Музыкотерапия для дошкольников, как средство коррекции и укрепления психоэмоционального состояния.
статья

Студеникина Светлана Николаевна

Музыка окружает нас повсюду, находит отражение в наших эмоциях. Мы тянемся к ней, создаём её, поём и танцуем под неё, но не все из нас задумываются о её пользе. Издревле известно, что музыка оказывает умственное и физическое воздействие на любой организм.  " Музыка — это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом — дарит желание жить дальше." В. О. Ключевский. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_dlya_doshkolnikov.docx21.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия для дошкольников, как средство коррекции и

укрепления психоэмоционального состояния.

 Музыка окружает нас повсюду, находит отражение в наших эмоциях. Мы тянемся к ней, создаём её, поём и танцуем под неё, но не все из нас задумываются о её пользе. Издревле известно, что музыка оказывает умственное и физическое воздействие на любой организм.

 Ещё в античной цивилизации, Пифагор, Платон, Аристотель, обращали  внимание на целебный эффект воздействия музыки. По их мнению устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей  Вселенной, включая и нарушенную гармонию в человеческом теле.

 " Музыка — это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом — дарит желание жить дальше." В. О. Ключевский. Музыкотерапией, в средневековье, лечили такую болезнь, как танец Святого Витта или тарантизм.

  Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к 17 в., а широкие экспериментальные исследования – к 19в. Большое значение музыке в системе лечения психических больных придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

 Музыкотерапия - это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Этот метод активно используется:

  • в психологии — как способ воздействия на структурные компоненты человеческой психики (в частности, на память и мышление);
  • в психотерапии — как вспомогательный инструмент в лечении и реабилитации при психических расстройствах и заболеваниях;
  • в медицине — как дополнительное средство в общей терапии некоторых соматических заболеваний: при гипертонии, туберкулёзе, тахикардии и др.

 Исходя из такой многофункциональности, специалисты в этой сфере по-разному определяют, что такое музыкотерапия. Для одних это самостоятельное направление психотерапии со своими методами и техниками работы с пациентами. Для других — всего лишь вспомогательный инструмент для более серьёзных и научно обоснованных практик. В связи с этим в источниках можно встретить сразу несколько определений данного понятия:

  • целенаправленное использование мелодий в лечении соматических и психических болезней;
  • системное использование музыки для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности;
  • средство для оптимизации творческих сил, поднятия настроения, восстановления душевного равновесия;
  • одна из методик в работе с детьми в педагогике.

Несмотря на такое разногласие, всё большее количество специалистов склоняются к тому, что музыкотерапия — универсальная воспитательная система, самостоятельное направление в психологии и психотерапии, тесно связанное с нейрофизиологией, рефлексологией, музыковедением.

Как же разобраться в этом обилии музыкального материала, выделить наиболее полезное для организма ребенка?

   Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.  

       Детские песни:

  • «Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)
  • «Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
  • «Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)
  • «Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)
  • «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)
  • «Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)
  • «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев) - «Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)
  • «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)
  • «Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)
  • «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)
  • «Танец маленьких утят» (французская народная песня) .

      Классические произведения:

  • Бах И. «Прелюдия до мажор»
  • Бах И. «Шутка»
  • Брамс И. «Вальс»
  • Вивальди А. «Времена года».
  • Кабалевский Д. «Клоуны»
  • Кабалевский Д. «Петя и волк»
  • Лядов А. «Музыкальная табакерка»
  • Моцарт  В. «Маленькая ночная серенада»
  • Моцарт В. «Турецкое рондо»
  • Мусоргский М. «Картинки с выставки»
  • Чайковский П. «Времена года»
  • Чайковский П. «Детский альбом»
  • Шопен Ф. «Вальсы»
  • Штраус И. «Вальсы»
  • Штраус И. «Полька Трик-трак»

Музыка для пробуждения после дневного сна:

  • Боккерини Л. «Менуэт»
  • Григ Э. «Утро»
  • Дворжак А. «Славянский танец»
  • Лютневая музыка ХVII века
  • Лист Ф. «Утешения»
  • Мендельсон Ф. «Песни без слов»
  • Моцарт В. «Сонаты»
  • Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»
  • Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке»
  • Сен-Санс К. «Аквариум»
  • Чайковский П. «Вальс цветов»
  • Чайковский П. «Зимнее утро»
  • Чайковский П. «Песня жаворонка»
  • Шостакович Д. «Романс»
  • Шуман Р. «Май, милый май»

Музыка для релаксации:

  • Альбинони Т. «Адажио».
  • Бах И. «Ария из сюиты №23»
  • Бетховен Л. «Лунная соната».
  • Глюк К. «Мелодия».
  • Григ Э. «Песня Сольвейг»
  • Дебюсси К. «Лунный свет».
  • Колыбельные.
  • Римский-Корсаков Н. «Море».
  • Свиридов Г. «Романс»
  • Сен-Санс К. «Лебедь».
  • Чайковский П. «Сентиментальный вальс».
  • Чайковский «Осенняя песнь»
  • Шуман Р. «Грёзы».
  • Шуберт Ф. «Аве Мария».
  • Шубери Ф. «Серенада»
  • Шуман Р. «Грёзы»

 В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже настроения детей. Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка, в этом плане, оказывает неоценимую услугу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора для повышения двигательной активности дошкольников, как средства сохранения и укрепления здоровья ». (из опыта работы)

В статье расскрывается опыт работы по повышению двигательной активности детей посредством фольклора....

Арт-терапия (рисование шерстью) - как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка

Живопись шерстью - это уникальная техника выкладывания волокон под стекло. При этом получается объемная 3D картина и валяния не требуется. Эта техника появилась совсем недавно и стала набирать п...

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств  коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...

Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий у старших дошкольников, как средств коррекции их речевого развития

Материал опубликован как опыт работы учителя - логопеда с дошкольникамиhttps://disk.yandex.ru/client/disk?idApp=client&display=normal&groupBy=none&order=1&sort=name&view=icons&am...

«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...

"Коммуникативные игры в работе музыкального руководителя с дошкольниками как средство коррекции агрессивного поведения"

Статья посвящена вопросам коррекции агрессивного поведения старших дошкольников средствами коммуникативных игр. Автор предлагает систему коррекционной работы, составленную на основе коммуникативных иг...