Статья "Формирование личности ребенка"
статья

Кузнецова Юлия Алексеевна

 В статье описаны акторы, влияющие на формирование личности ребека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_lichnosti.docx18.95 КБ
Файл statya_formirovanie_lichnosti.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование личности ребенка»

Кузнецова Юлия Алексеевна,

Тихова Елена Петровна –воспитатели

МАДОУ «Детский сад №196» г. Барнаул

Полноценное формирование личности ребенка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.

  Личность закладывается в детстве. Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности ребенка.

  Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала - человек, затем -индивидуальность, а уж потом - иерархия побудителей мотивов(1).

  В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.

  Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка.

                                Личность сегодня:

-  специфически индивидуальная;

-  с высокими коммуникативными способностями;

-  готовая к включению в разнообразные виды деятельности;

-  умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;

-   способная не стандартно и творчески мыслить.

 На формирование личности ребенка влияют следующие факторы:

- воспитание (нравственное);

- среда (социализация);

- наследственность.

   Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества(3).

   Формирование нравственности,или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных  норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребенок сам принимает решение « Я сам(а)»(1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.

   В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

   Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

   Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:

- адаптация к миру людей;

- усвоение и присвоение опыта общественных отношений;

- формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.

   Социализация - это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации(2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду  т.д.

   Для успешной социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

   Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение, как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

   Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

И последний фактор, влияющий на формирование личности ребенка-это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении(2). Она предполагает формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью или талантом.

Итак, можно сделать вывод:  формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как  всякому живому и растущему организму.

Литература:

  1. Асмолов Л.Г  Личность как предмет психологического анализа. М. 1988.
  2. Божович Л.И  Проблемы формирования личности. М. 1997.
  3. Лихачев Б.Т Педагогика М. 1999.



Предварительный просмотр:

Статья «Формирование личности ребенка»

Кузнецова Юлия Алексеевна,

Тихова Елена Петровна –воспитатели

МАДОУ «Детский сад №196» г. Барнаул

Полноценное формирование личности ребенка напрямую зависит от его умений общаться, выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения.

  Личность закладывается в детстве. Возраст от трех до семи лет является первоначально становлением личности ребенка.

  Из чего же складывается личность? В основу личности ложится генерация мотивов. Она не стабильна, она меняется. Так сначала - человек, затем -индивидуальность, а уж потом - иерархия побудителей мотивов(1).

  В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредованное нормами, правилами и самооценкой.

  Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития ребенка.

                                Личность сегодня:

-  специфически индивидуальная;

-  с высокими коммуникативными способностями;

-  готовая к включению в разнообразные виды деятельности;

-  умеющая гибко ориентироваться в меняющихся условиях;

-   способная не стандартно и творчески мыслить.

 На формирование личности ребенка влияют следующие факторы:

- воспитание (нравственное);

- среда (социализация);

- наследственность.

   Нравственное воспитание – целенаправленный перманентный процесс формирования активно действенного отношения к нравственным ценностям общества(3).

   Формирование нравственности,или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных  норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение. Нравственное воспитание личности должно быть направлено на свободу и внутреннюю ответственность. Ребенок сам принимает решение « Я сам(а)»(1). Эта идея лежит в понимании свободы и ответственности.

   В условиях, обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества, исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

   Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.

   Компоненты социализации личности в дошкольном образовании таковы:

- адаптация к миру людей;

- усвоение и присвоение опыта общественных отношений;

- формирование потребностей в преобразовании окружающего мира.

   Социализация - это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации(2). Данный процесс – это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек, способный принимать участие в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение: семья, соседи, сверстники в детском саду  т.д.

   Для успешной социализации необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

   Процесс формирования личности, по мнению Д. Смелзера, происходит по трем различным стадиям:

- стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

- игровой стадии, когда дети осознают поведение, как исполнение роли;

- стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

   Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, но социализация у детей формирует ценностные ориентации и в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

И последний фактор, влияющий на формирование личности ребенка-это наследственность. Наследственность – это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении(2). Она предполагает формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью или талантом.

Итак, можно сделать вывод:  формирование личности – очень сложный процесс. Он происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как  всякому живому и растущему организму.

Литература:

  1. Асмолов Л.Г  Личность как предмет психологического анализа. М. 1988.
  2. Божович Л.И  Проблемы формирования личности. М. 1997.
  3. Лихачев Б.Т Педагогика М. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....

Консультация «Влияние личности педагога на развитие личности ребенка дошкольника»

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову с...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...