День родного языка
материал (подготовительная группа)

Ширченко Анна Игоревна

Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rodnogo_yazyka.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка».

Образовательные задачи:

-дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

- расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

-способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на

языках разных народов;

-обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить объяснять их

смысл;

- продолжать знакомить с творчеством поэта Сергея Есенина.

Развивающие задачи:

-развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное

самосознание;

-развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

-развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов;

- способствовать формированию художественно - эстетических, интеллек-

туальных способностей;

-развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к

языкам.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык,

за свою Родину;

-ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая нравственные ценности.

- Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и

Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

- Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры.

- Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания

персонажам театрализованных представлений.

- Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Формы работы

-групповая

-подгрупповая

-индивидуальная

Формы организации деятельности детей

-беседа

-рассказ

-заучивание потешек, стихов, поговорок, пословиц

-разучивание хоровода, танца, песни

Ход праздника:

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей новой встрече и от всей души

поздравляю вас с праздником!

-Вы ведь знаете, какой сегодня праздник?

-Сегодня 21 февраля - Международный день родного языка!

На планете Земля много разных стран, в нихживут много людей и говорят

они на разных языках. У каждого народа свой родной язык. Например: во

Франции живут французы. Их родной язык – французский. В Китае-китайцы.

Они говорят на китайском языке. В Англии говорят на английском, в

Германии – на немецком, в Турции-на турецком. Мы с вами живём в

большой красивой стране, в России! Наш родной язык-русский. Мы с вами,

наши мамы и папы, бабушки и дедушки разговариваем, поём песни, читаем

стихи, рассказываем сказки на нашем родном русском языке.

Всего в мире насчитывается огромное количество языков, около 6 тысяч.

Сегодня, вместе с нами, люди разных стран отмечают день своего родного

языка.

1ребёнок:

Всем известна сила слова

И как богат язык людей.

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

Кого не спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

Вся красота в родных словах!

2 ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

3 ребёнок:

Мы поём им, говорим

С самого рожденья

И к родному языку

Есть большое рвенье!

Ведущий:

В раннем детствемы начинаем знакомство с родным языком. Ребёнок

слышит речь родных взрослых людей и сам учится произносить первые

слова.

-Какое самое первое слово на родном языке произносит малыш? (мама)

На разных языках это слово произносится по-разному, но звучит одинаково

нежно и ласково: мадрэ (испанский и итальянский), нана (чеченский), мазэ

(английский), мамитэ (литовский), мамо (украинский), мутэр (немецкий),

маман (французский).

-В нашем родном русском языке очень много ласковых слов, которыми дети

называют своих мам.

-Мама, она какая? (ответы детей)

А сейчас мы с вами вместе прочтём стихотворение о маме, я начну, а вы –

помогайте.

-Кто разбудит вас с yтpа -

Скажет вам: «Вставать поpа»? (Мамочка!)

-Кашy кто yспел сваpить?

-Чаю – в чашечку налить?

-Косички дочке кто заплёл?

-Кто в доме пол с утра подмёл?

-Кто цветов в садy наpвал?

-Кто малыша расцеловал?

-Кто ребячий любит смех?

-Кто на свете лyчше всех?

Песня о маме.

Ведущий:

Любовь к родному языку приходит к нам с детства, с того времени, когда

мама ласкает своего малыша, поёт ему колыбельную песню.

Сейчас мы поиграем в «Дочки-матери». Наши «мамочки» расскажут

потешки, которые помогают успокоить малыша, помогают малышу

знакомиться с окружающим миром.

1 девочка, «умывая» куклу:

Водичка, водичка!

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2 девочка, «играя» ладошками куклы:

Ладушки, ладушки

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим –

Всем оладушек дадим!

3 девочка, успокаивая куклу:

Не плачь, не плачь -

Куплю калач!

Не хнычь, не ной –

Куплю другой!

Слёзы утри –

Дам тебе три!

Ведущий:

Узнать и полюбить родной язык детям помогают наши родные, любимые

бабушки, которые без устали рассказывают сказки.

