов решения детских конфликтов

На этом этапе тренинга его участники выбирают из предложенных вариантов оптимальные.

Ведущий предлагает участникам группы выделить те критерии, которыми следует руководствоваться в подобной ситуации. Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.

На заметку ведущему: Выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.

После обсуждения ведущий может предложить участникам группы разыграть несколько сценариев решения детских конфликтов.

3-й этап. Способы решения детских конфликтов

Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).

Пример:

Ситуация «Это моя кукла»

Участники группы играют роли детей и педагога. Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно сильнее  Кати). Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.

Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»

Катя. Наташа забрала мою куклу.

Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?

Катя смущенно молчит.

Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.

Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.

Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?

Катя кивает головой и говорит: – Так!

Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?

Катя. Я хочу куклу.

Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».

Наташа. Нет, я буду с ней играть.

Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?

Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.

Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.

Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.

Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:

- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;

- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;

- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);

- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать..?». «Очень важно сказать...»);

- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;

- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;

- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы не договоритесь»).

Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.



Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей детского сада: «Трудности режимных моментов»

тренинги психолога педагогами, тренинги психолога доу, тренинг психолога воспитателейЭта тема является актуальной для наших детских садов, потому что все еще прослеживается тенденция к жесткой регламентации поведения ребенка в такие режимные моменты, как кормление, переодевание, укладывание спать, туалет. Особенно это касается совсем маленьких детей, которые еще не владеют навыками самообслуживания. Необходимость соблюдения режима часто побуждает педагогов к авторитарному стилю взаимодействия с детьми, навязыванию своей воли.

Как помочь педагогу ДОУ организовать личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком во время проведения различных режимных моментов? Этой проблеме посвящен данный тренинг.

Организаторы тренинга: заведующий, методист, психолог.

Участники – педагоги групп раннего возраста, родители.

Ведущим может быть методист или психолог.

Ход проведения тренинга для воспитателей групп раннего возраста детского сада

1-й этап. Выявление трудностей в режимных моментах и их причины

Псиолог предлагает участникам группы определить проблемы, с которыми они сталкиваются при проведении режимных процедур с маленькими детьми. Все высказывания он записывает на доске или на бумаге, группируя их по видам режимных моментов. Это могут быть:

- в ситуации кормления: ребенок отказывается от приема пищи или какого-либо ее вида; ребенок не хочет пользоваться прибором; ребенок играется во время еды и тому подобное;

- в ситуации переодевания: ребенок не любит переодеваться, плачет; ребенок сопротивляется, снимает шапку, отталкивает взрослого; ребенок капризничает, требует другую одежду и прочее;

- в ситуации укладывания спать: ребенок отказывается ложиться в кровать, капризничает; ребенок долго не засыпает, зовет маму, требует играть, читать; ребенок тяжело засыпает и тяжело просыпается; ребенок рано просыпается и мешает другим детям и тому подобное;

- при осуществлении туалета: ребенок отказывается садиться на горшок; ребенок не просится на горшок; ребенок не любит умываться, причесываться, чистить зубы и тому подобное.

На заметку психологу. Если группе сложно выявлять и формулировать проблемные ситуации, ведущий должен дополнить перечень выделенных трудностей так, чтобы были охвачены все режимные моменты.

Затем ведущий предлагает группе выбрать несколько типичных проблемных ситуаций от каждого режимного момента (кормления, переодевания и тому подобное) и обсудить причины, по которым они могут возникнуть. Как пример рассмотрим ситуацию «ребенок не любит умываться». Ведущий делит доску (или лист бумаги) на две части и слева выписывает интерпретацию причины трудностей, которые возникли.

В левой колонке могут оказаться такие высказывания, как:

- ребенок избалованный в семье, его не приучили к дисциплине;

- у ребенка непокорный характер;

- ребенок «капризничает»;

- ребенок боится воды;

- никто из детей не любит умываться, их нужно к этому приучать;

- ребенок капризничает и сопротивляется, потому что хочет привлечь к себе внимание взрослого и тому подобное.

Затем ведущий предлагает группе описать чувства и переживания ребенка во время проведения данного режимного момента и записывает высказывания в правой колонке.

На заметку психологу. Заполнение правой колонки может вызвать затруднения у участников тренинга. Задача ведущего – помочь участникам группы встать в позицию ребенка и увидеть психологический смысл возникшей проблемы.

