Главные вкладки

    Создание условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников через внедрение модели организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом
    статья

    Клочкова Светлана Васильевна

    Создание условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников через внедрение модели

    организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 26»

    Создание условий для гармоничного и всестороннего развития дошкольников через внедрение модели

    организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом

    Заведующий МБДОУ д/с № 26

    Жаркова М.В.

    Старший воспитатель МБДОУ д/с № 26

    Клочкова С.В.

    Арзамас, 2019

    В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 2018–2027 годы объявлены в России Десятилетием детства. Основополагающими направлениями программы являются обеспечение здоровья, качества и доступности образования, всестороннего развития каждого живущего в России ребенка.

            Развитие и благополучие ребенка в наибольшей степени зависит от семьи и социального окружения. Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека. Для обеспечения полноценного развития личности ребенка необходимо взаимодействие педагогов с родителями. Дошкольное учреждение должно направить усилия на организацию взаимодействия детского сада и семьи, активное вовлечение родителей в образовательный процесс, оказание психолого-педагогической помощи родителям. Важно, чтобы сегодня педагоги, осуществляя взаимодействие с родителями, могли профессионально оказывать психолого-педагогическую поддержку семье и повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    Также мы считаем, что полноценное развитие ребенка невозможно без взаимодействия с социальными институтами, поскольку именно налаженное, последовательное и системное сотрудничество с объектами социального окружения непосредственным образом влияют на оптимальную социализацию ребенка-дошкольника, способствуют развитию творческой самореализации всех участников образовательного процесса. Развитие социальных связей детского сада с социальными объектами города дает дополнительный положительный импульс и для развития и обогащения личности ребенка, совершенствует взаимоотношения с родительской общественностью. Обогащение эмоциональных впечатлений детей также позитивно влияет на развитие их творческих способностей, придает им эстетическую насыщенность.

             Одновременно процесс социального партнерства способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в творческом развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка-дошкольника, что в конечном итоге позволяет судить о качестве дошкольного образования в конкретном учреждении.

    Поэтому была и остается актуальной необходимость в разработке и апробации модели организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом, с целью создания условий для гармоничного и всестороннего развития каждого ребенка.

    Модель организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом включает в себя несколько направлений.

    1.  Взаимодействие с семьями воспитанников

    • Активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

    Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех его участников: родителей, воспитателей, специалистов. Взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка как в детском саду, так и в семье.

    Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни.

    Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

    В то же время мы видим, что современный образ жизни и социальная напряженность в обществе отрицательно влияют на воспитательные функции семьи: они отодвигаются на второстепенные позиции (родители вынуждены работать допоздна, информатизация общества, гаджеты, семейные и материальные трудности).

    И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи в деятельность ДОУ приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагоги должны подбирать наиболее эффективные формы взаимодействия.

    Мы считаем, что наиболее эффективным способом вовлечения родителей в образовательный процесс является активное взаимодействие с родителями воспитанников, которое будет способствовать:

            - эмоциональной вовлеченности (необходима доброжелательность, приветливость, открытость сотрудников ДОУ) - позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам

            - информационной вовлеченности - готовность принять от родителей сведений о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках

            - физической вовлеченности – готовность принимать активное участие в мероприятиях детского сада, оказывать хозяйственно-бытовую помощь, принимать непосредственное участие в образовательном процессе (проекты, экскурсии, встречи и т.д.)

    Условия взаимодействия образовательной организации и семьи закреплены законодательно. Статья 44 Федерального закона об образовании обязывает родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

    Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка; знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями; уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющих образовательную деятельность. А так же о том, что образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

    Во ФГОС ДО нашли отражение условия взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.

    В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная организация обязана:

    • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
    • обеспечить открытость дошкольного образования;
    • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
    • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
    • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
    • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

    Взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным условием реализации Основной образовательной Программы ДОУ, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

    При активном вовлечении семьи в педагогический процесс нивелируется тенденция перекладывания родительских функций на дошкольную образовательную организацию, происходит переход от сотрудничества по обмену информацией и авторитарной пропаганды педагогических знаний к взаимодействию и сотрудничеству как к межличностному общению педагога с родителями. Родители становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками педагогических отношений, раскрываются потенциальные возможности семьи, формируется доверие к компетентности другой стороны, происходит конструктивный диалог, под которым подразумевается личностно - ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания. От совместной деятельности родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.

    • «Школа заботливых родителей» как одна из форм взаимодействия с родителями

    Согласно Указу Президента от 7 мая 2018 года стратегической задачей развития дошкольного образования является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

    В контексте данной стратегической задачи необходимо направить деятельность ДОУ на создание системы педагогического сопровождения семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в детский сад и в период адаптации с целью установления контакта и дальнейшего сотрудничества с семьями воспитанников.

    Одной из форм взаимодействия с семьями воспитанников мы видим функционирование «Школы заботливых родителей.

            Цель деятельности Школы заботливых родителей: педагогическое сопровождение семейного воспитания в период подготовки к поступлению ребенка в ДОУ и в период адаптации. 

            Задачи ее деятельности:

    1. Оказание педагогической помощи родителям будущих воспитанников в вопросах подготовки детей к условиям ДОУ.
    2. Повышение педагогической грамотности родителей.
    3. Привлечение родителей к активному участию в деятельности образовательного учреждения.
    4. Создание условий для успешной адаптации детей в детскому саду.