-А вы любите слушать сказки?

Значит, вам не сложно будет ответить на мои вопросы. Готовы?

-Кто пришёл в дом к трём медведям?

-Кем на самом деле был гадкий утёнок?

-Сколько козлят было у мамы –козы?

-Что тащили и не могли вытащить дед, бабка, внучка, Жучка, кошка?

-Как звали уточку, которая не смогла улететь на юг из-за поломанного лисой

крылышка?

-Кто спас Красную Шапочку и её бабушку?

-Как мышка разбила золотое яичко?

-Во что превратилась карета Золушки в полночь?

-Как звали курочку, которая снесла золотое яичко?

Ведущий:

В наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть

добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро!

Спрятана народная мудрость ещё и в пословицах и поговорках.

-Вы знаете пословицы и поговорки?

Игра –кричалка «Я начну, а ты –продолжи!»

(Дети договаривают пословицы, объясняют смысл)

Поспешишь – (людей насмешишь!)

Не спеши языком – (торопись делом!)

Что посеешь – (то и пожнёшь!)

Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда!)

Сам пропадай – (а товарища выручай!)

С кем поведёшься, (от того и наберёшься!)

Глаза боятся – (руки делают)

Кто много читает, (тот много знает!)

Нет милее дружка, (чем родная матушка!)

Доброе слово (и кошке приятно!)

А сейчас ребята познакомят вас с ещё одной пословицей.

Сценка «Кончил дело - гуляй смело!»

Девочка рисует.

-Светит в окошко весеннее солнышко, так и зовёт на улицу погулять.

Солнышко: Смотри, какое я яркое да весёлое, выходи гулять!

Девочка: Некогда мне! Мне надо рисунок для мамы нарисовать!

-А за окошком ручеёк весенний журчит, льётся, как песенка!

Ручеёк:Смотри, какой я весёлый, выходи кораблики будем пускать!

Девочка: Некогда мне, ручеёк, мне ещё посуду надо помыть, маме помочь!

-А за окном птицы поют, весне радуются.

Птичка: Выходи гулять, послушаешь мою весеннюю песенку!

Девочка: Некогда мне! Мне в комнате подмести пол надо.

-А за окошком подружки веселятся, игры затеяли.

Подружки: Пойдём с нами гулять!

Девочка: Я как раз со всеми делами справилась, можно и погулять!

Все: Кончил дело – гуляй смело!

Р.н.игра «Золотые ворота»

Ведущий:

Русские писатели и поэты называют наш родной русский язык красивым и

богатым. И с этим нельзя не согласиться! А сейчас мы поиграем в игру, и вы

убедитесь, что он ещё и очень интересный!

Речевая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Речевая игра «Магазин» (обобщающие слова)

Ведущий:

Послушайте, какие замечательные слова о русском языке написал поэт

Сергей Есенин.

«Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там

всё «О-кей!» А наша русская зима?- «о-кей»? А наши девушки? Всё равно

«о-кей?» Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему

русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них «о-кей», а у нас

двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно,

прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно

и Бог знает ещё сколько! »

Ведущий:

В своих стихах, поэт на родном русском языке говорит нам о любвик Родине,

к русским людям, к родной природе.

1 ребёнок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Ведущий:

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять

его грубыми словами, учиться писать без ошибок, говорить красиво и

правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День родного языка.

Конспект дня родного языка....

День родного языка

Международный день Родного языка...

Международный день родного языка. Праздник "Дружба"

Каждый народ - это своя неповторимая культура, традиции, история, и, конечно же, язык. Сберечь язык - очень важная задача. Международный день родного языка отмечается каждый год 21февраля. В респ...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День родного языка"

Конспект развлечения старшего дошкольного возраста "День родного языка"...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Тематический день "Международный день родного языка"

Стихотворение «Родной язык» Габдуллы Тукая: О, как хорош родной язык, отца и матери язык,Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,...

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка

НОД «Вада тэнз яля – День родного языка» с целью ознакомления с Международным Днем родного языка...