Проект"Пушкин и музыка"
проект (подготовительная группа)

Старцева Наталья Александровна

Познакомить детей с классическими музыкальными произведениями Римского-Корсакова и М.Глинки, созданные по сказкам А. С. Пушкина

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

Образовательный  проект

Тема:

«Пушкин и музыка»

Для детей старшего дошкольного возраста

Сроки реализации проекта:

16.04.2019г. – 30.04.2019г.

Автор проекта: Старцева Наталья Александровна

Музыкальный руководитель

2019 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети , родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники реализации проекта

Педагог: Старцева Наталья Александровна

Воспитанники: дети двух подготовительных к школе  групп (№5 и №7).

Родители: подготовительных групп (№5 и №7).

Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели)

Срок реализации:16.04.2019г. – 30.04.2019г.

Актуальность:  
Одним из условий развития восприятия детьми старшего дошкольного возраста литературных произведений становится сочетание художественного слова с другими видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным. Самая тесная связь возникает между речью, словом и музыкой. 
Музыка точно так же, как и литература, стремится показать детям реальный мир в ярких выразительных образах. 
Музыка способна вызвать у детей 6-7 лет соответствующие эстетические переживания и помочь увидеть и прочувствовать эти переживания у героев литературных произведений. 

Цель проекта: Познакомить детей с классическими музыкальными произведениями композиторов, созданные по сказкам А. С. Пушкина;

Задачи:
Образовательные
:

1.Познакомить с музыкой композиторов: М. И. Глинки и Н. А. Римского-Корсакова. 

2.Эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроение;

Развивающие:

1.Развивать навыки актёрского мастерства.

2.Научить передавать музыкальные образы с помощью пластики.

3.Пополнять словарный запас, и развивать речь.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство патриотизма, любви к русскому искусству.

2. Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;
Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

Продукты проекта:

для детей:

1.Картотека репродукций картин к «Сказке о царе Салтане» и «Руслан и Людмила».

2.НОД «Сказки Пушкина в музыке».

3. Выставка работ рисунков детей «Три чуда»

для воспитателя:

1.    Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.)

2. Презентация «Пушкин и музыка».

3. Картотека бесед по слушанию музыки «Пушкин и музыка»

 для родителей:

1. Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане».

2.Прослушать музыку Римского – Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»(«Три чуда»).

3.Детям совместно с родителями нарисовать одно понравившееся чудо («Три чуда») из оперы «Сказка о царе Салтане».

Обеспечение проектной деятельности:

  1. Методическое.

  1. «Музыкальный словарь». Составитель Давыдова М.А. Москва. Издательство «Вако», 2009г.
  2.  Смирнова Э. «Русская музыкальная литература» - М.: Музыка, 2001
  3. Третьякова Л. С., Русская музыка XIX века, М.: Просвещение, 1982., стр. 201.
  4. Энциклопедический музыкальный словарь. Авторы – составители Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. Изд. 2-е испр. и доп. М., «Сов.энциклопедия», 1966.
  5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Журнал «Дошкольное воспитание» No2, 2000г
  6. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой. Москва, Сфера,2004г.
  7. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух...Там Русью пахнет!»  Журнал «Дошкольное воспитание» No 1, 1999г
  8. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Издательство «Детская литература», М.,1974

 

 Интернет-ресурсы:

1.http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-skazki-a-s-pushkina-v-muzyke.html

2.http://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-muzykalnoe-zanjatie-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy-skazki-pushkina-v-muzyke.html

3.http://www.maam.ru/detskijsad/klasiki-detjam-skazka-a-s-pushkina-v-opere-n-a-rimskogo-korsakova-skazka-o-care-saltane.html

2.Материально-техническое:

Музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Вступление ко II действию, «Полет шмеля», «Три чуда»). Ноутбук, проектор, экран, баян, магнитная доска, музыкальные и шумовые инструменты;Презентация к занятию. Портреты А.С. Пушкина, Н.А.Римского - Корсакова, М. Глинки; Репродукции  картин: М.А.Врубель «Царевна-Лебедь», И.Билибин «Бочка по морю плывет», В.Конашевич «33 богатыря», «Белка», репродукции картин злого волшебника Черномора.

