Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения
материал (старшая группа)

Фалецкая Оксана Евгеньевна

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.


    В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем, приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка.

 Понятие «креативность» чаще всего связывается с понятием творчество и рассматривается как личностная характеристика.

Учеными выделяются следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
    - креативность;
    - творческий потенциал;
    - надситуативная активность;
    - интеллектуальная активность.
    Креативность – это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности». Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
    Творческий потенциал – это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».

 У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

   Дети с нарушение зрения имеют ограничения в различных видах деятельности, в том числе и в творческой. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
    Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.
       Задача помочь детям с нарушением зрения становится, что называется, более чем актуальной.    Итак, творческие способности детей с нарушением зрения определяются особенностями их умственного и личностного развития. Недостаток зрения оказывает большое влияние на формирование зрительных образов, представлений, что в свою очередь отражается на всей творческой деятельности ребенка. Отсюда следует, что при развитии у такого ребенка творческих способностей следует учитывать особенности его развития, давать ему возможность в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Для этого важно помочь ему накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию в нем, лучше подготовиться к обучению в школе, а также развить у них уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации.
    Таким образом, креативность – это обширная характеристика личности, которая определяется способностью к творчеству.  Для полноценного развития личности ребенка важно развивать его креативность, давать ему возможность реализовывать свой творческий потенциал. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным к развитию творческих способностей. В этот период важно всячески стимулировать ребенка к созданию всевозможных образов, объектов, интересных для него самого. Он должен учиться сам привносить в игру что-то новое, креативное.
    Что же касается детей с нарушением зрения, развитие творчества играет здесь далеко не последнюю роль. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей. У них недостаточно представлений об окружающем мире. Все это может препятствовать полноценному творческому развитию. Ребенку нужно дать возможность выразить все свои переживания, например, в игре или любой творческой деятельности. Важно способствовать большему общению его со сверстниками. Это будет стимулировать появление у ребенка уверенности в себе, повышению мотивации и потребности создавать что-то новое, креативное.

Для повышения творческой активности была разработана программа
«Маленькие исследователи». Программа является наиболее удачной формой введения детей в мир науки и техники. Данная программа направлена на развитие интереса к наукам, технике, на развитие образного и логического мышления. Форма интерактивной цифровой лаборатории является доступной и интересной для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Маленькие исследователи» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с нарушениями зрения, освоению способов познания через открытия, с опорой на сохранные анализаторы.

Для достижения цели программы были поставлены следующие задачи:

  • формировать коммуникабельность и другие качества, позволяющие плодотворно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения.

- развивать познавательный и исследовательский интерес, интерес к устройству окружающего мира;

- содействие развитию интереса к познанию науки и технике;

- пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции, принципе действия.

  •  развивать творческий потенциал, творческий подход к реализации полученного задания;

-повышение способностей к формированию ребенком с нарушением зрения целостной картины мира с расширением знаний, представлений о его предметно-объектной, предметно-пространственной организации, освоением умений и расширением опыта использовать неполноценное зрение в познании и отражении действительности с установлением связей разного порядка, организации собственной деятельности;

- создание условий формирования у ребенка с нарушением зрения предпосылок учебной деятельности с обеспечением сенсорно-перцептивной готовности к освоению базовых учебных умений, с развитием способов познавательной деятельности, пространственной ориентировки на микроплоскости, общей и двигательной активности.

-научить приемам опытно-исследовательской деятельности;

-научить находить причинно-следственные связи, ставить задачи;

-научить планировать деятельность, оценивать и анализировать полученный результат.

 По окончании программы «Маленькие исследователи» у учащихся сформируются основные компетенции и личностные качества: умение работать с информацией; сформирована любознательность, творческая активность, социальная ответственность, умение ставить и решать проблемы, готовность и способность к развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

В учебно-методическом пособии представлен опыт работы по формированию предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, предпринята попытка раскрыть теоретические основы...

Конспект занятия по развитию ориентировки в микро пространстве для детей старшего возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия предназначен для детей с нарушением зрения. В данном занятии совершенствуются навыки ориентировки на листе бумаги, закрепляется ориентировка по направлениям, умение проводить ра...

Роль предметного рисования в формировании сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности....

Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Основой разностороннего развития детей дошкольного возраста, является ознакомление их с предметным миром. Нарушения зрения ограничивают возможности детей в непосредственном чувственном познании окружа...

Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения

Презентация к докладу "Формирование креативного мышления у детей старшего возраста с нарушением зрения"...

Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей раннего возраста с нарушением зрения. Тема "Большой, маленький"...

Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»

Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является  развитие креативных способностей у детей дошколь...