Самообразование
материал
Тема,план работы,отчет о работе,список литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Г.С. Альтшуллер
Современный мир требует новых технологий, как в производстве, так и в образовании. Одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании это развитие и формирование речи. Эта самая важная и трудная задача на сегодняшний день. Речь один из основных показателей развития умственных способностей. В век высоких технологий, не секрет, дети не умеют общаться, играть. Многие родители замечают, что дети больше сидят за телевизором, компьютером и гаджетами. На вопрос отвечают короткими фразами. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки к школе, так и для комфортного общения с окружающими. Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Цель: Выявить влияние ТРИЗ на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
2. Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников, ОТСМ Триз – технологию.
3. Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
4. Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).
5. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Предполагаемый результат.
В отношении детей:
- Развитие и улучшение качества речи,
- формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
- научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
В отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
В отношении педагогов:
- повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
План работы на
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Посещение занятий опытных педагогов, | В течении года |
3. | Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии» | В течение года |
5. | Пройти курсы повышения квалификации по данной теме. | Декабрь |
6. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течении года |
7. | Изучать опыт работы лучших воспитателей, через Интернет. | В течение года |
8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | Ноябрь, март |
10. | Разработка пособия дидактических игр по развитию речи через использование методов ТРИЗ | В течение года |
11. | Распространение педагогического опыта работы через участие в конференциях, выступлениях. | По плану ОУ |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана. | Май |
13. | Отчет о проделанной работе по теме самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии». | По плану старшего воспитателя |
Работа с детьми
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Диагностика детей. Обследование речи. | Сентябрь |
2. | Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия для речевого развития, помогающие детям в самостоятельной деятельности. | Сентябрь |
3. | Создание развивающей среды в группе. Пополнение речевого уголка для развития детей в соответствии с ФГОС. | В течении всего года |
4. | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. | Ноябрь |
5. | Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. | Ноябрь |
6. | Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми подготовительной группы. | Декабрь |
7. | Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения | Декабрь – апрель |
8. | Диагностика. | Май |
Ожидаемый результат самообразования:
- Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
- Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
- Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей
Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»
Считаю, что выбранная технология является актуальной, современной и результативной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).
Использование игр и методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, развитие речевого творчества. Играя со словом дети начинают понимать родной язык, усваивать его структуру, учатся разговорной речи.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.
Изучила литературу:
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.
Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – различные игры с элементами ТРИЗ-технологии.
Дети активно и с удовольствием учувствуют в различных играх: « Хорошо- плохо», «Да – нет», «Скажи наоборот», «Большие – маленькие» и т.д. Также с детьми проводились беседы: «Будущее человека», «Что было раньше» и т.д., здесь использовался приём фантазирования.
Разработала конспекты занятий «В стране маленьких человечков», «В гости к сказке».
Создана мини - картотеку развивающих игр и упражнений.
В своей работе использовала пособие «Занятия по ТРИЗ в детском саду», автор С.Гин.
В сентябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста». Так же в сентябре приняла участие во всероссийском конкурсе «Игровые технологии в ДОО» и получила Диплом за 1 место.
В октябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ»
В уголке для родителей была представлена памятки по развитию речи детей дошкольного возраста. Созданы буклеты, как развивать речь играя с использованием игр ТРИЗ. Разработала рекомендации по использованию элементов ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста
Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
- От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 2011. - 118 с.
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 17 с.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. - Детсво-Пресс, 2003. – 96 с.
- Богат В.Ф Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2014.№7.- С.19.
- Богат В.Ф. Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№2.- С.67-68.
- Богат В.Ф. Метод проектирования. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№1.- С.75-76.
- Верексы Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М. Мозаика- Синтез, 2008. 112 с.
- Гин С.И. Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы. - М.: Вита – Пресс, 2013. — 140 с.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» [электронный ресурс]
- Заболтаева Т.Н. Возможность использование ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia.
- Налижатая И. Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду» / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-tehnologija-triz-v-detskom-sadu.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