В результате в правой колонке могут оказаться следующие высказывания:

- ребенку неприятно ощущение холодной воды, попадание воды за шиворот;

- ребенку больно от попадания мыла в глаза или в нос;

- ребенку трудно дышать в процессе умывания;

- ребенка раздражает неделикатные прикосновения к лицу, резкие движения руки взрослого.

Ведущий подводит участников группы к пониманию того, что нежелание ребенка умываться мотивировано его негативными переживаниями, с которыми ему трудно справиться и которые он не может выразить словами. Эти естественные переживания не являются следствием «распущенности», «вредности», недисциплинированности ребенка, а служат сигналами взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое ребенок чувствует. Аналогичным образом анализируются проблемные ситуации, возникающие при проведении других режимных процедур.

На заметку психологу. Стоит иметь в виду, что отказ ребенка от выполнения любых режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, необычно твердая пища, неудобная одежда и т. п) и переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (подавлением стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий, и тому подобное).

Затем перед группой ставится задача поиска способов разрешения проблем, стоящих.

2-й этап. Анализ способов решения проблем, которые возникли

Ведущий предлагает участникам тренинга перечислить возможные способы решения сложных ситуаций и при осуществлении режимных моментов, привлекая не только собственный опыт, но и опыт своих родственников, знакомых, примеры из литературы по воспитанию детей раннего возраста, записывает высказывания на доске.

Затем ведущий предлагает оценить эффективность каждого из предложенных способов с точки зрения удобства взрослого и с точки зрения переживаний ребенка.

На заметку психологу. Среди способов, которые не приводились, могут оказаться как авторитарные, так и личностно-ориентировочные. Если группе сложно выделить личностно-ориентированные способы решения проблем, связанных с режимными моментами, ведущий дополняет перечень так, чтобы в него были включены такие способы, как:

- включение режимной процедуры в игру;

- переключение внимания ребенка;

- предоставление права выбора (еды, одежды и тому подобное);

- поощрение самостоятельности ребенка;

- слежение за темпом его действий;

- ласковые уговоры и тому подобное.

Следует подвести участников группы к пониманию того, что такие способы, как принуждение, угроза, запрет, наказание, могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, однако с точки зрения переживаний ребенка, все они вызывают эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг, недоверие взрослому.

Такие способы, как включение режимной процедуры в игру, переключение внимания ребенка, предоставление ему права выбора (еды, одежды и т. п), поощрение самостоятельности ребенка, слежение за темпом его действий, ласковые уговоры и тому подобное требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода.

Они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия взрослому, способствуют развитию самостоятельности.

Затем ведущий ставит перед группой вопрос: как организовать проведение режимной процедуры, учитывая переживания ребенка, не вызывая его сопротивления и не нанося ему эмоционального ущерба?

3-й этап. Обучение приемов личностно-ориентированного взаимодействия

На этом этапе ведущий, ориентируясь на возрастной состав воспитанников детского сада, а также на уровень подготовки педагогов и родителей, организует занятия, направленные на обучение приемам личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком в процессе проведения режимных моментов.

Они могут включать лекционную часть, совместное обсуждение, разыгрывание заранее разработанных сценариев по организации кормления, переодевания, укладывания спать, приучение к навыкам опрятности и самообслуживания детей разного возраста.

На заметку психологу. Важно обратить внимание группы на то, что характер взаимодействия с ребенком в процессе режимных моментов уже с первых дней жизни влияют на личностное развитие и его психическое здоровье.

По мере необходимости ведущий рассказывает о возможных негативных последствиях принудительных способов кормления, купания, крепкого пеленания (нарушение сна).



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Цель:

- определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения;

- диагностировать и развивать коммуникативные способности участников занятия;

- настроить участников на работу, помочь раскрыть свои личностные качества, создать условия для эффективного сотрудничества;

- формировать у педагогов навыки группового взаимодействия, четкое осознание себя как педагога-профессионала;

- способствовать развитию их позитивного самовосприятия, уменьшать эмоциональное напряжение.

Приветствие

Упражнение «Самопрезентация»

Психолог. Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием. Сейчас каждому из вас необходимо продолжить такие фразы:

- Я выбрала профессию воспитателя, потому что ...

