«Мой край родной- Мордовия моя» викторина для педагогов
учебно-методический материал

Волгушева Алевтина Анатольевна

Мордовия – многонациональная республика с богатой историей и самобытной национальной культурой. В ходе викторины можно познакомиться с традициями, развить интерес  к своему родному краю, познакомиться с народными промыслами, обрядами мордовского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Мой край родной- Мордовия моя»

викторина

подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории            

                        Волгушева А.А.

Добрый день, уважаемые коллеги!

      Приветствую вас на викторине «Мой край родной- Мордовия моя»

       Нет на земле ни одного народа, у которого не было бы своего языка. На нём мы думаем, общаемся, творим. С его помощью хранятся, передаются из поколения в поколение человеческие знания. Говорят, что «без родного языка нет и родного народа», поэтому с этим могущественным орудием необходимо, обращаться почтительно.

      Мы живем в многонациональной Республике Мордовия, где люди разговаривают на разных языках. И мы в нашем Дубёнском детском саду «Солнышко» с ранних лет приобщаем  детей мордовским традициям, культуре и используем общение на эрзянском языке.

     Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки народной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

      Федеральная образовательная программа дошкольного образования позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской

Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на

соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

2) создание единого ядра содержания дошкольного образования,

ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и

социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

     

      Все мы знаем, что работа по сохранению и укреплению нашего родного эрзянского языка предполагает формирование у детей целостных представлений о республике, городе, селе, где они живут.

      Вся воспитательная и образовательная деятельность в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с педагогом, взаимодействие с семьей.

            Я вам предлагаю в ходе викторины вспомнить и закрепить  знания об истории нашего края, нашей мордовской культуре, языке Мы немного расширим наши представления, о том, как богата наша  мордовская культура.

1. Назовите: художников, скульпторов нашего края

Марат Семенович Шанин,

 Александр Андреевич Мухин,

 Евгений Алексеевич Ноздрин,

 Владимир Дмитриевич Илюхин,

 Иван Кузьмич Макаров,

 Федот Васильевич Сычков,

 Филатов Николай Михайлович

Нефёдов Степан Дмитриевич(Эрзя)

(портреты художников, скульпторов на слайде)

2. Назовите поэтов – земляков, авторов стихотворений для детей:

А.Щеглов, Ю.Пальтин, Л.Рябова, Л.Седойкин, Л.Дергачёва, А.Арапов, А.Демин

(портреты поэтов , писателей на слайде)

3. Назовите  спортсменов, прославивших нашу  Республику Мордовия:

Валерий Борчин, Алексей Немов, Елена Лашманова, Ольга Каниськина

(портреты спортсменов на слайде)

4.Назовите  композиторов Республики Мордовия

Гавриил Вдовин, Леонид Воинов, Сергей Терханов, Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин, Л. Кирюков, Н. Кошелева, Георгий Сураев-Королев

(портреты композиторов на слайде)

5. Назовите: национальные праздники мордовского народа

Роштувань кудо, Мастя, Призыв весны Позяркат (Жаворонки), Эрьба, Инечи, Троицянь чи, Акша келу, Велень озкс, Спасов

( слайд « Праздники мордвы»)

6. Назовите достопримечательности нашего региона

 Музейно-этнографический центр «Мордовское подворье»

Мордовский краеведческий музей

Кафедральный собор Федора Ушакова

Мордовский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрзи

Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича

(достопримечательности нашего края на слайде)

  7. Назовите блюда мордовской(эрзянской)национальной кухни

Пачалксеь, салмат, селянка, овтонь лапа, поза

(на слайде блюда национальной кухни)

В завершении вопросы с выбором ответов

1. Автор мелодии гимна  Республики Мордовия:

а) Геннадий Сураев-Королев

б) Елена Кузина,

в) Леонтий Кирюков

г) Кошелева Нина Васильевна

 2. Название мордовского фольклорного ансамбля:

а) «Торама»,

б) «Умарина»,

в) «Росичи».

Концертные и театральные организации

      В Республике Мордовия действует одна концертная организация - Мордовская государственная филармония и 5 самостоятельных республиканских концертных коллективов: Мордовский государственный ансамбль песни и танца «Умарина»Государственный камерный хортеатр песни «Росичи», фольклорный ансамбль «Торама».

