«Лингводидактическая технология в обучении связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Фритцлер Ольга Федоровна

     К инновациям в системе дошкольного образования часто относят «нетрадиционные занятия».  Лингводидактическая технология не отличается принципиальной новизной, новизна обусловлена её содержательным наполнением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация для воспитателей

«Лингводидактическая технология в обучении связной речи

у детей старшего дошкольного возраста»

        Под лингводидактической технологией с использованием приёмов моделирования мы понимаем совокупность средств, методов, приёмов, действий, операций педагога, а также инструментарий (схемы, таблицы, модели и т.д.), которые способствуют появлению интереса у воспитанников к речевой деятельности.

        Лингводидактическая технология выполняет образовательную, диагностическую, рефлексивную, моделирующую функции.

Эффективным способом решения проблемы развития интеллекта и монологической речи ребёнка является приём моделирования.

1. Схематизация и моделирование

Основные этапы работы с детьми, предполагаемые в лингводидактической

технологии, определяются, в первую очередь, особенностями овладения

дошкольниками единицами языка. Поэтому выделяются следующие этапы:

1 этап – развитие образного восприятия речевых единиц, формирование умения осознавать художественный образ с опорой на языковые средства выразительности.

2 этап – формирование представлений о структуре текста, обучение «чтению» моделей.

3 этап – самостоятельное составление творческих рассказов и рассказов из личного опыта с использованием моделирования.

2. Приёмы работы со сказкой

В лингводидактической технологии большое место отведено работе со сказкой. Сказка позволяет ребёнку в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределённости.

Предлагаемые варианты работы со сказкой при обучении родному языку.

1. Анализ сказки.

Приём заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить её сюжет по заданным вопросам.

Алгоритм для составления вопросов следующий:

1) Что и почему происходит?

Как тебе показалось, о чём эта сказка?

Как ты думаешь, чему она учит?

Отчего герой совершает те или иные поступки?

Почему герой потерял (приобрёл) что – то важное?

2) Что было бы, если…?

Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь?

Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?

Какой была бы сказка, если бы не было плохих героев?

Мог ли быть у сказки другой конец? Если да, то какой?

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь в семье?

2. Сказочные задачи

Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества

сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи должны отвечать следующим требованиям: задачу задаёт сказочное существо; сказочные задачи могут являться испытаниями в сказочных играх и путешествиях; ситуация не должна иметь правильного ответа; образы героев должны заинтересовать.

3. Рассказывание сказки

Возможны варианты рассказывания сказок:

1) Рассказчик взрослый, от третьего лица – ребёнок;

2) Рассказывание известной сказки по очереди;

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения;

4) Рассказчик взрослый, от первого лица – ребенок;

5) Рассказывание сказки от первого лица ребёнком;

6) Рассказывание сказки от имени различных персонажей.

4. Сочинение сказки

Алгоритм построения сюжета

1) Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме.

2) Расставание с родительским домом;

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце;

4) Борьба и победа;

5) Возвращение домой, трудности обратного пути;

6) Прибытие домой;

7) Свадьба, коронование.

Существует множество приёмов работы со сказкой

  • Знакомые герои в новых обстоятельствах
  • Коллаж из сказок;
  • Сказка от смешного стишка;
  • Сказка от считалки;
  • Сказка от загадки;
  • Сказка от одного слова;
  • Перевирание сказки;
  • Сказки о любимых игрушках;
  • Сказки с новым концом;
  • Салат из сказок;

Это удивительное последнее «блюдо» можно получить самыми разнообразными способами:

1.  «Объединение»

2. «Опорные слова»

3. «Добавление»

4. «Морфологический ящик»

5. «Сказочный треугольник»

6. «Сказочная путаница»

3. Игры со сказкой

Первая группа игр направлена на усвоение последовательности событий в сюжетной линии.

«Что за чем» и «Раньше – позже» - выкладывание кадриков в цепочку.

«Всё в сказке перепуталось» и «Лови ошибку» - исправление неверной последовательности кадров, «Что потерялось» - поиск спрятанного кадра.

Вторая группа игр используется для словарной работы «Не называя его, скажи о нём» - описание объектов из сказки и т. д.

