«Цветик-семицветик»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

«Цветик-семицветик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tollerantnost.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтический тренинга

по сказке В.Д. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Задача: 

  • Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.
  • Воспитывать положительное отношение к своему телесному образу.
  • Формировать понятие о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению друг к другу.

Ход занятия:

Ребята, у меня  есть волшебный цветок (демонстрируется светильник из световолокна). Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того, чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок и представьте себе, как свет от него входит в вашу голову… шею… спину… грудь… живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги.

Чувствуете, как волшебная сила наполнила ваше тело? Ну вот мы и в сказке. Она называется «Цветик-семицветик».

Сказка

Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем сзади пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой съела. Обернулась Женя, но уже поздно! Все баранки съедены.

- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.

Упражнение 1. Догонялки

Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (на пол кладется шарфик голубого цвета), взбираются на холмик (на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т.д.

        Когда включается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках…) усталость, приятные ощущения, тяжелые и т.д.

Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.

Упражнение 2. Плач

        Детям предлагается почувствовать и показать состояние испуга, страха. Ведущий обращает внимание детей на то, что при испуге тело напряженное, скованное, твердое. Затем дети садятся на пол и «плачут». После «плача» все расслабляются в положении сидя. Ведущий объясняет детям, что после того, как человек поплачет, ему становится легче, мышцы его тела сами расслабляются! Детям предлагается понаблюдать, что в расслабленном состоянии лицо спокойное, плечи опущены, руки свободно свисают вдоль тела… Ведущий подходит к каждому ребенку и слегка поглаживает его плечи, руки, голову, спину.

Вдруг откуда ни возьмись – старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Не плачь, я тебе помогу.

И старушка подарила Жене очень красивый цветок. (Демонстрируется цветик-семицветик). У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).

- Это цветик-семицветик, - сказала старушка. – Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова.

Упражнение 3. Желтый лепесток

        Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формулирует заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома».

Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома.

Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу.  

Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки. Что делать?

А вы как думаете? Что сказали бы ее родители, братья, сестренки, бабушки...?

Как бы они отнеслись к ее поступку?

Упражнение 4. Семья

        Один ребенок играет роль Жени. Остальные дети выбирают себе роль мамы, папы, бабушки, сестры и т. д. Каждый из «семьи» подходит по очереди к Жене и высказывает ей свое мнение.

Но всего этого в сказке не было. А было другое.

Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.

Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.

Упражнение 5. Ваза

        Детям предлагается сделать «вазу», т. е. встать тесным кружком, вытянуть вверх руки, прогнуть спину и отогнуть назад кисти рук. Как только начинает звучать музыка, «ваза разбивается», «осколки» (дети) разлетаются в разные стороны и танцуют под музыку. Когда музыка умолкает, «осколки» срастаются и превращаются в «вазу». Повторяется 3-4 раза.

Пошла Женя во двор погулять, а там мальчики в героев-полярников играют.

- Мальчики, примите меня поиграть, - сказала Женя.

- Ишь, чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс? Это песок да доски.

- Не песок, а море, не доски, а льдины. Уходи, не мешай нам.

- Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на вашем игрушечном, а на всамделишном.

Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 6. Синий лепесток

        Один ребенок (Женя) говорит волшебные слова, вынимает лепесток и приказывает: «Вели, чтобы я сейчас же был(а) на Северном полюсе».

Ведущий обращает внимание на то, что эту фразу следует произносить капризно и упрямо, решительно.

Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там — сто градусов!

Упражнение 7. Северный полюс

Ведущий выключает свет и включает музыку.

Детям предлагается покружиться в вихре, отдаться вихрю, чтобы он перенес их на Северный полюс.

Ведущий предлагает детям оглядеться вокруг и рассказать, что они видят и чувствуют на Северном полюсе.

(В случае затруднения ведущий задает наводящие вопросы . Крупные предметы в группе (столы, стулья...) превращаются в медведей, тюленей, льдины.)

Дети активно «мерзнут». Ведущий предлагает описать им свое состояние. Расслаблены или напряжены руки, ноги, спина, шея, лицо.

Дети садятся на пятки. Ведущий предлагает расслабить шею, плечи,  руки, освободиться от напряженности и холода.

- Теперь вам тепло, уютно, приятно. Тело мягкое, спокойное. Вам уже хорошо и тепло, а что же делать Жене?

Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи: «Лети, лети, лепесток...»

Упражнение 8. Зеленый лепесток

Упражнение проводится аналогично другим упражнениям с лепестками. Ведущий обращает внимание на голос Жени: испуганный, но решительный, громкий.

Роль Жени в этом упражнении можно предложить ребенку неуверенному в себе, с тихим голосом, чтобы активизировать его, пробудить внутренние силы организма.

И в тот же миг она вновь очутилась во дворе. Только с мальчишками Женя решила больше не водиться, а пошла в другой двор играть с девочками. Пришла и видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла.

Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого много игрушек».

Вынула Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебные слова.

Упражнение 9. Оранжевый лепесток

Ведущий обращает внимание детей на интонацию речи. Слова нужно произносить с чувством превосходства над другими. Ведущий помогает оформить заключительную фразу: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!».

И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя.

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя по лестнице — игрушки за ней. Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.

Упражнение 10. Игрушки

        Один ребенок - «Женя», остальные — «игрушки» (ребенок называет себя какой-то игрушкой и показывает, как он будет двигаться и какие звуки издавать). После обсуждения все «игрушки» направляются к «Жене». «Женя» передвигается по всей комнате, спасаясь от «игрушек», в конце концов отрывает фиолетовый лепесток и быстро произносит заветные слова. Все «игрушки» после этого разбегаются.

Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один - голубой лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет ... Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?

Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.

- Мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай побегаем наперегонки.

- Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди.

С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток...»

Упражнение 11. Голубой лепесток

Выбираются «Женя» и «Витя».

«Витя» демонстрирует хромоту и садится на стульчик. «Женя» отрывает лепесток и нежно, с любовью проговаривает слова: «Лети, лети, лепесток... вели, чтобы Витя был здоров».

В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей смеяться, бегать и прыгать по полянке.

Упражнение 12. Веселье

Ведущий включает музыку, дети пляшут, прыгают, веселятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Выпускной бал "Цветик - семицветик"

Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"

Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...