3.Татарский праздник САБАНТУЙ соответствует фольклорному празднику мордвы  

а) Акша келу,

б) Шумбрат

в) Велень озкс

 4. Первая столица Мордовии:

а) Саранка

б) Саранск

в) Засечная черта

 Российский город Саранск - это столица Республики Мордовия. Город был основан в 1641 году, как пограничная крепость, и был назван Саранский Острожек - по названию местной речки - Саранки.

В 1651 году он стал называться Саранском.

Городу, можно сказать, повезло. Волна переименований, захватившую страну в первые десятилетия Советской власти, его не коснулась. Во все времена он был и оставался Саранском.

5. Какие элементы украшения присутствовали на воротах и дверях

древней мордвы?

а) крест.

б) изображение животных и птиц,

в) изображение солнца.

 6. Настоящее имя первой мордовской поэтессы Сима патяй:

а) Беззу́бова Фёкла Игна́тьевна

б)Люлякина Серафима Марковна 

в) Маризь Кемаль

7. Каково значение исконно мордовского блюда «Хлеб здоровья»?

а) продукт питания

б) пирог

в) символ здоровья

«Хлеб здоровья» брали с собой сваты и клали на стол в доме невесты, начиная обряд сватовства: «хлеб здоровья» помещали на дно большой долбленой кадушки с имуществом невесты (приданым) перед отправкой её в дом жениха. Эти слова до настоящего времени выражают пожелания здоровья и благополучия. К хлебу все земледельческие народы, в том числе мордва, издревле относились уважительно и бережно, считая его даром богов. В древности хлеб и печеные мучные изделия служили олицетворением плодородия. Главный свадебный пирог носил имя богини плодородия Норов-авы.

Хлеб пекли на все праздники и моления мордвы, над ним молились о хорошем урожае, благоприятной погоде, благополучии семей. Часть обрядового хлеба обязательно приносили в жертву богам. Для этого от каждого каравая отрезали маленький кусок (ознома пель), который вместе с другой едой кидали в огонь, чтобы он с дымом поднялся к богу. Каравай хлеба и солонка постоянно находились на столе в переднем (красном) углу дома. Это символизировало его богатство, постоянную готовность к приему гостей, а также служило знаком божественного покровительства и оберегом от злых сил.

Хлеб считался и символом здоровья. Недаром обрядовые караваи называли шумбра кши (буквально хлеб здоровья, благополучия) Над хлебом молились о счастье и здоровье новорожденных.  Каравай брали с собой при переселении в новый дом, чтобы в семье всегда был достаток

Эрзянская кухня или мордовская. Традиционной пищей считаются:

кислый хлеб,

выпеченный в горячей печи на капустных листьях,

жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом,

пшеничные блины, которые выпекаются очень толстыми,

пироги с различной начинкой.

Например, блюдо Пачалксеть (блины). Их готовят из ржаной или пшеничной муки и дрожжей. Обязательной добавкой являются - крахмал или мятый сваренный картофель. Подают с молоком, маслом, мёдом.

Кулага. Готовилось блюдо из ржаной муки, которая растиралась в горячей воде. К ней добавляли небольшое количество сахара. Все ингредиенты долго томились в печи.

Похлебка по эрзянски. Свиное мясо нарезали кубиками и заливали водой. Все это варили до полуготовности. После этого добавляли картофель, нарезанный кубиками, соль, специи по вкусу. Перед полным приготовлением вливали взбитое яйцо и все перемешивали.

       Уважаемые участники викторины!

Вывод: Воспитание любви к своей Родине, своему городу, семье, сохранение и укрепление родного языка – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог –В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Мне хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному слову,  селу, посёлку и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников. Интегрированное занятие для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"

Интегрированная НООД по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"Цель: расширять знания детей о республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовског...

Мой край родной – Мордовия моя

Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: русские, татары, чуваши, башкиры, армяне и многие другие......

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ! НОД для детей старшей-подготовительной группы

Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитани...

Открытое занятие по реализации регионального компонента "Мой край родной - Мордовия"

Открытое занятие проводилось с воспитанниками старшей и подготовительной группы (разновозрастная группа №2). В ходе занятия были выяснены и дополнены знания детей о своей малой Родине. Дети узнали мно...

Край родной Мордовия моя.

Формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»....

Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!»

Данный сценарий фольклорного развлечения способствует возрождению забытых традиций, песен, танцев, познанию родного края....