План по самообразованию
материал (старшая группа)

Устюгова Ирина Николаевна

Творческое становление дошкольников через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: Творческое становление дошкольников через театрализованную деятельность

Цель:

  • Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
  • Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

  • Последовательное знакомство детей с видами театра.
  • Работы над выразительностью речи, интонации.
  • Совершенствование артистических навыков детей.
  • Раскрепощение детей.
  • Коллективные действия, взаимодействия.
  • Умение сочувствовать, сопереживать.

Актуальность:

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности;
  • обучением вербальным и невербальным видам общения;
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

В процессе работы используются следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Проигрывание отрывка из сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.

Правила работы с детьми:

  • Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
  • Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
  • Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
  • При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.

Ожидаемые результаты, дети будут знать и уметь:

  • Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
  • Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Научатся запоминать и описывать любого героя.
  • Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
  • Сочинять этюды по сказкам.
  • Строить простейший диалог.
  • Распределять между собой обязанности и роли.
  • Использовать средства выразительности драматизации.

Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут:

  • Уверенность в себе.
  • Умение играть в коллективе.

Работа над театрализованной деятельностью складывалась следующим образом:

1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции.

2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:

- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;

- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;

- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т.д.

3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.

4. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».

5. Метод обратной связи или (рефлексия), который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.

Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогают театральные встречи, где родителям будет предложено участие и исполнение ролей в спектаклях, изготовление костюмов для детей.

 Для реализации поставленной выше цели и задач было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.

Используемая литература:

1.Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.

2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

3.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.

4.Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

5.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.

6.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007

7.Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.

8.Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре.— М., 1994.

9.Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.

10.Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.

11.Караманенко Т.Н., Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам.-М., 1982.

12.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000.

13.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.

План работы по самообразованию

 

Срок

Содержание работы

Ожидаемый результат.

Сентябрь

Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.

Выбор темы.

Октябрь

Теоретическое изучение методических наработок по данной теме.

Наличие литературы по теме самообразования.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Театрализованные игры».

Повышение уровня педагогических знаний.

Декабрь

Подготовка драматизации сказки «Пых»

Повышение профессиональной компетентности.

Январь

Драматизация сказки «Пых» показ сказки детям других групп.

Повышение умения и знаний детей.

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Март

Консультация для педагогов старших возрастных групп «Театр на столе».

Наличие консультативного материала.

Апрель

Подготовка к открытому показу драматизации сказки К.Чуковского «Муха- Цокотуха».

 

Повышение профессиональной компетентности

Май

Показ сказки Чуковского «Муха-Цокотуха детям других групп.

Анализ работы по самообразованию.

Повышение уровня педагогических знаний детей.

                                                                     

 

Направление работы

Содержание работы

Сроки

1.

Работа с родителями.

 Родительские собрания по теме творчества,

 Консультации «Театральная деятельность в детском саду».

 Семинар- практикум

 Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. 

2015-1016г.

2.

Работа с педагогами.

 Анкетирование, обследование предметно-развивающей среды.

 Консультация для педагогов.

 Показ открытых занятий по данной теме.

 Обмен опытом в рамках театральной недели.

 Педагогическая мастерская.

 Семинар- практикум.

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

 

март

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...