- Если бы я не стала воспитателем, я бы выбрала профессию ...

- Качества, которые я больше всего ценю в людях ...

Правила работы:

- Не перебивать друг друга

- Правило хорошего настроения

- Говорить искренне и откровенно

- Не оценивать и не осуждать

- Конфиденциальность

- Правило поднятой руки

- Активность всех членов группы.

- Общение по принципу «здесь и теперь».

Упражнение «Дерево ожиданий»

Участники получают листики бумаги, на которых пишут собственные ожидания от тренинга. Начинают так: «Я ожидаю ...» после этого каждый говорит вслух свое ожидание, идет к доске, прикрепляет свою бумажку к дереву.

Упражнение «Ассоциации»

Возьмите лист и напишите, нарисуйте, предмет с которым вы смогли бы себя ассоциировать, как педагог-профессионал.

Под портретом в двух колонках запишите по одному фактору, которые помогают и препятствуют работе педагога.

Обсуждение и подведение итогов на основе обобщения материала.

Упражнение: «Различные точки зрения»

Психолог. «Сейчас предлагается вашему вниманию упражнение, которое называется «Различные точки зрения». Его цель: определить критерии, характеризующие педагогическую культуру воспитателя современного дошкольного учреждения.

Для эффективной работы я предлагаю объединиться в группы. А сделаем это так: поиграем в считалку «Слива, груша, яблоко». Теперь все одинаковые фрукты объединяются в одну группу. У нас образовались три замечательные группы.

Каждая из групп в течение 5 минут попытается дать определение и сформулировать требования к педагогической культуре современного воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Первая группа делает это от имени администрации ДОУ, вторая дает определение с точки зрения родителей, третья - с точки зрения воспитателей.

После выполнения творческого задания один представитель группы зачитывает свою версию расшифровки понятия «педагогическая культура».

Информационное сообщение

Психолог.  «Понятие «психологическая культура» является сравнительно новым. Оно образовалось на пересечении разных наук: философии, социологии, этики и психологии. Психологическая культура педагога предполагает наличие у специалиста:

- Общих знаний по психологии

- Умение использовать приобретенные знания при работе с детьми.

- Способность понимать эмоциональное состояние ребенка

- Умение правильно оценивать педагогические ситуации

- Умение использовать индивидуальный подход к ребенку

Психолого-педагогическая культура педагога:

- Наблюдательность, внимательность, психологическая проницательность, развитые прогностические способности

- Умение адекватно воспринимать себя и окружающих, общаться с разными людьми

- Стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию

- Чувство собственного достоинства, самоуважения

- Рефлексия, самоконтроль, критическое мышление

- Способность решать конфликты

- Контроль своих эмоций, сдержанность».

Термин «культура» впервые встречается в одном из произведений известного оратора Цицерона (45 гг. до н. э.). Сначала он означал обработку почвы, ее «культивирование», то есть перемены в  природе под влиянием человека, в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Как самостоятельная научная категория, «культура» фиксируется впервые в трудах немецкого юриста С. Пуфендорфа (1632-1694). Он применил этот термин для определения различных результатов деятельности человека.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение, как совокупность созданных человечеством традиций благ и ценностей. В современной литературе существует более 500 определений культуры.

А что же означает термин «педагогическая культура» и каковы ее структурные компоненты?

Педагогическая культура это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.

Можно выделить следующие компоненты педагогической культуры:

- гуманистическая направленность личности;

- наличие педагогических способностей;

- положительная установка на профессиональную деятельность;

- гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие;

- способность к саморазвитию и самораскрытию;

- развитая культура поведения;

- владение педагогическим тактом и эмпатией;

- личностная самостоятельность и дисциплинированность педагога;

- общая педагогическая эрудиция и компетентность;

- толерантное восприятие чужих традиций и верований;

- гибкость, способность к рефлексии;

- развитое творческое мышление.

Педагогическая культура является частью человеческой культуры и зависит от многих компонентов. В ней воплощены духовные ценности образования (педагогические знания, теории, концепции, накопленный педагогический опыт, профессиональные этические нормы), материальные (средства обучения и воспитания), а также способы творческой педагогической деятельности, служат социализации личности в конкретных исторических условиях.

Тест: «Знаете ли вы себя?»