Реализация проекта

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный


1.Подборка дидактического материала по теме.

2.Составление перспективного плана проекта.

 3. Начальная диагностика

Деятельностный

1.Картотека репродукций картин к «Сказке о царе Салтане» и «Руслан и Людмила»

2.НОД «Сказки Пушкина в музыке».

3.Игра на музыкальных инструментах:
«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия, 
«Марш Черномора» Глинки.
4.Танцевальное творчество «Царевна-Лебедь», «Тридцать три богатыря», «Белочка»

1.    Дидактические игры по произведениям А.С. Пушкина («Какой сказочный герой лишний?», «Найди предметы из сказок Пушкина» и др.)

2. Презентация «Пушкин и музыка».

3. Картотека бесед по слушанию музыки «Пушкин и музыка»

1.Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане».

2.Прослушать музыку Римского –Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»(«Три чуда».

3.Детям совместно с родителями нарисовать одно понравившееся чудо («Три чуда»)

 из оперы «Сказка о царе Салтане».

Завершающий

1.Музыкальная викторина.

1. Выставка работ рисунков детей «Три чуда»

2.  Конечная диагностика

Содержание проекта

Сроки

Формы

Тема

Цель

Пособия,

репертуар

16.04.2019г.

17.04.

2019г.

1.Начальная диагностика

2.Создание картотеки

Репродукции картин к «Сказке о царе Салтане» и «Руслан и Людмила».

Выявить уровень детей по теме.

воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям художественного искусства.

Диаграмма;

Картотека репродукций картин.

Приложение1.

18.04.

2019г.

3.Чтение

«Сказка о царе Салтане»

Развивать память, мышление.

Книга «Сказки Пушкина»

19.04.

2019г.

4.Просмотр мультфильма

«Сказка о царе Салтане».

Обогатить и расширить знания детей по теме.

Интернет, ДВД

22.04.2019г.

5.НОД

«Сказки Пушкина в музыке»

Учить слушать и понимать музыку.

Конспект

Приложение2

23.04.2019г.

6. Презентация для детей

«Пушкин и музыка».

познакомить детей с

музыкальными произведениями русских композиторов,

написанных

по сказкам А.С.Пушкина. 

Презентация

Опера Н.А.Римского

-Корсакова «Сказка о царе Салтане», »Золотой петушок»;опера М.И. Глинка «Руслан и Людмила»;А.С. Даргомыжский опера «Русалка»;Свиридов повесть «Метель»;

Приложение3

23.04.

2019г.

7.Создание картотеки

«Пушкин и музыка»

формировать у детей устойчивый интерес к русскому мировому наследию.

Картотека бесед по слушанию музыки

Приложение 4.

24.04.

2019г.

8.Игра на детских музыкальных инструментах

«Детский оркестр»

Развивать ритмический слух.

«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия, 
«Марш Черномора» Глинки.

25.04.2019г.

9.Танцевальное творчество

«Три чуда»

 Научить передавать музыкальные образы с помощью пластики.

Фото(Приложение 5.)

«Царевна-Лебедь», «Тридцать три богатыря», «Белочка»Римского-Корсакова.

26.04.2019г.

10.Слушание музыки в домашних условиях.

 

«Три чуда»

Воспитывать культуру слушания, любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью;

Римский –Корсаков из оперы «Сказка о царе Салтане»

29.042019г.

11.Рисование в домашних условиях.

( Детям совместно с родителями нарисовать одно понравившееся «чудо»)

«Сказка о царе Салтане»

 «Три чуда»

 Учить воплощать музыку в рисунках, передавая настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму. 

Фото

Приложение 6

29.04.2019г.

13.Музыкальная викторина

 «Пушкин и музыка»

Закрепить и обобщить знания детей.

Сценарий

Приложение 7

30.04.

2019г.

Конечная диагностика

Выявить у детей уровень знаний по теме проекта

Диаграмма

Заключение.Проект реализовывался с 16.04.2019г. – 30.04.2019г.Работа проводилась с детьми, воспитателями, родителями и социальными партнёрами.



