Самообразование
материал

Анастасия Евгеньевна Державина

"Изотерапия как средство развитие эмоционального состояния дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_derzhavina.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Тема самообразования

на 2020-2023 учебный год:

«Изотерапия как средство развития

эмоционального состояния дошкольника».

Воспитатель:

Державина А.Е.

г. Нижневартовск

Тема: Изотерапия как средство развития эмоционального состояния дошкольника.

Актуальность: 

Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать как для отдельной работы с проблемными детьми, так и для совместного детского и детско-родительского творчества.

В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изо-терапия, с одной стороны, метод художественной рефлексии, позволяет: обогатить и развить внутренний мир ребенка, с другой стороны, технология, позволяющая раскрыть художественные способности ребенка, развивает мелкую моторику, с третьей стороны - это метод психокоррекции, с помощью которого можно корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.

Цели:

  • развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, способствовать выходу внутренней некомфортности и сильным эмоциям через различные методы изо-терапии (рисунок, игру, сказку, музыку);
  • улучшить психическое развитие детей как одной из составляющих здоровья через раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • создать условия для гармонизации личности ребенка;
  • расширить возможности социальной адаптации посредством художественной деятельности.

Задачи:

  • развивать художественно - эстетический вкус у детей, с помощью нетрадиционных методов рисования.
  • помочь детям справиться с такими проблемами, как заниженная самооценка, гиперактивность, плохая память, накопление отрицательных эмоций, трудности в общении.
  • достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка

Предполагаемый результат:

  • расширить знания детей о нетрадиционных методах рисования.
  • углубить представления детей о последовательности работы над рисунком.
  • совершенствовать навыки владения кистью,
  • научить сочетать  краски, и  располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации: 3 года.

Этапы работы:

  • теоретический (сентябрь-октябрь).

Изучение литературы.

Составление перспективного плана работы.

Подбор дидактического материала и игр.

Беседа с родителями по выявлению знаний о изо-терапии.

Диагностика детей.

  • практический (ноябрь -апрель).

Создание дидактических игр и пособий.

Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;

Проведение дидактических игр и игр-занятий.

Проведение консультаций для родителей

Беседы

Составление картотеки игр по изо-терапии

Консультации на стенде информации

  • заключительный (май).

Итоговая диагностика детей;

Выступление на итоговом родительском собрании «Изо-терапия в детском саду и дома».

Пояснительная записка:

Изотерапия используется как средство общения учителя с учащимися на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения – все те явления, которые анализируются психотерапевтами фрейдистской ориентации. Хотя сам Фрейд в своей работе с пациентами не пользовался изо-терапией, он был близок к тому, чтобы именно ей отдать предпочтение: мы переживаем сновидения по большей части как зрительные образы. В сновидениях могут присутствовать чувства или ощущения, в них могут вплетаться мысли, но тем не менее сновидения – это в первую очередь зрительные образы. И от части затруднения при описании сновидений возникают именно в связи с тем, что для этого приходится пользоваться словами.

Психоаналитические теории оказали большое влияние на представление арттерапевтов М.Намбург, Э.Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическому обоснованию положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу.

Согласно М.Намбург, в результате художественных занятий постепенно преодолеваются сомнения в своей способности свободно выражать страхи, потребности, фантазии в рисунках. Э.Крамер акцентирует другие факторы воздействия изо-терапии. Основным в достижении положительных эффектов изо-терапии она считает неограниченные возможности самого процесса художественного творчества, дающего возможность выражать и повторно переживать внутренние конфликты: «В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь, осознаются и, в конечном счёте, разрешаются».

Интерес к результатам творчества человека со стороны окружающих, принятие им продуктов художественной деятельности повышает самооценку и самопринятие человека с особыми потребностями и ограниченными возможностями жизнедеятельности. Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов, страхов, и других психологических проблем.

Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной, групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:

- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их анализа и интерпретации детьми;

- пробуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности;

Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

Рисуночная терапия, как указывает в своей работе О.А. Кабанова, рассматривается в первую очередь, как проекция личности ребёнка, как символическое выражение его отношения к миру.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О.А. Карабанова определяет три принципиальных отличия от учебных уроков рисования.

Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия- это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования – овладение средствами и техниками изображения.

Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребёнка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребёнком системой образовательных средств.

Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании.

На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребёнку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребёнком. В изотерапии учитель помогает детям осознать и разрешить проблему, внешне выразить её в рисунке, лепке и определить выход их проблемы.

Совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности совместная изобразительная игровая деятельность сопровождаемая общением. 

С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. 

Изо-терапия для дошкольников – часто является первой попыткой самореализации и самовыражения детей. Ребенок обычно с удовольствием рисует, тем самым бессознательно выплескивая и выражая свои эмоции.  

Особенности изотерапии с детьми

  • Эмпатическое принятие ребенка;
  • Создание атмосферы психологической безопасности;
  • Эмоциональную поддержку ребенка;
  • Постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;
  • Тематическое структурирование задачи;
  • Помощь в поиске формы выражения темы;
  • Отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества. 

Модель изотерапевтического сопровождения

  • Типы занятий:
  • Предметно-тематический.
  • Образно-символический.
  • Упражнение на развитие образного восприятия и символической функции.
  • Игры-упражнения с изобразительными материалами.
  • Задания на совместную работу.

     Средства изотерапии

  • Изотерапевтические занятия.
  • Самостоятельная художественно-творческая деятельность ребенка.
  • Игры с изобразительным материалом.
  • Игры на снятие психо-эмоционального напряжения.
  • Игры на развитие взаимодействия партнера.
  • Сказкотерапия.
  • Цветотерапия.
  • Коммуникативная терапия.
  • Объекты воздействия
  • Речевые нарушения.
  • Мелкая моторика.
  • Психические процессы.
  • Личностные.

    Структура изотерапевтического занятия

-Этапы работы

-Приемы

-Направленность

-Изобразительные средства

Основные этапы изотерапии

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании. Свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание.

2. Процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Выбор темы рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.

3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интернационального видения. Поиск адекватной формы выражения.

4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. 

При анализе продукта творчества уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка. 

    Приемы

  • Игры и упражнения с разными изобразительными материалами.
  • Работа в парах.
  • Совместное групповое рисование.
  • Групповые изобразительные игры.

Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения.

Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами самовыражения.

Направленность

  • Активация мышления и речи.
  • Развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания.
  • Развитие мелкой моторки.
  • Снятие нервно-психического напряжения.
  • Моделирование положительного психоэмоционального состояния.
  • Формирование адекватного межличностного поведения.
  • Формирование адекватной самооценки.
  • Изобразительные средства
  • Рисование.
  • Лепка.
  • Аппликация.
  • Тестопластика.
  • Аппликационная лепка.
  • Цветотерапия.
  • Ручной труд.
  • Сказкотерапия.

В профилактической и коррекционной работе со старшими дошкольниками изотерапия позволяет получить следующие позитивные результаты:

  • обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование;
  • способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;
  • создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;
  • оказывает влияние на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
  • содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе.

В процессе занятий мы получаем продукты детской деятельности:

Живописные картины.

Образные скульптуры        

Предметы декоративно - прикладного искусства.

Свободный выбор ребенком материалов, инструментов и типа активности поддержка интереса ребенка к изотерапевтической активности диалог с ребенком в процессе сеанса изо-терапии ориентация на процесс, а не на результат поддержка инициативы ребенка избегание необоснованного прерывания активности ребенка избегание оценок активности ребенка адекватный подбор материалов и инструментов для творчества обеспечение удобства для занятий изо-терапией (обеспечение необходимым оборудованием) совместное творчество, санкционированное ребенком 

    Условие

1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. 

Использование техник:

  • Пальцевая живопись;
  • Рисование листьями;
  • Штампы и печати;
  • Поролоновые рисунки;
  • Метод монотипии;
  • Рисование кремом;
  • Точечный рисунок;
  • Рисование маркером;
  • Рисуем по очереди;

Рисунок+аппликация;

Рисуем с натуры и др.

Материал для художественного творчества

  • Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
  • Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки;
  • Природные материалы – кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
  • Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;
  • Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
  • Кисти разных размеров, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч. 

 На что необходимо обращать внимание педагогу:

Какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; Что выглядит странным; Чего не хватает у данного объекта; Где на рисунке расположены «барьеры», то есть вертикали; Что находится в центре; Есть ли растушевка; Где расположено изображение по отношению к краю листа; Соответствует ли изображение текущему времени года; 

Есть ли на рисунке инкапсуляция, т.е. создание оболочки вокруг персонажей рисунка; Есть ли подчеркивание; Было ли исправление изображения стирательной резинкой; Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей; Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты; Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором.

 Особое внимание следует обратить на подписи работ; Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора. 

Методики проектного рисования

1. Свободное рисование (каждый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор. 