Внимательно посмотрите на 16 символов, которые собраны в четыре группы: движение, покой, уверенность, неуверенность. В каждой группе выберите по одному символу, который наиболее соответствует вашему состоянию. Подсчитайте результаты теста.

Упражнение «Что написано на карточке?»

Психолог. Современному педагогу чрезвычайно важно уметь понимать невербальные сигналы, без которых невозможно полноценное общение. Поэтому следующее упражнение поможет нам потренироваться в умении «читать» невербальные знаки. У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, событий, понятий. Я прикреплю карточку на спину кому-то одному из вас, но сделаю это так, чтобы участник не видел надписи. Он должен быть рассчитан на разных участников группы, чтобы кто-то из них невербально показал, что написано на карточке.

Примеры задач: «младенец», «утренняя гимнастика», «полка с игрушками», «день рождения», «новичок в группе», «кабинет заведующего», «влюбленная девушка», «дорожная сумка», «городской автобус ».

Упражнение «Свидание»

Психолог. Следующее упражнение «Свидание» также будет проводиться в группах. Каждая группа получит конверты с набором отдельных предложений, которые нужно расположить последовательно, руководствуясь логикой, чтобы получилось содержательное повествование. Затем один представитель из группы представляет результат.

Карточки с предложениями:

- Его сердце екнуло.

- Было уже поздно.

- Где залаял пес.

- Месяц - словно большой апельсин.

- Поезд тронулся.

- Имеет ли что-то смысл в этой жизни?

- Он взял ее за руку.

- Послышался скрежет железа.

- Он посмотрел на нее.

- Раздался выстрел.

- Он понял, что только она могла сделать его счастливым.

- Ее глаза были закрыты.

- Эта встреча - последняя.

- Легкий ветерок доносил взволнованный шепот.

Психолог. Каждая группа создала свой рассказ, опираясь на полученную информацию. А чей же рассказ правильный? Люди привыкли действовать стереотипно, оглядываясь на созданные кем-то каноны.

Здесь нет правильного или неправильного ответа. У каждого получился свой рассказ, и каждый может объяснить логику его построения. Мы учимся принимать и уважать мнения других, ведь они имеют право на существование.

Упражнение «Близнецы»

Психолог. Мы уже отмечали ранее, что настоящий педагог должен быть не только хорошо подготовленным теоретически, но и на практике уметь применять свои знания. Педагоги, которые только начинают или уже работают в дошкольном образовании, хорошо знают, насколько важно развивать общую координацию движений и мелкую моторику рук у дошкольников. Поэтому следующее упражнение будет способствовать развитию общей координации движений и согласованности действий.

Перед вами на столе лежат: подарочная бумага, свернутая в несколько раз; рубашка с расстегнутыми пуговицами; бутылка с завинчивающейся крышкой; подарочная коробка; лента, свернутая в рулон; ножницы и цветной картон для изготовления открытки.

Вам нужно объединиться в пары. Пара «близнецов» обнимает друг друга крепко за талию так, чтобы у каждого была свободной только одна рука: у одного - левая, у другого - правая. Пары подходят к столу с предметами и по моей команде своими свободными руками выполняют следующие команды:

- застегнуть рубашку;

- закрутить на бутылке крышку;

- вырезать открытку;

- составить предметы в коробку;

- коробку аккуратно обернуть подарочной бумагой и перевязать лентой.

Упражнение «Быть ​​педагогом - это ...»

Цель: закрепить полученные знания. Все участники сидят в кругу. Каждый по очереди высказывается. Первый начинает такими словами. «Педагогом быть хорошо, потому что ...». Другой продолжает: «Педагогом быть плохо, потому что ...» и т.

После выполнения упражнения участники обмениваются впечатлениями, обсуждают то, что позволило посмотреть по-другому на профессию педагога, было что-то для кого-то неожиданным, было кому трудно найти что-то негативное или позитивное.

Упражнение «Мои ожидания»

Все участники по очереди подходят к «Дереву ожиданий», к которому прикреплены их ожидания. Если чьи-то ожидания осуществились, он «забирает» свой опыт и кладет в чемодан Полезных Знаний. У кого они не осуществились, тот оставляет свои ожидания на дереве.

        



Предварительный просмотр:

Тренинг психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Цель тренинга:

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми

Ход проведения тренинга психолога для педагогов

I. Приветствие

Вступительное слово психолога.

Цель нашего занятия - тренинга: саморазвитие, попытка овладеть своими скрытыми возможностями. Это освобождение от оков авторитарности, эмоционального холода, блокируя стереотипы в общении с другими.

II. Релаксационное упражнение

Звучит мелодия. Шум моря, далекий крик чайки

Слова психолога

Закройте глаза. Удобно сядьте, положите руки на колени, ладонями вверх. Представьте себе берег моря. Сделайте глубокий выдох, медленный вдох.

Шумит морская волна, успокаивает и убаюкивает. Вы сидите на берегу моря, близко возле воды. Ноги касаются морской воды. Медленно делаете вдох, выдох. Ощущаете приятную прохладу воды. С каждым вдохом вода медленно входит в вас через ступни ног, поднимается вверх по телу до груди. Вашему телу приятно, спокойно. Вы чувствуете себя берегом моря. Вы растворились в песке и вас омывает вода. Вдох - прилив, выдох - отлив. Вам хорошо и приятно. Вы слились с природой.

Правила для участников тренинга:

Конфиденциальность. Пока не закончится весь курс тренинга, вне занятий не обсуждать то, о чем здесь идет речь. Каждый морально отвечает за информацию, которую участники сообщают о себе.

Доброжелательное отношение друг к другу.

Искренность. Каждый говорит про свои чувства, мысли, впечатления, которые есть на самом деле.

«Вето» - можно вообще не говорить.

Присутствующие принимают участие во всем что происходит (чтобы все были на равных условиях).

Безоценочность и не категоричность высказываний.

Принципы «здесь и теперь» - говорить и думать только о том, что происходит в группе, что ты чувствуешь сейчас, не вспоминать прошлый опыт.

тренинги психологов доу, семинары психолога доу, развитие коммуникативных умений

III. Слово психолога

Для каждого человека (и взрослого и ребенка) его имя звучит как лучшая в мире музыка. Давайте сейчас мы еще раз вернемся к нашему имени. Прошу Вас по очереди повторить свое имя, рассказать, знаете ли вы историю происхождения своего имени, как вас называли в детстве, как вам нравится, чтобы вас называли, были ли какие-то забавные случаи связанные с вашим именем.

IV. Слово психолога. Что такое общение?

Общаясь друг с другом, мы даже не задумываемся над тем, сколько факторов и нюансов влияют на процесс общения. Что же происходит? Мы встречаем человека, воспринимаем его, общаемся и взаимодействуем с ним с помощью языка, жестов. От того, например, какое первое впечатление произведет на нас человек, как мы построим сам обмен информацией, будет зависеть успех общения. Общение помогает взаимодействовать.

V. Рассказ для активизации внимания участников тренинга

История про рай и ад

Как-то один иудейский мудрец обратился к Господу с просьбой показать ему рай и ад. Господь согласился и отвел мудреца в большую комнату, посреди которой стоял огромный котел с едой, а вокруг него ходили и плакали голодные и несчастные люди. Они страдали, ибо не могли поесть, хотя в руках у них были ложки. Но ручки этих ложек были очень длинные - длиннее руки.

«Да, это действительно ад», сказал мудрец. Тогда Господь отвел мудреца в другую комнату, что была точь-в-точь такая, как первая. Посреди этой комнаты стоял такой же котел с едой, а люди, что были в комнате, держали точно такие же ложки. Но эти люди были сыты, счастливы и веселы.

«Да, это же рай!» - воскликнул мудрец.

- Что помогло людям в раю быть счастливыми?

V. Слово психолога

Но часто бывает так, что люди не понимают друг друга. Смотрят на одну и ту же вещь, но видят совсем разное. Недаром, есть такая присказка:

«Два человека смотрят в лужу. Но один в луже видит звезды, отразившиеся в воде, а другой - видит только болото».

И это не удивительно. У каждого из нас свое восприятие, разное развитие психических процессов. Одни люди праворукие, другие – левши. В одних развито лучше левое полушарие головного мозга, в других – правое. Визуалы, аудиты, кинестеты.

История «Соревнования в лесу»

В лесу проводились соревнования по различным видам спорта (кросс, прыжки в длину и высоту и плавание). Заяц был первым в кроссе, ибо всем известно, как он быстро бегает, но он не умеет плавать. Утка прекрасно плавала, но очень плохо прыгала в высоту. Обезьяна прекрасно прыгала, но тоже не умела плавать, а медведь, как не пытался, так и не смог прыгнуть и преодолеть планку.