Предварительный просмотр:

Приложение1

 

Репродукции картин                Приложение 1

 



Предварительный просмотр:

Приложение2

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Сказки Пушкина в музыке»

Цель
: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова, иллюстраций к сказке и опере показать взаимосвязь разных видов искусств.


Задачи: Познакомить детей с фрагментами из оперы на сюжеты сказки Пушкина. 

Расширять знание детей по теме "Музыка, литература, ИЗО".

Формировать навыки эмоционального и осознанного восприятия музыки.

Прививать детям интерес к русской культуре через синтез различных видов искусств (музыки, литературы, ИЗО) .
Фонограммы: фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова " Сказка о царе Салтане". 
Зрительный ряд: Портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. 
Оборудование: ПК, музыкальный центр, баян, детские музыкальные инструменты. 


Ход занятия.

Дети входят в музыкальный зал под музыку из оперы Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане". Садятся на стульчики. 


Муз. руководитель: Сегодняшнее занятие, ребята мы посвящаем великому русскому поэту А. С. Пушкину. Я вам прочту отрывок из его произведения. 
"У лукоморья дуб зеленый, 
Златая цепь на дубе том. 
И днём, и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом. 
Идет налево-песнь заводит, направо-сказку говорит. "
Дети, скажите песнь-это какой вид искусства? 
Дети отвечают: Музыка
Муз. руководитель: А сказка? 
Дети: Литература. 
Муз. руководитель: Вот видите ребята, сам поэт подсказал нам о связи музыки и литературы. Сказки Пушкина очень поэтичны и музыкальны и поэтому многие композиторы написали музыку на стихи Пушкина. 
В детстве у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше очень много сказок. Пушкин говорит о своей няне такие слова:"Да еще её помянем, сказки сказывать мы станем. Мастерица ведь была, и откуда, что брала. "Пушкин очень любил свою няню. И многие сюжеты для своих произведений взял из сказок, которые няня ему рассказывала. 
Пушкин написал прекрасные сказки. Посмотрите на эту иллюстрацию (на экране иллюстрация к сказке А. С Пушкина "Сказка о царе Салтане". На сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу. (показывает портрет композитора) .Сейчас мы послушаем отрывок из оперы, который называется"Три чуда".(Дети слушают музыку) 
Итак, первое чудо:
Ель растет перед дворцом, 
А под ней хрустальный дом. 
Кто в домике живет? 
Дети отвечают:Белочка 
Муз. руководитель:А что белочка делает? 
Ребенок читает отрывок о белочке. Муз руководитель показывает иллюстрацию с изображение белочки. 
Муз. руководитель: Дети какая по характеру эта музыка? 
Дети отвечают: Веселая, танцевальная. 
Муз. руководитель: Правильно дети, эта мелодия написана в танцевальном жанре. 
давайте под эту мелодию сыграем на детских музыкальных инструментах .


Дети под музыку играют на ложках, трещотках, дудочке. 


Муз. руководитель: Молодцы ребята. Давайте послушаем следующий музыкальный фрагмент. 
Ребенок читает отрывок из сказки (тридцать три богатыря) .На экране иллюстрация с изображением богатырей. Прослушали тему богатырей. 
Муз. руководитель: А какой характер у этой музыки? В каком музыкальном жанре она написана:
Дети отвечают: Это марш. 
Муз руководитель: Правильно дети, это марш. 
Следующий фрагмент из оперы. Иллюстрация Царевны-Лебеди на экране. 
Девочка читает отрывок, дети слушают мелодию.
 
Муз руководитель: Что вы, скажете об этой мелодии, Какая она по характеру? 
Дети отвечаю:Характер песенный, темп медленный, плавный, нежный спокойный. 
Муз. руководитель: И так дети, мы прослушали три музыкальных фрагмента. какие жанры прозвучали? 
Дети: Танец, марш и песня. 
Муз.руководитель: Молодцы ребята. А какие виды искусства мы сегодня с вами обсуждали? 
Дети отвечают: Музыка, литература и ИЗО. 
Муз. руководитель:Да ребята, через прекрасные сказки А. С. Пушкина мы с вами окунулись в мир музыки и изобразительного искусства. 
Наше занятие подошло к концу. Спасибо всем. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. С. Пушкин и музыка

Слайд 2

Н.А.Римский – Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане »

Слайд 3

Н.А.Римский – Корсаков Опера «Золотой петушок»

Слайд 4

М.И Глинка Опера «Руслан и Людмила»

Слайд 5

А.С.Даргомыжский Опера «Русалка»

Слайд 6

Г.В.Свиридов Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

Картотека

бесед по слушанию музыки

«Пушкин и музыка»

составитель:

музыкальный руководитель-

Старцева Н.А.

2019 г.

Содержание:

1.«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Беседа 1 –Н.А. «Римский-Корсаков»

Беседа 2 – Опера «Сказка о царе Салтане» -  Вступление ко II действию

Беседа 3 - Опера «Сказка о царе Салтане» - «Полет шмеля»

Беседа 4 - Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Белка»

Беседа 5 – Опера «Сказка о царе Салтане» - «33 богатыря»

Беседа 6 -  Опера «Сказка о царе Салтане» -  «Царевна-лебедь»

2.Михаил Иванович Глинка «Марш Черномора»

Беседа 1 – Опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора»

«Сказка в творчестве Н.А.Римского-Корсакова»

Цель: формировать у детей устойчивый интерес к русскому мировому наследию.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», её особенностях (многообразие образов, стихотворной формой и пр.), знакомить детей со сказочными образами музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова по одноименной сказке, учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений), обогащать музыкальные впечатления детей. Закрепить знания детей о музыкальных жанрах.

Развивающие: познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере; побуждать высказываться о прослушанной музыке. Во время рассматривания иллюстраций обратить внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки: суровые, тёмные тона в картине моря (И.Билибин «Бочка по морю плывет»); яркие, сочные краски, рисующие город Леденец, сказочных богатырей, волшебную белку, (В.Конашевич «33 богатыря», «Белка»); перламутровые тона царевны-лебеди (М.Врубель «Царевна-Лебедь»). Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в пластике и рисунке, развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в движении, пении, рисовании.

Воспитательные: воспитание у детей любви и интереса к классической музыке, живописи, поэзии; воспитывать культуру слушания музыкальной классики.

Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней, разучивание р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Оборудование и материалы:


  Музыкальный центр, аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (Вступление ко II действию, “Полет шмеля”, “Три чуда”). Компьютер, проектор.

Презентация к занятию.

Беседа 1


Муз. рук.:

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир.
Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.
Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря.  
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь.»

-Вы узнали какая сказка начинается такими словами?
-Правильно, «Сказка о царе Салтане», Александра Сергеевича Пушкина. А какие ещё сказки Пушкина вы знаете? («О рыбаке и рыбке», «О семи богатырях» и т.д.). Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.

Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными… Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроение, то станет понятно, о чём говорится в сказке. А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Показываю слайд -- портрет Н.А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, пели народные песни, отрывки из опер. А ещё в семье любили сказку. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он создал оперу не только по этой «Сказке о царе Салтане», но по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко» и др. Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Беседа2.

Вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». Давайте послушаем первый отрывок из оперы.

Слайд - картина И.Билибина «Бочка по морю плывёт»

Обратите внимание, как музыка повторяет стихи Пушкина:

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывёт.

Плачет, бьётся в ней царица.

И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.»

Слушание музыки (Вступление ко II действию)

- Какое настроение передаёт музыка? (тревожное, беспокойное, царица плачет)

-Какое время суток изобразил композитор? (ночь, темно и тихо)

-Да, в музыке слышны высокие, звонкие нотки, будто загораются звезды, отражаются в море.

-Каким изображает композитор море? (море тревожное, грозное, плещут волны, плывет, качается на волнах бочка)

Беседа3.

Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.

