Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Вопросы в черно-белых клетках"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ананьева Ирина Владимировна

Исследовательский проект посвящен шахматам – одной из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин и при этом еще и уникальному образовательному инструменту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx17.03 КБ
Файл tekst_k_slaydam.docx17.48 КБ
Файл prezentatsiya_szhataya.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

               Вопросы в черно – белых клетках

                                                                                                                          Автор: РуденкоМаксим

                                                                                   МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга»,

г. Воркута

                                                                                    Руководитель: Ананьева Ирина Владимировна,                                                                                                                                           воспитатель.

                                                                                                      Шахматы – это интересно,

                                                                                                      И для головы полезно.

                                                                                                      Шахматы – это обучение,

                                                                                                      Шахматы – это развлечение,

                                                                                                      Это множество друзей,

                                                                                                      Вместе с другом веселей.

                     

Актуальность. Во все времена, в далекие прошлые, и в настоящее время, шахматы привлекали и привлекают к себе большое внимание, как детей,  так и взрослых.

Шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин и при этом еще и  уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в образовательных  программах, как в школах, так и в детских дошкольных образовательных учреждениях (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.). Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на развитие ребёнка в различных сферах деятельности. Доказано, что изучение детьми шахмат способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, стойкость характера,  бойцовские качества, волю, математические способности. Обучение в игре шахматы, помогает   расширить круг общения.

Сегодня, правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации. В связи с этим в школы и детские сады стал активно внедряться Всероссийский образовательный проект «Шахматы в школе», который  предполагает продолжительный социальный эффект. 

Мудрость, увлекательность и спортивный азарт  игры «Шахматы» никогда не позволит ей стать неинтересным  и скучным занятием.

Объектом исследования является игра шахматы.

Предмет исследования – история возникновения этой древней игры Поиск ответов на вопросы:

- Почему игра «Шахматы» всегда в  черно – белом цвете?

- Почему  игровое поле представлено в клетках?

- Почему игра «Шахматы» это вид спорта?

-  Можно ли научиться этой игре дошкольнику?

Цель - приобщение детей старшего дошкольного возраста к  игре в  «Шахматы». Популяризация данной  игры среди родительской общественности.

Гипотеза  - история возникновения игры «Шахматы» окутаны разнообразными  легендами  и сказаниями», ее авторы, правила не имеют точный архивный источник. В  истории заложены различные вариации и интерпретации тех или иных фактов.

Задачи исследования

  1. Изучить информацию об истории возникновения игры.
  2. Изучить информацию о том, как данная игра стала видом спорта.
  3. Познакомиться  с основными начальными представлениями с шахматной доской и шахматными фигурами, с  элементарными правилами игры в шахматы
  4. Проанализировать и  систематизировать  полученные знания.
  5. Создать настольную книжку – помощницу  «Первые шаги в мир шахмат».

Методы исследования: опрос, работа с книгой (компьютером), наблюдение.

Новизна. Изучив литературу и, воспользовавшись информацией из других источников, выяснилось, что исследовательских работ по данной теме нет.  В основном в контексте шахмат рассматривается либо история  возникновения игры, либо обучение данной игре.

Практическая значимость исследования.  В ходе выполнения работы, воспитанником были приобретены такие необходимые умения и навыки, как самостоятельная работа с материалом, навык поиска  информации, умение обобщать и систематизировать полученные знания, развились познавательные навыки, стремление к новым исследованиям, что непосредственно потребуется для дальнейшего успешного обучения в школе. Проделав исследовательскую работу по данной теме, стало понятно, что шахматы – это очень древняя, со своей уникальной историей, сложная логическая игра, которая требует спортивной выдержки и терпения для  одержания  победы. Но освоить эту игру возможно уже и в дошкольном возрасте.

 В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Гипотеза нашего проекта подтвердилась. Дети понимают, что шахматы – это не только увлекательная игра, доставляющая много радости, но и средство развития памяти, воображения, соображения, мышления, что напрямую связано с успехами в  учебе.
  2. Знания, полученные в ходе исследовательской работе, вызывают интерес не только у детей, но и у взрослых.
  3. Изучив историю игры в шахматы, ее правила, ходы фигур, правила расстановки на шахматной доске,  возможно научиться играть в шахматы.

Используемая литература:

1. А. Трофимова «Шахматный учебник – сказка» -Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

2. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста» - Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

3. А. Трофимова «Шахматная тетрадь – раскраска» – Ростов н/Д: Феникс, 2015.

4. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

5.В.В. Костров, В.Е. Якиревич «Шахматная тетрадь для детей и родителей» - Издательский дом «Литера»,2015.

6. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

7. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2011.

8. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2011.

9. Шахматный учебник для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 1-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

10. Шахматные дебюты для детей / Н.М. Петрушина. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.



Предварительный просмотр:

         Здравствуйте, меня зовут Руденко Максим Андреевич. Мне 7 лет. Моя работа называется “Вопросы в черно – белых клетках”. А вы знаете, что это за вопросы? Сегодня я вам расскажу об этой удивительной игре.

          Впервые эту игру я увидел, когда мне было 5 лет в мультфильме “Смешарики. Шахматы”, так называлась эта часть. Меня заинтересовали сами фигуры, и я попросил маму мне их купить. Мама меня очень любит, поэтому и купила  эту игру.

          Когда я рассматривал фигурки, они показались мне необычными.

Так у меня стали возникать вопросы: “ А что это за игра?  Почему шахматы всегда в черно – белом цвете? Почему игровое поле в клетку? Шахматы – это вид спорта? И можно ли мне научиться игре?”

          Мы с мамой начали находить информацию с помощью интернета. Так я узнал, что достоверной информации, где появились шахматы, нет, а есть только предположения. Первая версия это Индия, а вторая Китай. А самое удивительное для меня стало, что сначала эта игра называлась совсем  по-другому –   Чатуранга. У нас на Руси она появилась в 9 веке, но до этого она постоянно меняла названия, уже в арабском языке она звучала, как шахмат, но для благозвучия стали называть шахматы.

          Я решил принести шахматы в детский сад, чтобы вместе с детьми поиграть. В детском саду мы поняли, что не знаем, как правильно расставить их на дощечке. На это обратил внимание наш воспитатель, и показал их расположение. Тогда я спросил: Как научиться играть в шахматы? Мне ответили, что для начала нужно выучить правила игры.

           Первое правило с которым я познакомился было –это белые ходят первые. Я спросил: Почему? Воспитатель мне не смогла ответить, тогда я дома спросил у мамы. Мама, видя мою заинтересованность, предложила сходить в шахматный клуб, там мне сразу бы ответили на все бы вопросы.

На следующий день мы посетили шахматный клуб, где я тренеру задал вопрос? Почему белые ходят первые? Почему поле в клетку?  И он рассказал, мне очень интересные легенды. Оказывается, по  одной легенде, белые и черные фигуры олицетворяют две космические силы – светлое, активное - это положительное начало, а темное – пассивное, отрицательное. Подругой легенде считалось, что черный цвет приносит удачу, поэтому белые ходили первыми, поскольку у черных было преимущество счастливого цвета. А шахматное поле в клетку, не случайно. Это символика китайской книги перемен (И Цзин), где прогнозировались действия, которые необходимо предпринять в той или в иной ситуации. В шахматном клубе я видел, как происходят турниры, и мне захотелось научиться играть.

В книге Анатолия Карпова “Учитесь шахматам”  я узнал, что шахматное поле имеет код. Это по горизонтали буквы, а по вертикали цифры, это было придумано для того чтобы передавать ход. Я понял, что король не самая могучая фигура, а сильная королева.

           Когда я научился играть в шахматы, то принял участие в турнире нашего детского сада, где занял второе место. Принимая участие в турнире, я ответил на вопрос: “Почему шахматы – это спорт?” Потому что это борьба, требующая огромных нагрузок и постоянного стремления быть первым и лучшим.

          А можно ли научиться играть в шахматы? Я отвечу: Можно. У меня ведь получилось. Спасибо!

 

 

     

 

 

                                                                                                 

                                                         

     

                                                                                                                     

                                 

                               

                                                                                                   

 

     

                                                                     

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение “ Детский сад№54 ” Радуга ” г. Воркута. Проект «Вопросы в черно – белых клетках» Исследовательская работа воспитанника подготовительной группы Руденко Максима. Руководитель : Ананьева Ирина Владимировна

Слайд 20

В шахматы играйте – у м развивайте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»

Экспериментально – исследовательская опытническая деятельность: знакомим со свойствами воды...

Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире вод...

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста « Удивительный мир динозавров»

Интерес к теме динозавров возник у детей самостоятельно, после рассматривание энциклопедий. Дети сами предложили изучить динозавров.Цель проекта: изучить с детьми историю возникновения жизни на Земле,...

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЯЗЫК - ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

Материал помогает развивать у детей познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений, поиска и практического эксперимен­тирования. Учит детей о том, что язык выполняет мно­го разных фун...