- О чем это свидетельствует? Все звери разные, у каждого из них свои свойства, не присущие другим. Нельзя требовать от медведя, чтобы он бегал так быстро, как заяц, прыгать, как обезьяна.

Так же и люди. Каждый человек неповторим, в мире нет двух людей, похожих друг на друга. Каждый человек уникален и имеет как сильные, так и слабые стороны.

Возникает вопрос, как же таким разным людям найти общий язык? Улучшить отношения и избежать конфликтов вам поможет «Золотое правило». Его автор – Иисус Христос.

«Чего только хотите, чтобы делали вам люди, то делайте им и вы».

VII. Слово психолога

Представим диалог этих двух людей. Видимо он будет звучать примерно так:

А – это шесть

Б – нет, это девять

А – да нет, это шестерка

Б – какая это шестерка, когда это девятка

А – это самая настоящая шестерка

Б – ты что-то путаешь. Это настоящая девятка

А – Ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь!

Б – Да нет, это ты слепая, это тебе надо лечиться

- То есть нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная – кратчайший путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта.

Правила хорошего собеседника

(комментарии к плакату)

VIII. Слово психолога

Иногда люди случайно или умышленно искажают информацию в процессе общения. (в своих корыстных целях, или чтобы навредить другому)

Упражнение: «Передача информации»

Предлагается 6 участникам выйти за дверь. Одному участнику показывают рисунок. Затем этот участник рассказывает, что видел одному из тех, кто за дверью. И так по очереди.

Была ли информация передана точно?

Почему информация искажалась?

Чувствовали ли вы ответственность за достоверность информации?

К чему может привести такая ситуация в реальной жизни?

IX. Слово психолога

Очень часто общение между людьми не происходит через амбиции, надменность взглядов. Вы сейчас убедитесь в этом.

Упражнение «Выше – ниже»

Встаньте, пожалуйста, по кругу. Сейчас я предлагаю немного подвигаться. Сначала представьте себе, что Вы правители народа над всеми людьми, что вы гораздо умнее, привлекательнее других, другие даже не достойны Вашего внимания.

Почувствуйте, что происходит с Вашим телом, лицом, настроением, когда Вы это представляете? Походите в этом состоянии.

А теперь представьте себе, что Вы худший человек в этой комнате, неуспешный, бедный, и т.п. Как теперь меняется Ваше настроение? Положение тела, отношение к другим? Походите в этом состоянии.

А теперь представьте себя равным среди равных, каждый и Вы – уникальная личность, достойная уважения и внимания.

Как вы себя чувствуете теперь?

Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

В каком состоянии было самое неприятное находиться?

В каком именно комфортно? Почему?

Х. Заключительное слово психолога

Ведите себя согласно «Золотого правила» в любых ситуациях – это залог успеха ваших взаимоотношений.

Воспринимайте человека положительно, с любовью.

Уважайте права других людей.

Стройте ваши отношения на взаимному доверию.

Проявляйте терпение, сдержанность.

Умейте прощать.

Адаптируйте свое поведение к нуждам окружающих.

Говорите так, чтобы тебя услышали.

Слушай так, чтобы понять, о чем идет речь.

Упражнение: «Пожелание»

Бросаем мяч друг другу и высказываем пожелания.

Как воспринимается пожелания? Какое у Вас настроение?

Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитка "Я педагог-психолог" к конкурсу "Педагог-психолог-2018"

Текст выступления на 2 этапе муниципального конкурса «Педагог-психолог 2018»...

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию

Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....

Консультации педагога-психолога Практические рекомендации педагогам по работе с застенчивыми детьми

Практические рекомендации педагогам«Как помочь застенчивому и нерешительному ребёнку»Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при ...

Занятие педагога-психолога доу с педагогами.

В данной работе представлено занятие педагога-психолога, которое поможет сплотить коллектив в начале учебного года....

Совместное мероприятие педагога-психолога и социального педагога ко Дню матери "Игры с мамой"

В предверии праздника Дня матери проводится очень много мероприятий в МДОУ "Брусничка" и одним из них уже традиционно проводится педагогом -психологом и социальным педагогом.  Такое...