Слушание «Полет шмеля»

-На что похоже звучание музыки? (на жужжание шмеля)

-Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.

«Ты теперь, мой шмель, гуляй,

Судно в море догоняй,

Потихоньку опускайся,

В щель подальше забивайся,

Будь здоров, Гвидон, лети!»

-Какая музыка по характеру? (радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.)

Беседа 4

На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.

Слайд – картина В.Конашевича «Белка»

Помните, как у Пушкина:

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.»

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

Слушание «Белка»

Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Вы песенку белки узнали? Давайте её споём.

Исполняют р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Какие движения можно показать под эту музыку?

(Предлагаю девочкам показать, какие движения исполняет белочка.)

Импровизация с платочками под музыку.

Беседа 5.

А какое второе чудо? Верно, 33 богатыря во главе с дядькой Черномором.Это храбрые витязи, защитники волшебного города.

Слайд – картина В.Конашевича «33 богатыря»

Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах).

- Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).

Слушание музыки.Слушание «33 богатыря»

В музыке слышен шум морского прибоя. Море вскипает, бушует, плещет, и из него появляются богатыри.

- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая).

Богатыри постепенно выходят из моря. Они сильные и мужественные защитники города. Какими красками изображает художник богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими). Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Какие ещё музыкальные жанры вы знаете? (танец). Сколько всего жанров?

Игра «Определи жанр и покажи его движениями»

Беседа 6.

А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)

Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь.

«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава,
А как речь то говорит, словно реченька журчит.»

Слайд – картина М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

Вглядитесь в эту картину, и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну. Изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Видите, как из лебединых крыльев вырастают плечи и голова царевны, как таинственно мерцают её большие глаза. А как необычно одета прекрасная царевна! На голове у неё кокошник, украшенный золотом, изумрудами, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают и картина кажется сказочной, волшебной. Смотрите, как сказочно всё вокруг: море, густые сине-лиловые сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светло-фиолетовых перьях Лебеди. Вдалеке скалистый берег с растущими соснами. Вот какая это необычная, таинственная картина. Называется она «Царевна-Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля.Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица и музыка её тоже грациозная изящная, сказочная.

Слушание музыкиСлушание «Царевна-Лебедь»

Какая музыка по характеру? (плавная, красивая, напевная, мягкая, ласковая). Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взлетает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, её музыка становится ещё более ласковой, теплой и человечной.

Слайд – картина Конашевича «Царевна-Лебедь»

А художник Конашевич очень точно рисует Царевну, как написал Пушкин: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»

Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод запомнился? Какой из персонажей показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы послушать сказку в концертном зале с живой музыкой, то есть, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

Ребята, теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Я предлагаю вам нарисовать понравившиеся моменты сказки и ещё раз послушать великолепную музыку нашего русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

По итогам занятия оформляется выставка работ на тему «Сказка о царе Салтане».

Михаил Иванович Глинка«Марш Черномора»

Цель: Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:
Образовательные:
Формировать умение целостно воспринимать мир. 
Формировать умение воплощать свои впечатления об услышанной музыки в рисунке. 

Развивающие:
Развивать у детей память образами из музыкальных и литературных произведений. 
Развивать активность слухового восприятия. 
Развивать воображение, увлечённость и активное музыкальное восприятие. 

Воспитательные:
Воспитывать интерес к способу выполнения изобразительных работ, посредством прослушивания музыкальных произведений. 
Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. 
Воспитывать патриотические чувства к музыкальным произведениям М. И. Глинки. 

Материал: музыкальный центр, диск с записью музыки М. И. Глинки «Марш Черномора», портрет Глинки, репродукции злого волшебника Черномора.

Беседа

Слово «марш» означает «шествие». Под музыку людям шагать удобнее. Ритм музыки очень хороший дирижёр. Сами звуки могут командовать движением. И на все случаи жизни есть марши. Вы уже заметили, что музыка марша - это не только аккомпанемент нашим шагам, но и портрет шагающих. Двигающийся портрет или картина движения.

По тому, как двигается человек или сказочный герой, нам становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.

Михаил Иванович Глинка написал оперу на сюжет сказки поэта Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

Сказка начинается со свадьбы Руслана и Людмилы. Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана.

Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Отважный Руслан отправляется на её поиски.

Для этой оперы Глинка написал много прекрасной музыки. Но, пожалуй, самым знаменитым её отрывком является «Марш Черномора».

Но в произведениях Александра Сергеевича Пушкина два Черномора. Один - добрый, это дядька Черномор из «Сказки о царе Салтане». А другой – злой волшебник из поэмы «Руслан и Людмила».

Помните, в опере «Руслан и Людмила» есть огромная голова, которая поёт хором, громче всех. Но в этой сказке есть не только великан голова, но и малютка карлик. Это злой волшебник Черномор. И если у головы самый «большой» голос, то у карлика должен быть самый «маленький». И действительно, голос у Черномора такой маленький, такой крошечный, что... его вообще не слышно. Этот злой карлик в опере не поёт. Он не произносит ни слова. И всё же мы получаем представление о том, что же это за существо.

Вот как рисует сам Пушкин облик страшного Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…

В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного сказочного шествия.

В опере про карлика рассказывает музыка - марш под которую он выходит на сцену. Сначала появляются слуги Черномора, которые несут его длинную-предлинную бороду. В ней вся злая волшебная сила карлика, и борода в десять раз длиннее самого Черномора. Карлик ещё не появился, а нам уже смешно, под марш шагает борода. И музыка смеётся над Черномором. Прямо чувствуешь, что карлик изо всех сил старается казаться огромным, важно надувается, хочет подняться на цыпочки, но ничего у него не получается. Все вокруг почтительно ему кланяются, но тут же, отвернувшись, хихикают.  Грозно покрикивает Черномор, но вдруг голос его срывается на смешной писк.

С юмором, характерным для русского сказочного фольклора, композитор рисует образ Черномора. Грандиозные «трубные кличи» и нежные, хрустальные тембры колокольчиков подчёркивают одновременно чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед могуществом, всепобеждающей любовью и смелостью человека.

Послушайте «Марш Черномора». Обратите внимание на то, как он начинается: сначала грозная мелодия нарисует нам появление Черномора, а потом другая мелодия - высокая и звонкая, в исполнении колокольчиков - напомнит о том, что этот герой сказочный и бояться его не надо.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

             



Предварительный просмотр:

Музыкальгная викторина «Музыка в сказках Пушкина»

Цель: Сформировать представление детей о значениях сказок Пушкина в творчестве русских композиторов.

Задачи:

1.Воспитать любовь и интерес  к Родине через творчество русских композиторов, поэтов.

2.Закрепить и углубить литературные образы  созданные в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н. А. Римским-Корсаковым.

3.а) Развить умение слушать, размышлять о музыке, сравнить, сопоставлять, обобщать.

   б) Развить вокально-хоровые навыки.

   в) Развивать фантазию, мышление детей путём синтеза искусств (музыки, поэзии и  изобразительного искусства)

Музыкальный материал:

1. «Зимний вечер» - русская народная песня.

2. Оркестровое вступление ко 2 д. Оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане ».

3. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова.

4. «Чудо сказки»  музыка В. Голикова .

Наглядно-методические пособия:

1.Портреты А. С. Пушкина.

2.Картинки с изображением музыкальных инструментов.

3.Портрет Н. А. Римского-Корсакова.

4.Репродукции картин М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» И. Билибина.

5.Текст «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина.

    Ход занятия: 

1.Организационный момент.

М.Р.-Ребята, давайте вспомним о А.С. Пушкине, его няне, Арине Родионовне, с которой у него были искренние и душевные отношения. Пушкин крепко любил свою няню и написал несколько стихотворений, обращённых к ней.

М.Р.-Вспомните произведения, посвящённые няне.

Д.-ответы детей

 М.Р..- На стихотворение «Зимний вечер»был написан романс М. Яковлевым и русская народная песня, давайте ее послушаем.

Слушание русской народной песни «Зимний вечер».

М.Р..-Арина Радионовна пела Пушкину песни, рассказывала сказки. Она была великой сказочницей. Пушкин с её слов записывал сказки, которые потом переложил в стихи. Народную сказку «О царе Салтане» Пушкин впервые услышал от няни в годы Михайловской ссылки. И в одном из писем поэт пишет: «Что за прелесть эти сказки! - Каждая есть поэма!». И сегодняшний наш урок будет посвящён сказке А.С. Пушкина, получившей вторую жизнь в музыке.

Сказки всегда начинались одинаково.  «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».

М.Р..-А как начинаются музыкальные сказки?

Д...-Таинственно, завораживающе, торжественно.

М.Р..-Многие сказки Пушкина получили вторую жизнь в музыке русских композиторов М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова. В 1899 году Римский-Корсаков  написал оперу «Сказка о царе Салтане». Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта.

М.Р..-Сейчас мы с вами услышим, как могут начинаться музыкальные сказки-оперы.

Звучит Праздничная фанфара.

М.Р..-Чем же открывается опера? сказка?

Д.-Опера-сказка открывается праздничными фанфарами.

М.Р..-А какой инструмент исполнял фанфары?

Д.-Труба со своим звонким голосом.

М.Р..-А как вы считаете, почему этот инструмент использует композитор.

Д.-Потому, что у трубы призывное звучание.

М.Р..-Труба со своим звонким голосом, как будто призывает: «Слушайте и смотрите! Сказка начинается». Так в старину перед началом ярмарочных представлений скоморохи кричали, зазывали, привлекали  народ к своим балаганам.

Сейчас мы с вами будем слушать вступление ко 2 д. оперы, а вы внимательно следитеза развитием музыки и поэтического текста.

Слушание оркестрового вступления ко 2 д. оперы.

М.Р..-Что объединяет литературный текст и музыку?

Д.-Картина морской стихии.

М.Р..-Что изобразила музыка?

Д.-Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку, плач царицы.

М.Р..-А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов.      

 Д.-звучание струнных и деревянных духовных инструментов.

М.Р..-А если бы вы были художниками, какую бы вы картину нарисовали?

Д.-ответы ребят

М.Р..-Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С. Пушкин. Посмотрите, как с помощью красок художник И. Билибин создал образ бушующего моря.

Созвучна ли она с музыкой?

Д.-Да.

М.Р..-В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Назовите их, прочитайте отрывки из сказки.

Д.-Чудо первое-белочка, второе - тридцать три богатыря, чудо третье-царевна-Лебедь. (Дети зачитывают отрывки из сказки).

М.Р..-Последней картине  оперы предшествует симфоническое вступление, которое композитор назвал «Три чуда». И у каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а звуками.

 Послушайте, какое чудо сейчас будет звучать?

Дети отвечают.

Слушание симфонической картины «Три чуда»

При разборе обратить внимание детей как композитор использует в музыке изобразительные моменты отображающие каждое чудо.

 «Во саду ли, в огороде»-можно использовать игру на музыкальных инструментах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...

Презентация "А.С. Пушкин и музыка"

Презентация для детей подготовительной группы....

образовательная деятельность "А.С.Пушкин и музыка"

Знакомство детей с творчеством поэта А.С.Пушкина и творчеством композиторов М.И.Глинки и А.Н.Римского-Корсакова на образовательной музыкально-художественной деятельности....

образовательная деятельность "А.С.Пушкин и музыка"

Знакомство с творчеством А.С.Пушкина и творчеством композиторов М.И.Глинки и Н.А.Римского-Корсакова на образовательной музыкально-художественной деятельности...

"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина в музыке Н.А. Римского-Корсакова

Разработка периода НОД с использованием интерактивной доски....

"Сказки А.С.Пушкина и музыка"

Формировать эмоциональное отношение к музыке на основе ее восприятия; способствовать развитию мышления, памяти; развитию эмоциональной сферы, формировать творческую личность....

Картотека бесед по слушанию музыки "Пушкин и музыка"

Познакомить детей со сказкой в музыке на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», Николая Андреевича Римского-Корсакова с оперой «Сказка о царе Салтане»....