Мнемотехника
учебно-методический материал

Севостьянова Татьяна Петровна

масстер клас по работе с мнемотаблицами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_mnemotablitsami_i_shemami_-_modelyami.docx253.44 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР- КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Работа с мнемотаблицами и схемами - моделями».

Форма совместной деятельности: мастер-класс.

Форма организации: групповая.

Средства: наглядные –  любые мнемотаблицы  к сказкам;

мультимедийные –  ноутбук, проектор, экран (для показа готовых мнемотаблиц);

литературные – нет;

музыкальные – нет;

материалы листы бумаги, простые карандаши, 2 ватмана, цветные карандаши или фломастеры.

Цель: подвести коллег к  пониманию практической ценности мнемотехники в развитии речи детей.

Задачи

  • Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».
  • Вовлечь педагогов в совместную практическую деятельность.
  • Показать алгоритм работы с мнемотаблицами и схемами.

Планируемые результаты

  • Педагоги стремятся применять элементы мнемотехники в своей работе, создают свои мнемотаблицы, пополняя методический фонд ДОУ.

Этапы совместной деятельности

Содержание

деятельности

Деятельность

педагога

Деятельность коллег

Организационно –целевой этап

Постановка темы мастер- класса.

Обращение к знакам- символам из повседневной жизни.

Организует, стимулирует мыслительную деятельность педагогов, с помощью наводящих вопросов.

Настраиваются на работу.

Приводят примеры символьных обозначений из повседневной жизни.

Содержательный

этап

Знакомство со структурными единицами мнемотехники (символом,мнемо-

дорожками и мнемотаблицами).

Показ алгоритма работы с мнемотаблицами.

Разбор основных рекомендаций по внедрению мнемотехники в работу.

Организует работу.

Дает практические задания для активизации мышления.

Использует наглядные средства.

Выполняют практические задания.

Обсуждают.

Анализируют  представленный материал.  

Итоговый этап (рефлексия)

Презентация коллажей.

Обмен впечатлениями.

Организует активное обсуждение, обмен мнениями.

Подводит итоги.

Презентуют коллажи.

Обмениваются впечатлениями.

Ход мастер- класса:

1. Организационно – целевой этап.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я думаю, всем вам известна такая уникальная технология как мнемотехника. Сегодня мы остановимся на практическом применении данной технологии. Мнемотехника универсальна по своей природе и применительна ко всем  образовательным направлениям В ДОУ.

  • Давайте вспомним 5 образовательных направлений по ФГОС.

 - Основная оперативная единица данной технологии  – символ, несущий определенную информацию.

  • Приведите примеры символьных обозначений из повседневной жизни.

- Система таких знаков складывается в мнемотаблицу. Давайте рассмотрим, что же это такое.

2. Содержательный этап.

- Обратите вниманние на демонстрационные мнемотаблицы. (Педагог представляет  на экране 2-3 варианта мнемотаблиц).

- Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети  справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается  схематическая мнемотаблица.

    Как и любая работа, работа с мнемотаблицами  строится от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом, проводится работа над словом. Например, даётся слово “девочка” и его символическое обозначение:

  • Зарисуйте символами слова: лес, школа, обед, цыпленок, ветер, мышь, нора, молоко, дорога, праздник.

- А теперь, используя свои символы - подсказки, воспроизведите цепочку слов.

- Это задание как раз показывает, как работает перекодировка ииформации в зрительный план и обратно. В этом вся суть мнемотехники.

- Когда ребенок уловит, что значит  зашифровать слово, педагог предлагает упражнение на самостоятельное кодирование и воспроизведение слов по своим условным обозначениям. Освоив игру со словом, нужно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов.

 Например,  “маленькая девочка”:                            

 Или «большой дом»:

  • Попробуйте придумать кодировки к сочетаниям слов «вкусный торт», «мягкая постель», «сладкие сны».

- Когда ребёнок будет называть сочетания слов по своим символам, переходим к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, “Маленькая девочка пошла в лес за грибами”:

  • Закодируйте предложения:  Дети любят игрушки и сладости.

Спички детям не игрушка!

Мама купила дочке новую куклу.

- Последовательно можно переходить к  мнемодорожкам и работать уже над  несколькими предложениями, несложным стихотворением или загадкой, например:   Без окон, без дверей

                    Полна горница людей. (огурец)

 Или:  Голубой платок,
          Красный колобок,
          По платку катается,
         Людям улыбается
(небо, солнце)

Или:  На поляне колобок

         Нитки сматывал в клубок.

         Ниток желтых, алых

         Намотал клубков немало

         И пошел домой устало.

- И после переходить к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Ее содержание определяет педагог. Он может нарисовать все, что считает нужным. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Например, символическое изображение зайца –        ,лисы–                     , леса –              , медведя –                .

Главное – нужно передать условно  -  наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Использовать приёмы мнемотехники в работе следует начинать уже с младшей группы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость изображения. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением  - расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – давать задания  на самостоятельную шифровку и расшифровку  слов.

Работа с мнемотаблицами состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3.  После перекодирования осуществляется пересказ текста или рассказ на заданную тему. (В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно).