Третья группа игр направлена на работу с характерами героев

«Хорошо – плохо»

4. Моделирование сказочного сюжета с использованием карт Проппа

В результате работы по методике Проппа у детей формируется интерес к сказкам. Метод Проппа способствует более глубокому восприятию содержания и морали сказок и развитию речевого творчества в создании собственной сказки. У детей появляется возможность более глубоко познакомиться с красотой и образностью родного языка.

В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт).

При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. И далее работаем по картам. Соотносим определенную карту с определенным действием в сказке.

        На втором этапе переходим к литературным играм. Закрепляем представления о героях сказок, об их поступках. На слайде вы видите приблизительные варианты игр.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший - плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

На третьем этапе повторное чтение сказки сопровождается выкладыванием карт Проппа.

На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют

сказку сами, используя карты Проппа. На этом этапе ребенок проявляет свое творчество.

Дети могут составить сказки, как индивидуально, так и по подгруппам. В помощь детям готовые сюжеты с картами. На слайде вы видите вариант наглядности для детей.

Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру, например, «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Усложнение. Сочинение сказок на основе знакомых сюжетов или героев из нескольких сказок. Данный этап продуктивен и актуален при привлечении родителей в образовательную деятельность.

В течение какого времени реализуются все этапы?

По картам Проппа можно работать в течение всех режимных моментов, на занятиях. Все этапы можно разбирать с детьми в течение одного мероприятия, либо постепенно. Нужно ориентироваться на интересы детей, содержание сказок, количество карт, образовательные задачи, которые будет решать педагог.

5. Мнемоквадраты и мнемотаблицы

Мнемотехника (мнемоника, морфологическая таблица) – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры художественного произведения и его воспроизведение.

Суть мнемосхем состоит в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (схема, изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

6. Лексико – семанические упражнения

Одним из важнейших показателей богатства языка является многообразие синонимов.

В работе с синонимами моно использовать следующие виды упражнений:

  • выделение из группы синонимов наиболее подходящего к контексту слова;
  • замена группы синонимов одним словом, более выразительным и чаще употребляющимся в речи;
  • подбор синонимов к данному слову.

7. Работа с закрытой картиной (спрятанным предметом)

Цель – научить ребёнка задавать вопросы.

8. Приёмы фантазирования

  • Увеличение – уменьшение
  • Добавление одного или нескольких фантастических свойств одному человеку или многим людям
  • Оживший рисунок
  • Исключение некоторых качеств человека (обоняние, вес)
  • Антропоморфизм (уподобление человеку)
  • Превращение человека в любой объект
  • Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ (думать, улыбаться и т.д.)
  • Придание объектам неживой природы необычайных свойств
  • Оживление умерших людей. Животных. Растений.
  • Оживление умерших героев литературных произведений (колобок)
  • Оживление героев художественных картин и скульптур.
  • Изменение привычных отношений меду героями сказок (храбрый заяц, трусливый лев)
  • Свободное фантазирование

9. Обучение ребёнка составлению связных текстов

фантастического содержания.

Главная отличительная особенность текстов фантастического содержания – это образность с высокой степенью условности, открытое нарушение реальных логических связей и закономерностей, естественных пропорций и форм изображаемого предмета.

10. Дидактический синквейн

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умение выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

11. Использование лимериков в работе с детьми

Лимериками часто называют: короткие песенки, стихи – небылицы, нелепицы. Они легко запоминаются, благодаря лёгкости звучания, характерному ритму, юмористическому, каламбурному содержанию, чёткой рифмовке. Лимерики моно читать вслух, моно положить на музыку и спеть, можно драматизировать. В настоящее время сочинение лимериков стало весьма модным занятием среди многих людей разных возрастов.

Итак, лингводидактическая технология играет немало важную роль в развитии психических процессов детей, в нравственном воспитании, речевом развитии и так далее, можно перечислять и перечислять все стороны развития и воспитания ребёнка.

 Таким образом, данная технология имеет огромное значение для развития и воспитания детей дошкольного возраста в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по развитию речи "Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)       Методическое п...

«Использование Тико-технологии в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логично...

Развивающие технологии в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Основные методы и приемы развития связной речи при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

«Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста»

На чём базируется технология, основная суть, что помогает развивать, этапы работы...

"Мнемотехника в обучении связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Наше знакомство с мнемотехникой. Что такое мнемотехника – это составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков.Рисование детьми графических схем (планов) по о...

Использование STEM – технологий для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СТЕМ образование в ДОУ-это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология.  В...

Мастер-класс «Карты Проппа как инновационная технология в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....