         Таким образом, чтобы в дальнейшем взаимодействие с родителями было плодотворным и результативным, мы считаем необходимым вести предварительную работу, которая должна начинаться еще до поступления ребенка в детский сад. Родители своими глазами смогут увидеть условия детского сада, познакомиться с воспитателями, в результате чего возникает доверие у родителей к сотрудникам детского сада, а у воспитателей появляется возможность узнать семью, ребенка и это облегчает дальнейшее сотрудничество с семьей.

    Мы считаем, что данная работа будет иметь положительные моменты для всех участников образовательного процесса. Налаженные доброжелательные отношения на этапе поступления ребенка в ДОУ приведут к продуктивному и результативному взаимодействию образовательного учреждения и семей воспитанников на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

    • Оказание консультативной психолого-педагогической помощи семьям воспитанников.

    Психолого-педагогическое сопровождение семьи – комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными педагогическими методами и приемами, которые осуществляются в целях создания оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем.

    Сложности большинства родителей во многом связаны с тем, что с одной стороны они достаточно образованные люди, а с другой, часто недостаточно информированы по вопросам возрастной психологии, педагогики, физиологии и другим областям знаний, связанным с воспитанием и образованием дошкольника. Для оказания консультативной помощи семьям воспитанников мы планируем использовать разные формы.

    Содержание консультативной помощи может включать информацию о закономерностях развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, об индивидуальных особенностях развития ребенка, задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком, информацию об услугах, оказываемых дошкольным учреждением. Консультативная помощь может ориентировать родителей в научно-методических, нормативно-правовых и организационных аспектах дошкольного образования.

    Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций родителям (законным представителям). Консультации могут быть разовыми и регулярными. В первом случае они носят в основном информационный и рекомендательный характер. Регулярные консультации, проводимые с определенной периодичностью, кроме информационных, решают еще и обучающие, организационные задачи разработки и периодической корректировки индивидуального маршрута развития ребенка.

    Консультативная помощь может быть оказана в разных формах.

    Индивидуальные беседы обусловлены выслушиванием проблем, предложением путей выхода из затруднительных педагогических ситуаций на уровне рекомендаций.

    Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей мы видим организацию педагогического просвещения родителей – популяризацию психолого-педагогических знаний среди родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Подготовка родителей к семейному воспитанию детей выстраивается на основе создания единого образовательного пространства, представленного продуманным механизмом взаимодействия с педагогами, другими специалистами образовательного учреждения и определяется в структуре, алгоритме и технологии педагогического просвещения.

    Оценкой эффективности педагогического просвещения выступает подготовленность родителей к восстановительной деятельности в семье, осознанию ими затруднений в вопросах семейного воспитания и к конструктивному поиску их разрешения, к диалогическому общению с детьми и к собственной рефлексии.

            Оказание консультативной поддержки семей воспитанников может проходить как заочно, так и при личном общении. Родители имеют возможность обратиться за помощью или консультацией к заведующему, старшему воспитателю, музыкальному руководителю, старшей медсестре через официальный сайт детского сада, «Телефон доверия» или почтовый ящик и получить необходимую информацию как в личной беседе, так и в письменном или электронном виде.

    2. Социальное партнерство ДОУ с учреждениями социума

    Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых становятся как позитивные тенденции в его развитии, так и проблемы, требующие скорейшего разрешения: обеспечение качества образования, привлечение социально-педагогических сил, ориентированных на приобретение воспитанниками комплекса ключевых компетенций. Достаточно ясным представляется, что для дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания и образования все дополнительные образовательные ресурсы и имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.

    Социальное партнерство - это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность. При выполнении совместной деятельности предполагается:

    • взаимное согласование целей и действий;
    • учет интересов и возможностей всех его участников;
    • оптимальное и эффективное распределение обязанностей;
    • развитие каждого субъекта.

    В данный момент это взаимодействие в основном носит ситуативный характер, нет отработанной четкой слаженной системы.

    Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

    - партнерство внутри системы дошкольного образования между социальными группами профессиональной общности (сюда входят педагогические советы детских садов, объединения специалистов дошкольных учреждений по актуальным вопросам оказания помощи детям, родителям, родительская общественность, методические объединения воспитателей из разных учреждений и т. д.);

    - партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер (к ним относятся учреждения здравоохранения, культуры, физкультуры, службы социальной защиты семьи и детей);

    - партнерство со спонсорами, благотворительными организациями (это коммерческие структуры, средства массовой информации, реклама деятельности ДОУ) и другие.

    Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), стать «открытой системой». Здесь дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир», которое открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти. Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья.

    Таким образом, реализовав вышеперечисленные направления деятельности ДОУ, мы сможем создать модель организационно-содержательного обеспечения социального партнерства ДОО с семьей и социумом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Создание условий для познавательного и речевого развития детей через использование метода наглядного моделирования речи в процессе проблемного обучения»

    Исследование возможности создания своей письменности, основанной на использовании рисуночного письма древних народов Северной Америки....

    Презентация: Проект "Создание условий для личностного и психофизического развития дошкольников через внедрение кинезиологических упражнений"

    Цель проекта: Создать систему условий для психофизического развития дошкольников через внедрение кинезиологичеких  упражнений.Задача проекта:Для педагогов: 1.Формировать   инф...

    «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

    Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....

    «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС», доклад

    Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 28.01.2020г....