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, пара общается с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу. 

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования. 

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д. 

Рисуночные техники очень разнообразны. Это и хаотический рисунок в виде каракулей, и диагностический  рисунок, где требуется дорисовать изображение, и сюжетный – например, нарисовать своих друзей или свою семью, и тематический рисунок, через который ребенок может выражать, например, свое желание стать кем-то, или желание завести собаку, а также произвольный  рисунок, который рассказывает о настроении рисующего. Это не весь перечень техник, но самый основной. Безусловно, у каждого направления есть свои особенности и используемые материалы.

Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

 «Разноцветные листы»

Цель:

совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.  

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 «Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.

 «Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

 «Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

«Дополнительное рисование»

Цель: выявить склонность  к неуверенности.

Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. темой является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: Развитие эмпатии.

Рисуем красками различные настроения (грустное, веселое, радостное и т.д.). Обсуждаем с детьми, от чего зависит настроение, как выглядит человек, когда у него хорошее настроение, грустное.

Упражнение «Счастье»

Цели: Ни один человек не может быть счастливым постоянно, но настоящее сочувствие мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других.

Инструкция: Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное? Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив? Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?

Я хочу, чтобы вы нарисовали картинку, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья...

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать.

Запишите слова на доске и дайте детям продолжить эту запись. Если Вы работаете со старшими детьми, которые хорошо пишут сами, то можно разложить разные листы по следующим категориям: люди, места, вещи, работа... Десятилетние могут перед этим описать что-то, что их осчастливило вчера. Они могут даже помимо этого сочинить стишок, в котором каждая строка начинается со слов: «Счастье – это...».

Игра «Волшебные зеркала»

Цель: закрепление позитивного отношения к себе.

Ведущий предлагает участникам нарисовать себя. В первом зеркале – маленьким и испуганным, Во втором – большим и веселым. В третьем зеркале – счастливым.

Обсуждение:

На кого ты был похож?

На кого ты сейчас похож?

Какой человек симпатичнее?

В какое зеркало ты чаще смотришься?

Упражнение «Рисование страха»

Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».

Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).

«Нарисуй свою мандалу» 

Цель: снятие стресса, усталости, напряжения или внутреннего конфликта.

Нарисуйте простым карандашом круг диаметром, соответствующим размеру вашей головы. Найдите в круге центральную точку, которая вызывала бы у вас ощущение равновесия. Это поможет вам достичь устойчивого состояния. Вспомните про те природные формы, которые растут и развиваются из центра, например, про цветы, снежинки или морские раковины. Вы являетесь частью природы, и поэтому у вас тоже есть некий центр, из которого вы можете расти и развиваться. Начните рисовать с этого центра – вашего центра – изображая определенную фигуру того или иного цвета, и пусть композиция вашего рисунка выстраивается сама собой, как бы без вашего непосредственного участия. С помощью этого рисунка вы сможете узнать о себе нечто новое, когда вы закончите рисовать, вы сможете обсудить вашу мандалу.

Упражнение «Рисуем вместе»

Для состязания необходимы два листа бумаги и фломастеры. Две группы ребят садятся напротив друг друга и помогают рисовать рисунок-фантазию. Представитель команды на листе соперников рисует или чертит любую закорючку. Члены команды должны продолжить эту закорючку, линию своей деталью, чтобы впоследствии получился осмысленный рисунок. Вот так по очереди ребята друг у друга на листе фантазируют, усложняя рисунок. Команда должна в любом случае закончить свой необычный рисунок и дать ему название.

 «Рисование под музыку»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.

Лето – красные мазки (ягоды)

Осень – желтые,оранжевые (листья)

Зима – голубые (снег)

Весна – зеленые (листья)

«Силуэты»

Пользуясь белым листом бумаги и лампой, обведите силуэты друг друга. Варианты:        нарисуйте силуэты друг друга, подбирая различные ракурсы и положения, просто обведите и закрасьте силуэт партнера черным цветом, обведите силуэт партнера, а затем дорисуйте его, внося элементы внешнего облика партнера.

Упражнение «Моя эмблема»

Цели: формирование представлений о себе; осознание своих интересов, устремлений; формирование самоуважения; эмоциональное сближение ребёнка и родителей. «Эмблема -  это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы. А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы? Попробуй создать свою собственную эмблему»

Упражнение «Рисунок любви»

Возьмите альбомный лист, краски, фломастеры и нарисуйте Любовь, дайте волю воображению, не сдерживайте себя. Какой она Вам представляется? Какие цвета ей подходят? На что похожа Ваша любовь? Теперь посмотрите на свой рисунок, ответьте на вопросы и запишите ответы:

Насколько это похоже на Ваши отношения в жизни?

Какие цвета преобладают в Вашем рисунке?

Что нового Вы узнали о себе?

Что Вам нравится и что не нравится в вашем рисунке?

Технология изотерапии «Говорящие кружочки».

 Данную технологию, можно использовать сразу с группой детей не только в качестве психотерапии, но и как средство получения диагностирующей информации об индивидуальных особенностях детей и их взаимоотношений друг с другом. В итоге данной работы получается психологический портрет группы, её наглядной графической социометрии, общего настроения группы детей.

1. Общие принципы работы:

Это психотерапия, так как рисунок – символ сути.

Цель работы: создать в коллективе эмоциональную атмосферу внимания к другим, помочь лучше узнать друг друга.

В этой деятельности нет неуспеха, лидеры все.

По размеру кружка можно судить о собственной значимости.

Заземление означает, что кружок рядом, он не улетел.

Соединение может показать показатели социометрии.

Обратить внимание, кто обходит кружки, а кто идет через чужие.

По цвету (темному, мрачному) можно судить о настроении.

При разрисовке межкружкового пространства можно увидеть лидеров, как дети взаимодействуют или кого-то отталкивают от этого круга.

После каждого этапа работы отступают от стола и смотрят, что получилось.

Перспективный план на 2020-2023 учебный год по теме:

« Изотерапия  как средство развития эмоционального состояния дошкольника».

№ п\п

Участники

Месяц проведения

Мероприятия

1

Дети

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Диагностика детей.

Тема: «Изображение солнца в детских рисунках».

Цели: Воспитание любви к родной природе. Учить детей создавать выразительный образ солнца при помощи отпечатка ладони. Закрепить красный, жёлтый, оранжевый цвет, навыки пользоваться кистью и гуашью.

Тема: «Страна эмоций» .

Цели: Научить детей преодолевать трудности в эмоциональной и коммуникативной сфере. Осуществлять рефлексию чувств детей, дать испытываемым эмоциям название. Дать возможность детям оценить эмоции негативного характера в условиях максимальной безопасности.

Тема: «Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».

 Цели: Коррекция детских страхов. Помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию. Снизить ситуативную тревожность, способствовать повышению самооценки детей, обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Тема: «Ритуал символического исцеления» (изотерапия).

Цели: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нём, отразить его доступными изобразительными средствами.

Тема: «Моя маска» (изотерапия).

 Цели: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, своё настроение. Создать доверительную обстановку, материализовать страх, создавая маску. Помочь детям в процессе театрализации освободится от негативной энергии.

Тема: «Нарисуй свой страх».

Цель: Отработка эмоций страха и тревоги в рисунке.

Тема: «Лабиринт сказок» (изотерапия).

 Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов, отобразить их с помощью нетрадиционных техник рисования.

Тема: «Рисуем радость»

Цели: сконцентрироваться на своих чувствах, научиться изображать их при помощи цвета, улучшить эмоциональный фон.

Итоговая диагностика детей.

2

Родители

Октябрь

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Консультация «Чудеса арт - терапии».

Рекомендации для родителей «Изотерапия с детьми».

Папка-передвижка для родителей «Изотерапия – средство развития воображения».

Консультация для родителей «Что рисуют дети».

Памятка для родителей: «Все , что я воображаю, на листе изображаю» или изотерапия в помощь родителям .

Буклет «Любимый цвет вашего ребенка»

Выступление на итоговом родительском собрании « Изо-терапия в детском саду и дома».

3

Воспитатели

Декабрь

Февраль-март

Май

Консультация для воспитателей «Изотерапия с детьми дошкольного возраста детского сада».

Мастер-класс

Выступление с презентацией опыта работы

Список используемой литературы:

  1. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006.
  2. Дубровская Н.В. «Игры с цветом» СПб «Детство-Пресс» 2007
  3. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика , занятия, рекомендации.- Волг.: Учитель. 2009.
  4. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004.
  5. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004.
  6. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь; 2006.
  7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007.
  8. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005.
  9. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы,  диагностика, система занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г.
  10. Лопухина И. Логопедия. Речь.  Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.
  11. Рузина М.С., Афонькин  С.Ю. Страна  пальчиковых игр. - СПб.: Кристалл, 1997.
  12. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- 2-е изд. – М.: Генезис; 2007.
  13. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей» Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...