Мастер-класс «Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Власова Лариса Ивановна

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств.   Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

   Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование, в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.              

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Обучение игре на ложках как элемент музыкального развития дошкольников»

Подготовила   музыкальный руководитель высшей квалификационной категории  Власова Л.И. - г. Чебаркуль, 2020 г.

 

 Цель:  - изучение участниками мастер-класса вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи: - познакомить участников мастер-класса с использованием народных инструментов  в процессе музыкального воспитания в ДОУ;

- познакомить участников с методами и приёмами игры на ложках;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

   Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664504/Image7201.gif

   Как утверждают специалисты, люди перестали есть руками и вооружились ложками 2 тысячи 800 лет назад. Но кто первым изобрёл ложку - история умалчивает. В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Потом ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.

   За 3000 лет до н.э. в Египте пользовались ложками из камня,  дерева и

слоновой кости,  о чем свидетельствуют раскопки.  

  В Греции с древнейших времён пользовались ракушкой, которой было

удобно «загребать» пищу.  

   Во время расцвета    римской и греческой цивилизации появились ложки

из бронзы и серебра. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/664504/Image7210.gif

   В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, о ней упоминается в летописи "Повесть временных лет". И речь там идёт не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит". Русские деревянные ложки делались из осины, берёзы, клёна.

Термин «ложка» был известен в Киевской Руси уже в Х веке.  Корень слова – общеславянский. Некоторые ученые считают, что происходит от слова «лог» - овраг, углубление. Другие предполагают, что от глагола «лизать», «елозить».  

   С давних времен существует традиция дарить младенцу серебряную

ложечку на первый зубок, которую затем ценят и хранят как семейную реликвию.  

На ложках ещё гадали и совершали различные обряды.

    К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – нет».

   На крестинах было принято также гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой — то девочка. О крестинной каше говорили: «Кашка на ложки, а молодец на ножки».

   «Всех кормлю с охотой я, а сама - безротая» - такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета.

   Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах, она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры. Деревянные ложки являются древнейшим славянским ударным музыкальным инструментом.

Сделать ложку лишь полдела,   нужно, чтоб она запела.

Трели наших ложкарей   веселят везде людей!

   Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

    Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым («ритмическим») ударным инструментам. Инструменты этой группы весьма многочисленны и в большинстве своем наиболее доступны для освоения детьми. На них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

   Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

- в непосредственной образовательной деятельности;

- в театральной деятельности;

- в выступлении на праздниках;

- в кружковой работе.

   В разных видах деятельности:

- в пение;

- в слушание музыки;

- в музыкально – ритмических движениях.

    Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Игра на ударных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Поэтому необходимо развивать музыкальные способности детей, давать им возможность свободно импровизировать на народных инструментах, развивать творческое воображение. Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей.

     Известно много приёмов игры на ложках, но для детей дошкольного возраста они сложны, и целесообразно использовать, в основном,  лишь несколько приёмов игры.

Части ложки: ручка, «черпачок», «щечка».

Приёмы игры на ложках.

Ложки в двух руках держат за ручки, удары следующими приёмами:

1. «Ладушки»: одновременно двумя руками «щёчкой» по «щёчке».

2. «Блинчики»: ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

3. «Тарелочки»: руки вытянуты вперёд, скользящие удары «щёчкой» по «щёчке».

4. «Бубен»: одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперёд, другой ложкой удары по «пяточке».

5. «Солнышко»: круговые движения руками перед собой.

6. «Качели»: удары сверху-вниз одновременно двумя ложками.

Удар «щечками» перед грудью. 
Удар «щечками» над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей. 
Удар «щечками» по ножкам стула, на котором сидит ребенок 
Удар «щечками»  по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, помнить: не опускать лицо вниз, а смотреть на зрителей. 
Удар «щечками» попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно немного поворачивается, то в одну сторону, то в другую, лицо исполнителя смотрит на зрителя.

Эти приёмы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

Игра на двух ложках в одной руке.

    В следующем приёме обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая между 2-ым и 3-им.

Приёмы игры:

1. «Длинная рука». Самый простой способ игры. Вытягиваем в сторону левую руку ладошкой вверх, не сгибаем в локте. Ложки держим правой рукой, ударяем по левой ладони сверху. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет выглядеть лучше, если лица исполнителей будут смотреть на зрителей, даже если левая рука будет поворачиваться, то в правую, то в левую сторону. 

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу): Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3. «Тремоло»: ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

4. «Качалочка»: ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево - вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

6. «Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник. Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

7. «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно наклоняя туловище.

8. «Поклон».  Еще один, очень красивый прием. Правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются вниз и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется. 

Приёмы игры  на ложках в парах.

1. Сидя вполоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках «черпачком» к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху – вниз (ритмы разные).

3. «Раз» - удар в свои ложки, «два» - по ложкам друг друга.

4. «Ладушки»: «раз» - удар в свои ложки, «два» - правой  ложкой по правой ложке друг друга, «три» - удар в свои ложки, «четыре» - левой ложкой по левой ложке друг друга.