4.  Делается графическая зарисовка мнемотаблицы (старший возраст) или выкладывание сказки  на мини – мнемотаблицах (младший и средний возраст).

5. Закрепление содержания произведения при индивидуальной работе с детьми.

Перед НОД с применением мнемотехники  идет большая предварительная работа:

  • изготовление дидактического материала, демонстрационного и раздаточного (мнемотаблицы, мнемодорожки, схемы - модели и др.);
  • обсуждение с детьми значений всех символьных изображений;
  • чтение сказок, рассказов, стихотворений и другой литературы по теме НОД;
  • подборка форм и приемов работы, при помощи которых можно заинтересовать детей;
  • подборка смены видов деятельности (подвижные, словесные и дидактические игры, слушание музыки, чтение стихов, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование и т.д.).

- Основной частью НОД является составление  рассказов (описательных, сюжетных, творческих) и пересказ с помощью знаков. В этом могут помочь мнемотаблицы (из книги “Учимся по сказке” Т.В. Большевой) и схемы-модели (из книги “Веселые встречи” Л.Е. Белоусовой). Работа с ними способствует лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы - модели немного отличаются от мнемотаблиц. Если Т.В. Большева предлагает  готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Л.Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную  схему – модель (метод крокирования). Схему-модель Л.Е. Белоусовой можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

  • учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, учить зарисовывать предметы и явления природы;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель и использовать её как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Работая в данном направлении, следует придерживаться следующих правил:

  • проводить 2 занятия в месяц для младшей и средней группы  и 4 занятия для старшей и подготовительной;
  • пока дети знакомятся с конкретной сказкой или темой, демонстрационная таблица помещается в группе на видное место, а также проводится индивидуальная работа с помощью раздаточного материала;
  • перед следующим НОД необходимо проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы  из предыдущих НОД;
  • по окончании работы над сказкой или темой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок;
  • необходимо также привлекать детей в свободное от занятий время к кодировке (придумыванию символов) к сказкам, стихам, упражнять в разгадывании символов.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

  • вызвать у детей желание пересказывать сказки и рассказы — как в ходе НОД, так и в повседневной жизни;
  • расширить круг знаний об окружающем мире;
  • активизировать словарный запас;
  • облегчить процесс заучивания стихов (заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям);
  • помочь детям преодолеть робость и застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией;
  • эффективно развивать связную речь детей, используя принцип наглядности.

- Еще одна разновидность дидактического материала по мнемотехнике – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной целью. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа.  Главная задача – связать все картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания. Цель коллажа – развитие фотографической памяти ребенка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие связной речи.  Это имеет большую практическую ценность.

Виды коллажей:

  • развивающий коллаж – способствует развитию фантазии, умению соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки. Например,  коллаж для заучивания стихотворения (методика Т. Большевой):

Миша, маленький медведь,

Очень громко стал реветь:

Мордочку не хочет мыть,

За обедом чистым быть.

Выбросил мочалку, мыло…

Молоко давно остыло.

 ММЫЛО

  • обучающий  коллаж – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, по грамоте, по экологии и др.) Например, математический коллаж на цифру 2:

        2

Этапы работы с коллажем:

  1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать картинки, которые он содержит.
  2. Воспитатель продумывает серию наводящих вопросов по коллажу и беседует с детьми.
  3. Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – с помощью воспитателя, старший возраст – самостоятельно).
  4. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации (воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течение 15 - 30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже).

- На основе принципов мнемотехники помимо вышеперечисленных видов  дидактического материала также можно создавать разнообразные дидактические игры для детей. Однако продумывая схематические модели, педагог должен придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать суть рассматриваемого предмета или явления;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

- Уважаемые коллеги, давайте поделимся на 2 группы. Первая группа разрабатывает коллаж на тему «Весна», а вторая – на тему «Что я знаю о школе?».

3. Итоговый этап (рефлексия).

(Педагоги презентуют коллажи. Делятся впечатлениями от практикума).

- Я надеюсь, что материал, который был сегодня представлен, будет полезен вам в вашей работе. Желаю вам творческих успехов!

Литература:

  1. Белоусова Л. «Веселые встречи» — СПб.: “Детство-Пресс”, 2003.
  2. Большева Т. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» — СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.
  3. Волкова Ю.С. «Опорные схемы для составления описательных рассказов» - М.:  Издательство «Сфера», 2010.
  4. Гурьева Н. «Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике» - СПб.: 2000.
  5. Драганчук В.  «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»  // Логопед, №5, 2009
  6. Житникова Л. «Учите детей запоминать» — М.: “Просвещение”, 1985.
  7. «Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников» // “Дошкольная педагогика”,  2006 (июль—август).
  8. Малетина Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» // “Воспитание и обучение”, 2004 — №6.
  9. Олейник Н. А.  “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”: Новосибирск, 2008 .
  10. Омельченко Л.В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» //Логопед, 2008, №4.
  11.  Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» -  СПб., 2009.
  12. Стукалина В.П. «Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета» - М., “Первое сентября”, 2009.
  13. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов» // “Дошкольное воспитание, 1990,  №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...