«Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО»
консультация

Чудородова Татьяна Владимировна

Материал содержит рекомендации воспитателям по построению развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpps_chudorodova_t.v.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

«Построение развивающей предметно-пространственной  среды в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО»

Подготовила:

Чудородова Т.В.

Содержание

  1. Введение...............................................................................................
  2. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ. ….................
  3. Построение предметно-пространственной развивающей

среды в ДОУ с  учётом ФГОС............................................................

3.1. Основные требования к ППР среды............................................

3.2. Психолого-педагогические принципы построения  ППР

       среды..............................................................................................

3.3. Проблемы и недостатки при создании ППР среды в    ДОУ.......................................................................................................

3.4. Построение ППР среды с учетом определенных условий и           особенностей …...................................................................................

  1. Проектирование предметно-развивающей среды в группах ДОУ...
  2. Заключение............................................................................................
  3. Используемая литература.....................................................................
  4. Приложение............................................................................................

   Введение

 

      В современном мире качество  образовательных услуг обеспечивается многими условиями, в том числе и рациональным, целесообразным возрасту ребенка  наполнением предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда  является мощным фактором, обогащающим детское развитие. Эта среда побуждает ребенка к активной деятельности, способствует формированию эстетических чувств и отношений. Кроме того, среда может оказывать и коррекционно-развивающее воздействие на детей с нарушениями в развитии, опираясь на современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Организация предметной среды подчиняется, в первую очередь,  цели сохранения и укрепления психологического и соматического здоровья детей. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения развивающей среды.

       Нормальный развитие ребенка, его здоровье , социально – психологичес-кая адаптация,  во многом определяется средой, в которой он живет. С раннего возраста идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребенка, формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека с ранних лет  его жизни.

       Одним из первых предложил рассматривать пространственную среду как условие оптимального саморазвития личности выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо.  Правильное моделирование такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, должно осуществляться взрослыми.  Огромное значение среде развития ребенка придавала и известный итальянский педагог Мария Монтессори. Основная идея ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к само-воспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, используя свои внутренние потенциалы. Для этого М. Монтессори разработала развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать. Такая специально подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

  Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества. Предметно-пространственная среда должна быть организована с учетом возможностей самого ребенка в каждый период дошкольного возраста . Она не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

      Предметно - развивающая среда в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, – рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Оформление помещения группы в детском саду так же играет большую роль в воспитании детей.  Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Организация предметно- пространственной развивающей среды 

является одним из условий построения образовательного пространства ДОУ  и реализуется по основным направлениям:

  • Создание предметно – пространственной развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах детского сада
  • Создание инфраструктуры предметно – пространственной развивающей среды для всестороннего развития ребенка по пяти основным направлениям личностного развития (социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому и физическому развитию дошкольников)
  • Создание информационно-просветительского поля, способствующего эффективному вовлечению родителей в процесс образования и воспитания

   

   

Построение предметной - пространственной развивающей среды является внешним  условием педагогического процесса, позволяющим организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдение взрослого. Актуальность проблемы в организации современной развивающей среды не подлежит сомнению.

 Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В настоящее время с введением нового законом «Об образовании»,  который предусматривает введение в дошкольное образование ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, большое внимание уделяется условиям воспитательно-образовательной работе в дошкольном учреждении – правильной организации предметно- пространственной развивающей  среды с учетом современного времени. Среда  развития ребёнка в структуре ФГОС   к общей образовательной программе ДУ представляет собой комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. 

       

При создании такой среды необходимо помнить об амплификации детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в формах жизнедеятельности (игре, общении, экспериментировании, конструировании и прочих) на основе предметной базы.

                             

  Отсюда вытекают основные требования:

  1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
  2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
  3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
  4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания, так как только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.

Предметно –пространственная  развивающая среда – это  система материальных объектов, средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы.        

Построение предметно-пространственной среды  должно  руководствоваться  психолого-педагогическими аспектами и принципами создания современной развивающей среды:

1. Принцип вариативности .

