статья "Социализация детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность
статья (младшая группа)

Домашева Светлана Александровна

            Дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоций), возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщенное отношение ребенка к окружающему его мира и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих отношений и умений детское творчество. Кроме того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях. Л.С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заменить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Домашева Светлана Александровна,

старший воспитатель ГБДОУ детского сада №45

Невского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Социализация детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность

(проект «Мир эмоций и творчества»)

«Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает, не тянет, а поднимает, не угнетает, а способствует формированию личности, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут.»  

Я. Корчак

        Дошкольный возраст ребенка – это период, когда эмоциональная сфера играет очень важную роль в жизни малыша, когда чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни. В это время развитие получают кратковременные переживания отношений (эмоций), возникающие в данный момент, и устойчивые, длительные переживания, выражающие обобщенное отношение ребенка к окружающему его мира и к самому себе (чувства). У ребенка появляется потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Очень успешно в формировании этих отношений и умений детское творчество. Кроме того, творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях. Л.С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Если так понимать творчество, то легко заменить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».

        В дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие не только содержательной, но и динамической стороны чувств и эмоций. Если мы посмотрим на чувства ребенка 3-4 лет, то увидим, что они яркие, но еще не устойчивые, ситуативные. Эти чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. В дальнейшем развитии личности ребенка, у него проявляется способность в определенной степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления. По факту наблюдения за детьми 3-4 лет, можно сделать выводы, что после 3-х лет у ребенка чувства и эмоции становятся глубже, переживания – длительными и насыщенными. Януш Корчак писал в своей книге «Как любить ребенка»: «Мы видим детей в бурных проявлениях радости и горя, когда они отличаются от нас, и не замечаем спокойных настроений, тихих раздумий, глубоких впечатлений. Болезненных удивлений, мучительных подозрений и унизительных сомнений, в которых они схожи с нами. «Настоящим бывает не только ребенок, скачущий на одной ножке, но и ребенок, разрешающий тайны удивительной сказки жизни. Надо только исключить действительно «искусственных детей», которые бессмысленно повторяют фразы, заученные либо подхваченные у взрослых. Ребенок не умеет думать, как взрослый, но он может по-детски задуматься над серьезными проблемами взрослых». Вот это вот «настоящее» и хотелось бы не пропустить, ведь чувства ребенка зачастую становятся мотивом его поведения.

        Мы можем наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребенка, как любопытство и любознательность, удивление и чувство нового.

        Развитию этих чувств, способствует внимательное и бережное отношение родителей и воспитателей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно экспериментировать и т.д. Как же сделать так, чтобы не «отбить» у ребенка желания творческой деятельности, которая сопровождается эмоциями и чувствами, т.е. происходит на определенном эмоциональном фоне? Как помочь ребенку понять свои чувства и научится справляться со своими эмоциями? Как развить способность детей целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному? В связи с тем, что сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте, необходимо не упустить развитие того огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем детстве. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.

        Что у нас сейчас требует школа от учеников? Самостоятельности в выборе решения школьником поставленных задач, неординарности подхода к проблеме, нестандартного мышления, творческий подход и т.д. Но дети, приходящие в школу не готовы к такому обучению, потому что они не приобретают этих навыков и умений в детском саду. Кроме того, и родители не могут сразу поддержать своего ребенка, поскольку не сталкивались с такими формами обучения ни сами, ни при нахождении их детей в детском саду. Чтобы и деит, и родители оказались готовыми к переходу к школьному обучению, их нужно познакомить с определенными формами и методами, используемыми в нынешнем образовании, выработать у них необходимые компетентности. Вот для этих целей был разработан проект «Мир эмоций и творчества».

        Вид проекта:

  • По направленности: практико-ориентированный;
  • По количеству участников: коллективный (группа детей, воспитатели, педагоги ОУ);
  • По возрасту детей: младший дошкольный возраст;
  • По предметно-содержательной области: межпредметный;
  • По характеру взаимодействия участников образовательного процесса: дети – участники;
  • По продолжительности; долгосрочный (6-8 месяцев).

Цель проекта:

  • Формирование эмоциональной компетентности и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Формирование первичных знаний о различных эмоциях;
  • Развитие способностей к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих;
  • Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проекта;
  • Формирование первичных навыков управления своими эмоциями;
  • Знакомство с художественной литературой;
  • Формирование эмоционально-положительного отношения детей к двигательной деятельности;
  • Способствование развитию двигательного творчества;
  • Расширение представлений детей о способах сохранения и укрепления психического здоровья;
  • Развитие способностей налаживания социальных контактов, формирование коммуникативных навыков (доброжелательного сотрудничества, взаимовыручки, взаимопонимания);
  • Развитие навыков театральной развивающей игры, как коррекции настроения, поведения и психомоторики детей;
  • Формирование потребности образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения;
  • Закрепление полученных знаний посредством приобщения к музыкальному искусству;
  • Закрепление полученных знаний посредством приобщения к художественному творчеству;
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • Развитие позитивного и доверительного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

  • Умение детей взаимодействовать в коллективе в коммуникативных и ролевых играх, эмоционально-художественная выразительность в игровом и творческом материале;
  • Оформление альбома с фотографиями по этапам прохождения проекта;
  • Презентация проекта;

Особенности работы над проектом:

  • Интегративный подход к раннему эмоционально-творческому развитию детей и отсутствие деления на отдельные предметы;
  • В определенной совместной деятельности одно из направлений становится доминирующим, а остальные переходят на положение вспомогательных;
  • Индивидуальный подход позволит раскрыть эмоциональное развитие каждого ребенка;
  • Акцент на коллективную деятельность и на развитие коммуникативных навыков;
  • В данный период развития детей конкретные технические навыки не являются первоочередной задачей;

Этапы проекта:

1 этап – предварительный:

  • Обозначение проблемы;
  • Мониторинг детей;
  • Анкетирование родителей;
  • Постановка задачи проекта;
  • Планирование проектной деятельности.

               2 этап – основной:

  • Реализация поставленных задач.

3 этап – заключительный:

  • Итоговое мероприятие.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб. Изд. СОЮЗ, 1997г.;
  2. Корчак Я. Как любить ребенка. – Сайт Электронная библиотека;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста является подготовка их к социальной адаптации в обществе, чтобы достичь этой социализации дети должны уметь поним...

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.

Проблема воспитания у детей  любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Развитие у детей связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фрагмент...

«ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ И СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернут...

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями ...