"Использование ментальных карт в проектной деятельности с дошкольниками"
материал (средняя группа)

Алексеева Маргарита Алексеевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»Верхнекетского района Томской области

«Использование  ментальных карт  

в проектной деятельности с  дошкольниками»

Подготовила: Алексеева М.А. воспитатель

2020 г

В последнее  время нашим детям приходится сталкиваться  с огромным  количеством информации,  которую  необходимо запомнить.  Как помочь дошкольникам справиться с этой задачей.  Как научить их не только думать и запоминать, но еще и творить, создавать новое.

Изучая различные инновационные методы в образовательной деятельности, я столкнулась с методом планирования «ментальных карт». Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду.

Для начала, что такое ментальные карты  или, как их еще  называют интеллект карты, карты ума.                                                                                                                                                  Ментальные карты -  это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений.

Метод интеллект карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном

Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.

«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит данный метод

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко.

Полезные свойства интеллект карт заключаются в её:

Наглядности. 

Вся проблема с ее многочисленными сторонами  оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

В привлекательности. 

Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

В запоминаемости. 

Благодаря  использованию образов и цвета интеллект карта легко запоминается.

В творчестве                                                                                                                                                           Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект карт",  т.к она стимулирует творческие способности ребенка , помогает найти нестандартные пути решения задачи, что оказывает  влияние на  художественно-эстетических развитие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     В возможности  пересмотра, обсуждения

Что влечет за собой развитию речи, мышления, воображения дошкольников. И как следствие  этому социально-коммуникативному развитию детей

В педагогической практике  применяю  интеллект карты в  следующих направлениях:

                     В первом направлении решаются такие задачи как:

-создание  ментальной  карты  в ходе обсуждения предмета или темы;

- пополнение  активного  и пассивного словаря, развитие процесса мышления,  обобщение.

                    Во втором направлении выполняются следующие  задачи:

-создание ментальной карты, как результат итоговой работы по изученной теме, по проекту;

- развитие у детей умение выделять главную мысль,

- активизация словаря, повторение  изученного,  

                 И в третьем направлении достигаются такие  задачи как:

-умение самостоятельно, последовательно излагать свои мысли,

- развитие  умения  составлять распространенные предложения.

При создании ментальных карт я придерживаюсь нескольких простых правил и если их соблюдать , то это  существенно повысит эффективность карты памяти.

-  главная тема помещается в центре;

- затем на веточках  помещаются фразы или иллюстрации, которые отходят  от главной темы к периферии;

- карта может иметь несколько ответвлений и нести глубокий  смысл

      В нашей группе недавно прошел проект  «Здоровое питание, залог процветания», где первый раз мы попробовали создать интеллект карту.

Перед составлением карты ума, с детьми проводится дидактическая или сюж\ролевая  игра  по теме проекта

Но прежде, чем начать работать в данном направлении, я придумала  ознакомительные интеллект карты для детей. Смысл данной карты состоит в том, что вначале мы знакомимся с  картой, изучаем ее, выполняем задание. Для этого в центр альбомного листа я поместила главный объект для исследования. В каждый угол листа смысловые картинки, которые обозначают цвет, форму, где растет, как используют.                                    

 Детям дается задание, соединить стрелочками  главный объект с одной или несколькими картинками в каждом углу.

Например: морковь –оранжевая, треугольная, растет на грядке, используется для варки супа.

Данную работу можно проводить как индивидуально, так и с  группой детей. После выполнения задания дети могут обменяться картами и проверить правильность выполнения задания

Через определенное время мы возвращаемся к данному заданию: все та же морковь, только теперь задача усложняется. Так как дети среднего возраста еще не читают и не пишут, все свои веточки мы должны изображать  с помощью рисунков или иллюстраций из журналов, которыми нас обеспечили родители.              

Детям дается задание: Нарисовать или найти в журналах картинки ассоциации для данного овоща и наклеить их на мини карту.                                                                                                                                  

По данному проекту нами были составлены следующие  интеллект карты:

«Продуктовый магазин»

«Полезные и вредные продукты»

 «Овощи и фрукты»

 «Где растет?»

При составлении ментальных карт в работе могут использоваться  такие виды детской деятельности как рисование, аппликация, плоскостная лепка. Все это  делает ребёнка более активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного мышления                                                                                                                                Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше, кроме этого, процесс построения интеллект карт делает обучение творческим и увлекательным.

В дальнейшем планирую использование ментальных карт в работе с родителями в качестве закрепления пройденного материала с детьми. В этом направлении мною для родителей был проведен мастер-класс по ознакомлению с данной образовательной методикой

Результат не заставил себя ждать.

Данный метод  основывается на наглядно-образном мышлении ребенка. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира.

Использование интеллект карты позволяет осуществлять интеграцию таких областей как: коммуникация, познание и социализация.

Я считаю, что на сегодняшний день, данный метод является инновационным направлением в работе с детьми  дошкольного возраста.