5. «Соседи»:

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

в) «раз» - удар по колену,

    «два» - удар по ладони слева,

    «три» - удар по колену,

     «четыре» - удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища  вправо.

г) «раз» - удар по колену,     «два» - по локтю левой руки.

д) сидя нога на ногу, «раз» - удар по ладони,  «два» - по колену, «три» - по ладони, «четыре» - по пятке левой ноги.

Приёмы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями.

Дети держат ложки в двух руках.

  1. Два удара в ложки – (четверти), три перетопа на месте – (восьмые).  
  2. «Часики»:

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо,

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя.

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

3. «Самоварчик»

а) «раз» - удар в ложки,

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами,

в) три перетопа.

4.  «Ковырялочка»

а) «раз», «два» - правой ногой выполняют движение: носок, пятка,

б) три перетопа  с одновременным ударом в ложки.

Повторить то же - с левой ноги.

5. «Распашонка»

а) «раз» удар в ложки,

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук - руки развести в стороны.

 Деревянные ложки - самый лучший сувенир, который напоминает о наших русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа!        

       Народная мудрость гласит: «Черпай жизнь полной ложкой!» Чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь.  Чего мы вам и желаем!  

      И, как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души!

Список литературы:

1. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н.Г.Кононова. - М.: Просвещение, 2007. – 155с.

2. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 19.

3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты. 2009.

4. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999.

5. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование с дошкольниками // Дошкольное воспитание, 2000, № 9 с. 101.

6. Ветлугина, Н.А. Детский оркестр/ Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 2010. - 102с.

7. «В мире музыкальных инструментов» - С. Газарян.

8. Конкевич, С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка/ С.В.Конкевич//Музыкальная палитра.- 2004. - №4. – С.3

9. «Детский оркестр» - С. Бублей.

10. Литература: Каплунова И., Новоскольцева И. Ладушки. - Санкт-Петербург, 2010.- 63с.

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм – Санкт-Петербург, 2005.

12. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей, 2001 г.

13. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!», – Санкт-Петербург, 2003.

Приложение.

Загадки.

1.  Трижды в день берется   и на место кладется.

2.   Всех кормлю с охотою,   а сама безротая.

3.   Утка в море,  хвост на воле.

4.   При царе да при Горохе   озорные скоморохи

По дороге в балаган  потеряли барабан.

Бубен потеряли,  в ложки ударяли.

Ой, жги-говори,  заиграли ложкари!

5.  Кто такая?  Каши зачерпнет  и отправит в рот.

6.  Сама не ест,   а людей кормит.                                                                                                                        

7.  Супчик ею зачерпнешь, мимо рта не пронесешь.

8. Деревянная подружка,  без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,  и накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот,  и обжечься не даёт. (Ложка)

9. Если я пуста бываю, про тебя я забываю,
Но когда несу еду - мимо рта я не пройду.

10. Длиннохвостая лошадка  привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -  открывай пошире рот.

11. Неприступная на вид,  подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,  угощение внутри!

12. По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою   отправляю в рот.

13. Я совсем как поварешка,  но счастливее немножко, 
- Людям я милей и ближе,  ведь меня еще и лижут!

14. Наш подарок очень нужен на завтрак, полдник, обед и ужин.
Легко им сахар размешаешь,  в любимом чае ты всегда,
Десерт вкуснейший ими  умнёшь ты на ура.

Пословицы и поговорки о ложке

Барам — бархат да кружева, а нашему брату — ни обуто, ни одето, ни ложкой задето.

  Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

  Богатого ложка ковшом, убогого ложка веселком.

  Был бы обед, а ложка сыщется.

  Были б щи, а ложка найдется.

  В ложке Волги не переедешь.

  Весной ведро воды — ложка грязи; осенью ложка воды — ведро грязи.

  Вилкой — что удой, а ложкой — что неводом.

  Всей и удали у него — что за ложкой потеть.

  Голова с пивной котел, а ума ни ложки.

  Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

  Дурака пошли по ложку, а он тащит кошку.

  Если ложкой не наелся, языком не налижешься.

  Запасливый гость без ложки не ходит.

  Каша вкусна, да ложка мала.

  Коли мед, так и ложкой.

  Ложка дегтя испортит бочку меда.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

  Ложкой кормит, а стеблем глаз колет.

Ложкой моря не вычерпаешь.

  Мастер — из чашки ложкой.

  На незваного гостя не припасена и ложка.

  Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись.

  Наш Мирошка ест и без ложки.

  Не по две морошки в ложку.

Нечего хлебать, так дай ложку облизать.

  Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.  

  Сладок мед, да не по две ложки в рот.

  Сухая ложка рот дерет.

Ты ему ложку, он тебе плошку.

  Хоть ложки мыть, да в миру быть.

  Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

  Что в миску себе накрошишь, то и в ложке у себя найдешь.

  Щи ваши  –  ложки наши.

  Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая (русская)

Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)

В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)

Дорога ложка к обеду (русская)

Каши мало, зато ложка большая (малайская)

Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)

Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)

Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)

Пустая ложка губы царапает (осетинская)

Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать (русская)

Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)

Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)

Красна ложка едоком, лошадь ездоком (русская)

Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама (русская)

Ложечные потешки.

1.  - Митрошка, как твоя новая ложка?                                                                                      

- Ложка – не кошка, рта не оцарапает!

2.  - Филиппок! А вот сладенький медок.                                                                  

Съешь-ка ложечку, дружок!                                                                                                  

- Сладкий мед, конечно, съем. А вот ложки я не ем!

3.   - Иван, что так вспотел?  Видно в поле за сохой пыхтел.                                                                                          

- Да, нет, щи да кашу ел.                                                                                          

Съем-ка я еще немножко,  ведь для этого есть ложка!              

                                                                                       

4.   -  А где Матрёна?                                                                                                                      

- Да она чай с пряниками пьет.                                                                                          

- А где Федот?                                                                                                                

- Да он баклуши бьет!

5. В синем море-океане  кит улегся на диване,

Только ложки услыхал - плавниками замахал.

Под китом-плясуном  ходит море ходуном!

Ой, жги-говори,  заиграли ложкари!

6. Возле печки паучиха  пляшет важно как купчиха,

И сверчки-весельчаки  отбивают каблучки -

С каблучка на носок,  а потом еще разок!

7. Пляшет эхо, пляшет тень, пляшут все, кому не лень.

Ой, жги-говори,  заиграли ложкари!

Приметы ложечные.

1. Если уронить ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
2. Две ложки в одном соуснике – к свадьбе.
3. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
4. Пролить соус из соусной ложки – накликать семейную ссору.
5. Нельзя стучать ложками – от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
6. Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
7. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. 

Стихи о ложках.

Сделать ложку лишь полдела,   нужно, чтоб она запела.

Трели наших ложкарей   веселят везде людей!

Ай да, ложки – хороши! Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду, маме, папе, деду!

Ложка – труженик простой, кран подъёмный небольшой.

Набирай скорей на ложку  кашу, суп или картошку.

Ложки знает целый мир,   ложки - русский сувенир.

Полюбуйтесь, просто диво.   Чудо-мастерам – спасибо!              

Деревянные ложки - постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,  а хочешь - суп хлебай!

Ложки резали умельцы  из берёзы и ольхи.

Их любовно расписали  хохломские мужички!

Ложки, ложечки резные,  зазвенят в один момент,

Не простые - расписные,  древнерусский инструмент!

Наши ложки загляденье!  Наши ложки лучше всех!

Зачерпнёшь такою ложкой - в один миг накормишь всех!

Эти ложки не для каши. Ты с обедом  не спеши.

«Ах, вы, сени, мои сени» - вам сыграем от души!

Частушки о ложках.

Начинаем петь частушки, просим не смеяться:

Тут народу очень много, можем растеряться.

 

1.  Ой, топни, нога. Топни правенькая.

Я на ложечках играю, хоть и маленькая!  

 

2.  Каблучком и ложкой бью, и танцую, и пою.

Ложки, ложки, ну - дружней, созывайте всех друзей!

 

3.  Ела кашу с молоком, уронила ложку.

Никому я не скажу, что люблю Сережку!  

 

4.  Ложкой ела суп в обед, и варенье на десерт.

Дайте мне еще немножко. Где моя большая ложка?!

 

5.  Щи да кашу ела Маша,  ложечка мелькала.

А полоть звала мамаша - дочка захромала.

 

6.  Веселятся ложкари,  ложки пляшут до зари.

Вы позвали в гости нас. Ну, а мы пустились в пляс.

7. Мы играли в ложечки,  учились понемножечку.

Мы продолжим это дело. Всех учить мы будем смело.

8. Время быстро пролетело. Жаль, мне, честно говоря.

Не забудьте эту встречу.  И спасибо ложкарям!

Искусство игры на ложках

(консультация для родителей и педагогов).

  В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под влиянием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

  «Всех кормлю с охотой я, а сама безротая»-такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливались и продолжают изготавливать из березы, осины, липы, а также украшали резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.

  Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы; сейчас широко используются в исполнительской практике также ложки-веера. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

  Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности детей и импровизации.

   Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (или на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

  Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

   Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование, в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....

Мастер-класс "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в на...

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Предлагаемый материал можно использовать как а музыкальных занятиях, так и на выступлениях....

Мастер-класс "Обучение игре на ложках"

Мастер-класс для педагогов и родителей по игре на деревянных ложках....

Мастер-класс "Обучение игре на ложках"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в нас...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Коммуникативные танцы – игры в социально – личностном и музыкальном развитии дошкольника»

Задачи: Расширять представление о разнообразии танцевального жанра, учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела.Развивать координацию, выразительность движений, в...

Мастер-класс "Обучение игре на ложках"

Воспитателям и педагогам детского сада предлагается познакомиться с историей музыкального инструмента и приемами игры на ложках....