Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ
учебно-методическое пособие

Сосунова Виктория Михайловна

Тренинг для развития общения и эмоционального 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_razvitie_kommunikativnyh_navykov_pedagogov_dou_.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных навыков»


Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных навыков»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ

«Развитие коммуникативных навыков».

Цель тренинга: формирование навыков общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать свою позицию.

Задачи тренинга:

развитие коммуникативных навыков;

сплочение педагогического коллектива для решения творческих задач;

формирование навыков вербального и невербального общения;

формирование навыков понимания и выражения эмоций и чувств;

формировать уверенное поведение;

снятие зажимов.

Оборудование: мольберт, полоски цветной бумаги, ручки, клеящий карандаш, ватман, карандаши, краски, картинки животных, бланки обратной связи.

Ход тренинга

I часть

Что такое общение? (ответы)

Общение - это обмен сведеньями с помощью языка или жестов, то есть вербальное и невербальное.

Общение - это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Он общается с несуществующими образами.

Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры.

1. Упражнение «Придумай себе имя».

Участник должен придумать имя и возраст, перейти за черту.

2. Приветствие "Рукопожатие".

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Ведущий подходит к кому-нибудь из участников и здоровается с ним за правую руку. Не отпуская руки ведущего, участник здоровается левой рекой со следующим человекам и т. д., пока все участники не будут держаться за руки и рукопожатие не вернется в ведущему.

2. Упражнение «Зажги звезду».

Цельразвитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.

Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных качеств каждого, зависит каким будет коллектив.

II. Основная часть.

1. Игра "Поменяйтесь местами " (разговаривать - нельзя, можно -жестами).

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем,кто: сегодня в брюках, платье, юбке, короткие волосы, блуза на пуговицах, короткий рукав, туфли на маленьком каблучке, работает более 10 лет, мечтал быть педагогом с детства. Когда правила игры становятся понятны игра продолжается.

2. Игра «Времена года».

Распределитесь на четыре группы. Сделайте эмблему своей команды - 7 минут, (ватман, карандаши, краски). Представьте ее (можно речевку, четверостишье).

3. Игра «Квадрат».

Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива.

Постройте в круг и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры (овал, треугольник).

4. Игра «Вместе весело шагать».

Участники выстраиваются в две линии (одна напротив другой). Задача членов группы, соприкасаясь обувью (левая нога находится вплотную с правой соседа) и, не разрывая контакт дойти до противоположной стенки или намеченной тренером финишной черты. При нарушении данного правила, вся группа возвращается на исходную позицию.

Упражнение, не смотря на кажущуюся простоту, вызывает большой энтузиазм у всех присутствующих, проходит весьма эмоционально и разнообразно. Успешное его выполнение, особенно после ряда неудачных попыток, вызывает всеобщее ликование группы. Индикатором сплочённости группы является нейтральная или позитивная реакция её членов на ошибку одного из участников.

5. Игра "Атомы и молекулы".

Я называю число от 1 до 9. Игрокам надо объединиться в группы с таким количеством человек.

6. Игра "Зоопарк".

Материалы: картинки животных. Посмотрев на картинку, никому его не должны показывать. По команде ведущего участникам необходимо выстроиться в одну шеренгу по размеру изображаемых ими животных или птиц. Разговаривать можно только на языке "своего" животного. Ведущий уточняет, где должен встать самый высокий, а где самый низкий.Усложнения: участники завязывают себе глаза и игра продолжается.

Обсуждение: Каким способом ориентировались, когда выстраивались. Было ли ощущение, что стоишь на своем месте? Какие чувства при этом испытывал? В чем, каким образом определялся размер? Какие ощущения возникли?

III. Заключительная часть.

1. Упражнение «Водопад» (релаксация).

Цель: снятие напряжения и усталости у педагогов.

Материалы: аудиозапись с релаксационной музыкой.

Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться, принять расслабленную позу и закрыть глаза и послушать музыку.

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день. голубое небо. теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен. вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте. как этот прекрасный белый свет, струится по вашей голове.

Вы чувствуйте, как он льется по лбу. затем по лицу. по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными, течет дальше по груди. по животу. Пусть свет гладит ваши руки. пальчики. Свет течет по ногам. вы чувствуете, как тело становится мягче. вы расслабляетесь.

Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно. с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.

Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергии. (Пауза 2 минуты.)

Теперь настало время, чтобы вы снова ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет ваше сознание становится все более и более ясным. а тело все более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, но не раньше, откройте глаза. Открыв глаза, вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать.

Начинаем:

1. Вы начинаете пробуждаться.

2. Вы медленно пробуждаетесь.

3. Появляется ощущение бодрости.

4. Хочется потянуться.

5. Ощущение бодрости и свежести становится все сильнее.

6. Напрягите кисти.

7. Напрягите ступни.

8. Потянитесь.

9. Хочется открыть глаза, веки легкие, в теле бодрость и свежесть.

10. