Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Воздух невидимка»
методическая разработка

Занемонская Виктория Робертовна

Цели: закрепить знание свойств воздуха и его роль в жизни человека; развлечь и эмоционально настроить детей; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие с элементами экспериментирования

«Воздух невидимка» в средней группе

Цели: закрепить знание свойств воздуха и его роль в жизни человека; развлечь и эмоционально настроить детей; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о том, что воздух обладает некоторыми свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • Способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
  • Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

  • Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • Воспитывать любознательность, взаимопомощь,
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

  • Беседа о воздухе, его роли в жизни человека;
  • Загадывание загадок;
  • Наблюдение за воздухом (теплый, холодный, сильный, слабый и т. д);
  • Наблюдение за облаками (плывут, стоят на месте).

Оборудование: воздушные шары, банки с водой, стаканчики, полиэтиленовые пакеты, бумажки, соломинки для коктейля на каждого ребенка

Ход развлечения:

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, вы их узнали?

(Входят Знайка и Незнайка и спорят)

Воспитатель: Здравствуйте, что у вас случилось? О чем вы спорите?

Знайка: Незнайка говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я говорю, что я воздух тоже не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете?

- Ребята, кто согласен с Незнайкой – похлопайте,  а кто согласен со Знайкой – потопайте.

Незнайка (обращается к Знайке): Знаю, знаю (передразнивая его) — это твое любимое слово. А мы тебе не верим! Ты докажи, что этот самый воздух сейчас есть в этой комнате.

Знайка: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух все-таки есть.

Воспитатель: Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как ты это докажешь, Знайка?

Знайка: Ребята, как мы докажем? Можно провести опыты.

Воспитатель: Тогда пойдемте вместе с нашими гостями в лабораторию и будем делать опыты. (Приступают к опытам.)

Опыт №1

Знайка (берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрим, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)

Незнайка: Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем ничего нет.

Знайка (загадочно улыбается). Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим.

В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и стаканчик. Знайка предлагает повторить его действия. Он переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт №2

Знайка предлагает ребятам провести еще один опыт — снова опустить стакан в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? Потому, что воздух — прозрачный, невидимый. Затем Знайка спрашивает Незнайку, убедился ли тот в существовании воздуха?

Опыт №3

Незнайка: Эка, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто хотел тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду вами руководить.

Незнайка берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки.

Незнайка: Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям.) Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды! (Дети выполняют.)

Знайка: Молодец, Незнайка, это интересный опыт.

Физминутка:

Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

Опыт №4

Незнайка: А я еще придумал! Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Я вот люблю воздушные шарики, они такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас играл с воздушным шариком?

Знайка: И я люблю воздушные шары. А что находится внутри, как ты думаешь, Незнайка?

Незнайка: Ну что ты глупые вопросы задаешь, каждому ясно, что воздушные шарики сделаны из резины, значит и внутри резина.

Знайка: Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри шаров действительно оказалась резина? Давайте это проверим!

Знайка берет воздушный шар и надувает его, в это время воспитатель раздает всем детям воздушные шары. Затем Знайка предлагает детям повторить за ним.

Опыт №5

Знайка: А теперь, ребята, чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель раздает детям полиэтиленовые пакеты.

Знайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? Он пуст.

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? В нём нет воздуха.

- Воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Опыт №6

Незнайка: Воздух, резина — какая разница. Вот ты мне лучше скажи — и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали?

Знайка: А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки — отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Незнайка: Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух? А я об этом не знал. А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?

Воспитатель раздает детям бумажки.

Знайка: А это очень просто. Ребята, и ты, Незнайка, поднесите свои бумажки сначала ко рту, затем к носу и подышите. Видите, от вашего дыхания листок бумажка двигается.

- Ну что, Незнайка, понял, что воздух есть?

Незнайка: Да, теперь понял, что воздух вокруг нас. Просто я считал, раз я воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть. Ребята, помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть. (Дети вспоминают все, что делали.)

- Молодцы, ребята. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования

Познавательное занятие с элементами экспериментирования  "Пирожки для Мишки"...

План-конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования  "Смешарики".В занятие используются схемы составленные детьми ранее.      Занятие развивает  познаватель...

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментировани по теме "Вода"

Конспект познавательного занятияс элементами экспериментирования  предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Блок "Вода", тема "Волшебная водичка". Конспект опубликован в сборнике "Орг...

Экологическое занятие с элементами экспериментирования "Воздух, вода - наши природные друзья"

Конспект экологического занятия с элементами экспериментирования Тема: «Воздух и вода - наши природные друзья»  Интеграция областей: экспериментирование, музыка, познание (формир...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа .

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа . Цель: Формирование  целостного восприятия окружающего мир...

Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования "Воздух-невидимка"

Дети знакомятся со свойствами воздуха, определяя их опытным путем....