  • обеспечение возможности трансформации пространства, изменения обстановки. Использование многофункциональных, легко трансформируемых элементов. Среда, активизирующая творческий потенциал ребенка, должна быть многовариантной, не застывшей, а динамичной.

2. Принцип целостности образовательного процесса

  • наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

3. Гендерный принцип

  • обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.  Возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

4. Принцип учета возрастных особенностей

  • все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, необходимо учитывать анатомические, физиологические, интеллектуальные и психические особенности детей разных возрастных групп.

5. Принцип опережающего развития

  • наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%), ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год), т.к. дети различаются по уровню своего развития

6. Принцип интеграции

  • материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

7. Принцип информативности

  • разнообразие  тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения  и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт.

8. Принцип трансформируемости

  • возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сфер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

9. Принцип активности

  • возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.

10. Принцип эмоционогенности

  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.

     

   

 Проблемы и недостатки при создании ППР среды в ДОУ

Главное требование к организации предметно-развивающей среды – её адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.

    Следует заметить, что не все современные образовательные программы имеют детально прописанный раздел, помогающий педагогам в создании предметно-развивающей среды для реализации конкретной программы. Отсюда появляются негативные формы организации образовательного пространства, препятствующие эффективной реализации  программы.  В современных условиях среда часто перегружена, недостаточно продумано выделение зон для разнообразных видов деятельности детей.        

  Эксперты часто отмечают ряд нерешенных проблем:

  • среда не отражает идеи и философию программ и технологий, реализуемых в ДОУ;
  • слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
  • среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
  • оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
  • ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).

     Перегруженность среды (предметная, цветовая и др.) не позволяет детям сосредоточиться на чем-то, чем хотелось бы заняться, развивает рассеянность, притупляет взгляд, наблюдательность и вызывает нервные перегрузки и утомление. Такая среда оказывает на детей отрицательное воздействие. Для того чтобы оно стало положительным, предметно-пространственная среда должна быть целесообразно организована, заключать в себе возможности осуществления детьми разнообразных игр, занятий, досуга и способствовать развитию детей.

    Позитивная предметно-развивающая среда учитывает интересы и потребности ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности и задачи образовательного процесса. Она является необходимым условием для полноценного развития ребенка, вызывает у детей чувство радости, создает эмоционально положительное отношение к детскому учреждению, желание посещать его.

            Создавая предметно-пространственную среду группы, важно также учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст, уровень их развития, склонности, способности, интересы, половой состав, личностные особенности и прочие характеристики. Например, если в группе будет 17 мальчиков и   9 девочек, среда группы будет иная, чем в той группе, где
окажутся 13 мальчиков и 13 девочек.

             Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, это должно найти яркое отражение в окружении и оформлении группы. Другой педагог  предпочитает больше внимания уделять изобразительной деятельности — и это будет заметно в среде. Кому-то из педагогов близки идеи М. Монтессори, кому-то идеи других педагогов-ученых  — все это так или иначе найдет отражение в обстановке группы. Именно эти моменты определяют   широкую вариативность в построении предметно-пространст-венной среды различных дошкольных образовательных учреждений.

           В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый, неповторимый характер. С учетом всех приведенных требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую
на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. Не может быть жестких единых требований к построению развивающей среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы (педагогические идеи) и условия работы каждого конкретного детского сада могут существенно отличаться друг от друга.

           Исходя из вышеизложенного следует, что предметно-пространственная среда для каждого дошкольного учреждения проектируется на основе: реализуемой в детском саду образовательной программы;  требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения  предметно-пространственной среды.

     

        Проектирование предметно-развивающей среды 

является неотъемлемым требованием развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

     Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития».

       Проектирование предметно - развивающей среде для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитывает следующие требования:

  • ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
  • должна быть организована в соответствии с основными принципами - дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятель-ности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости - закрытости, стабильности - динамичности, гибкого зонирования;
  • учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.
  • учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
  • учитывает возрастные и полоролевые особенности детей.

