Самообразование
материал
Тема,план работы,отчет о работе,список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».
Г.С. Альтшуллер
Современный мир требует новых технологий, как в производстве, так и в образовании. Одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании это развитие и формирование речи. Эта самая важная и трудная задача на сегодняшний день. Речь один из основных показателей развития умственных способностей. В век высоких технологий, не секрет, дети не умеют общаться, играть. Многие родители замечают, что дети больше сидят за телевизором, компьютером и гаджетами. На вопрос отвечают короткими фразами. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки к школе, так и для комфортного общения с окружающими. Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Цель: Выявить влияние ТРИЗ на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.
2. Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников, ОТСМ Триз – технологию.
3. Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
4. Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).
5. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Предполагаемый результат.
В отношении детей:
- Развитие и улучшение качества речи,
- формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
- научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
В отношении родителей:
- повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
- повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.
В отношении педагогов:
- повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. Повышать квалификацию на курсах для педагогов. |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические технологии | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами |
Охрана здоровья. | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
План работы на
2020-2021 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Посещение занятий опытных педагогов, | В течении года |
3. | Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna | В течение года |
4. | Продолжить работу над выбранной методической темой. | В течение года |
8. | Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии» | В течение года |
5. | Пройти курсы повышения квалификации по данной теме. | Декабрь |
6. | Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс. | В течении года |
7. | Изучать опыт работы лучших воспитателей, через Интернет. | В течение года |
8. | Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой. | В течение года |
9. | Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей. | Ноябрь, март |
10. | Разработка пособия дидактических игр по развитию речи через использование методов ТРИЗ | В течение года |
11. | Распространение педагогического опыта работы через участие в конференциях, выступлениях. | По плану ОУ |
12. | Подвести сравнительный итог по теме реализации плана. | Май |
13. | Отчет о проделанной работе по теме самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии». | По плану старшего воспитателя |
Работа с детьми
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Диагностика детей. Обследование речи. | Сентябрь |
2. | Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия для речевого развития, помогающие детям в самостоятельной деятельности. | Сентябрь |
3. | Создание развивающей среды в группе. Пополнение речевого уголка для развития детей в соответствии с ФГОС. | В течении всего года |
4. | Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. | Ноябрь |
5. | Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. | Ноябрь |
6. | Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми подготовительной группы. | Декабрь |
7. | Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения | Декабрь – апрель |
8. | Диагностика. | Май |
Ожидаемый результат самообразования:
- Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
- Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
- Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей
Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»
Считаю, что выбранная технология является актуальной, современной и результативной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).
Использование игр и методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, развитие речевого творчества. Играя со словом дети начинают понимать родной язык, усваивать его структуру, учатся разговорной речи.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.
Изучила литературу:
Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.
Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003
Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – различные игры с элементами ТРИЗ-технологии.
Дети активно и с удовольствием учувствуют в различных играх: « Хорошо- плохо», «Да – нет», «Скажи наоборот», «Большие – маленькие» и т.д. Также с детьми проводились беседы: «Будущее человека», «Что было раньше» и т.д., здесь использовался приём фантазирования.
Разработала конспекты занятий «В стране маленьких человечков», «В гости к сказке».
Создана мини - картотеку развивающих игр и упражнений.
В своей работе использовала пособие «Занятия по ТРИЗ в детском саду», автор С.Гин.
В сентябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста». Так же в сентябре приняла участие во всероссийском конкурсе «Игровые технологии в ДОО» и получила Диплом за 1 место.
В октябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ»
В уголке для родителей была представлена памятки по развитию речи детей дошкольного возраста. Созданы буклеты, как развивать речь играя с использованием игр ТРИЗ. Разработала рекомендации по использованию элементов ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста
Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
- От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 2011. - 118 с.
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 17 с.
- Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. - Детсво-Пресс, 2003. – 96 с.
- Богат В.Ф Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2014.№7.- С.19.
- Богат В.Ф. Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№2.- С.67-68.
- Богат В.Ф. Метод проектирования. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№1.- С.75-76.
- Верексы Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М. Мозаика- Синтез, 2008. 112 с.
- Гин С.И. Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы. - М.: Вита – Пресс, 2013. — 140 с.
- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» [электронный ресурс]
- Заболтаева Т.Н. Возможность использование ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia.
- Налижатая И. Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду» / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-tehnologija-triz-v-detskom-sadu.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...