Самообразование
материал

Тумакова Анастасия Геннадьевна

Тема,план работы,отчет о работе,список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

Г.С. Альтшуллер

Современный мир требует новых технологий, как в производстве, так и в образовании. Одно из приоритетных направлений в дошкольном образовании это развитие и формирование речи. Эта самая важная и трудная задача на сегодняшний день. Речь один из основных показателей развития умственных способностей. В век высоких технологий, не секрет, дети не умеют общаться, играть. Многие родители замечают, что дети больше сидят за телевизором, компьютером и гаджетами. На вопрос отвечают короткими фразами. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки к школе, так и для комфортного общения с окружающими. Применение ТРИЗ технологий помогают ребенку снять скованность, учат выражать свои мысли, фантазировать, развивать воображение. ТРИЗ для дошкольников это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Цель: Выявить влияние ТРИЗ на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников.

2. Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников, ОТСМ Триз – технологию.

3. Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

4. Взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты).

5. Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).

Предполагаемый результат.

В отношении детей:

  • Развитие и улучшение качества речи,
  • формирование положительных эмоций от творческой и игровой деятельности.
  • научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

В отношении родителей:

  • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
  • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

В отношении педагогов:

  • повышение мотивационной заинтересованности педагогов в использовании новых, более эффективных технологий, методов и приемов.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно - диагностический

Выбор и определение темы самообразования

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

План работы на 
2020-2021 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Посещение занятий опытных педагогов,

В течении года

3.

Ведение персонального сайта https://nsportal.ru/tumakova-anastasiya-gennadevna

В течение года

4.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

8.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Развитие речи старших дошкольников с использованием элементов ТРИЗ технологии»

В течение года

5.

Пройти курсы повышения квалификации по данной теме.

Декабрь

6.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течении года

7.

Изучать опыт работы лучших воспитателей, через Интернет.

В течение года

8.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года

9.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

Ноябрь, март

10.

Разработка пособия дидактических игр по развитию речи через использование методов ТРИЗ

В течение года

11.

Распространение педагогического опыта работы через участие в конференциях, выступлениях.

По плану ОУ

12.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана.

Май

13.

Отчет о проделанной работе по теме  самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии».

По плану старшего воспитателя


Работа с детьми

Содержание работы

Сроки

1.

Диагностика детей. Обследование речи.

Сентябрь

2.

Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия для речевого развития, помогающие детям в самостоятельной деятельности.

Сентябрь

3.

Создание развивающей среды в группе. Пополнение речевого уголка для развития детей в соответствии с ФГОС.

В течении всего года

4.

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса.

Ноябрь

5.

Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий.

Ноябрь

6.

Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми подготовительной группы.

Декабрь

7.

Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения

Декабрь – апрель

8.

Диагностика.

Май

Ожидаемый результат самообразования:

  1. Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
  2. Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
  3. Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
  4. Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей

Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2019-2020 учебный год на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологии»

Считаю, что выбранная технология является актуальной, современной и результативной образовательной технологией: можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах).  

Использование игр и методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности, развитие речевого творчества. Играя со словом дети начинают понимать родной язык, усваивать его структуру, учатся разговорной речи.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:

Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.

Изучила литературу:

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука,2001.

Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкелынтейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

Использование элементов ТРИЗ – технологии в повседневном общении с детьми – различные игры с элементами ТРИЗ-технологии.

Дети активно и с удовольствием учувствуют в различных играх: « Хорошо- плохо», «Да – нет», «Скажи наоборот», «Большие – маленькие» и т.д. Также с детьми проводились беседы: «Будущее человека», «Что было раньше» и т.д., здесь использовался приём фантазирования.

 Разработала конспекты занятий «В стране маленьких человечков», «В гости к сказке».

Создана мини - картотеку развивающих игр и  упражнений.

В своей работе использовала пособие  «Занятия по ТРИЗ в детском саду», автор С.Гин.

В сентябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста». Так же в сентябре приняла участие во всероссийском конкурсе «Игровые технологии в ДОО» и  получила Диплом за 1 место.

В октябре опубликовала статью на тему «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов технологии ТРИЗ»

В уголке для родителей была представлена памятки по развитию речи детей дошкольного возраста. Созданы буклеты, как развивать речь играя с использованием игр ТРИЗ. Разработала рекомендации по использованию элементов ТРИЗ-технологии с детьми дошкольного возраста

Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует: активизации познавательной деятельности детей; созданию мотивационных установок на проявление творчества; созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами; формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
  2. От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 2011. - 118 с.
  4. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 17 с.
  5. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. - Детсво-Пресс, 2003. – 96 с.
  6. Богат В.Ф Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание. - 2014.№7.- С.19.
  7. Богат В.Ф. Метод, направленный на достижение идеального конечного результата. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№2.- С.67-68.
  8. Богат В.Ф. Метод проектирования. ТРИЗ в детском саду // Ребенок в детском саду.-2008.-№1.- С.75-76.
  9.  Верексы Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений . - М. Мозаика- Синтез, 2008. 112 с.  
  10. Гин С.И. Мир логики. Методическое пособие для учителей начальной школы. - М.: Вита – Пресс, 2013. — 140 с.
  11. Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» [электронный ресурс]
  12. Заболтаева Т.Н. Возможность использование ТРИЗ в воспитательно- образовательном процессе дошкольного учреждения  [электронный ресурс] / Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/vozmozhnost-ispol-zovaniia-eliemientov-triz-v-vospitatiel-no-obrazovatiel-nom-protsiessie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia.
  13. Налижатая И. Консультация для педагогов «Технология ТРИЗ в детском саду» / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-tehnologija-triz-v-detskom-sadu.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...