Как же проектировать предметно-пространственную развивающую среду?

           Можно рассмотреть пример алгоритма проектирования развивающей среды, представляющий систему действий, осуществляемых в определенной последовательности и сочетании, технологические шаги которой соответствуют этапам, выделенным в концептуальной модели организации развивающей среды. Цикл включает в себя следующие
технологические шаги:

1 шаг. 

Ориентируясь на задачи и содержание образовательной работы с детьми (отражены в текстах программ), выпишите на листе бумаги:

  • учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения;
  • игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности;
  • специальное оборудование для детских видов деятельности (игровые уголки, горка, ширма для театра, ковролин и пр.).

Это могут быть примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

2 шаг. 

Ориентируясь на список, составьте перечень дополнительного оборудования, предназначенного для размещения игрового материала и учебно-методических пособий, обеспечения режимных моментов (столы,
стеллажи, полки, контейнеры для игрушек, стулья и пр.). При необходимости
определите задачи пополнения предметно-пространственной среды в ближайшем будущем (исходя из принципа необходимости и материальных возможностей).

3 шаг.

Определите пространственное размещение оборудования в группе и дополнительных помещениях (спальне, раздевальной, умывальной и других комнатах), придерживаясь принципа не жесткого центрирования. Целесообразно это сначала сделать схематично на листе бумаги и только после определения оптимального варианта расставить оборудование в
помещении.

4 шаг.

Поместите мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме. Наполните оборудование игровыми материалами, необходимыми в первые 2-3 месяца работы.

Эти шаги желательно сделать еще до прихода детей в группу.

5 шаг.

Изучите интересы, предпочтения, особенности детей группы (на основе беседы с детьми и родителями, анкетирования родителей) и внесите коррективы в предметно-развивающую среду с учетом полученной
информации и имеющихся возможностей. С этой целью можно и нужно привлечь детей в носильной для них форме к оформлению среды группы.

Например, можно совместно с детьми средней группы оформить кукольный игровой уголок. Дети старшей группы могут нарисовать значки на полках и играх, чтобы за каждой игрой, пособием было четко закреплено определенное пространство.

6 шаг. 

Продумайте последовательность внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение года, учитывая при этом содержание
образовательной программы, предположительную динамику развития детей,
приобретение новых игровых материалов.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время — часть целого и поэтому служит целому, то есть всей организационно- педагогической деятельности, и обеспечивает достижение поставленной цели — проекти-рование предметно-развивающей среды для обучения и развития детей дошкольного возраста.

Заключение.

Развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.

В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей: цветовой, звуковой, кинестетической. Каждая из этих модальностей вносит в свой вклад в построение среды, гармонически сочетаясь с другими модальностями.

Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребёнок нуждается в уединении, то в группе он найдёт специально выделенное для этого место.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер группы должен меняться в зависимости от растущего психоэмоционального развития детей и его физических потребностей.

Построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса,  обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  1. Сайт http://bspu.ru/course/35058/35317
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. М. : Изд. «Баласс», 2004, 528 с.
  3. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. – М., 2008.\
  4. Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
  5.  Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
  6. Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.
  7. Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.
  8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.
  9. Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — № 1.
  10. Современные педагогические технологии и концепции воспитания. Сост.: Гатченко Т.Г. – Екатеринбург, 2006.
  11. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие Николаев, 2005.
  12. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  13.  Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.
  14.  Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Образовательная  деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 2. Непосредственно образовательная деятельность в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 4 - Непосредственно образовательная деятельностьТема 5 - Структура непосредственой образовательной деятельностиТема 6 - Способы достижения и методы НОД...

Дистанционное обучение: Технологии планирования и реализации музыкального образования в ДОО с учетом требований ФГОС (288ч). Дисциплина 2. Модуль 3. Планирование образовательной деятельности в дошкольной организации с учетом ФГОС ДО

Тема 1 - Планирование как составная часть образовательной деятельностиТема 2 - Планирование и организация образовательного процессаТема 3 - Основные виды планированияПрактическое занятие 3...

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...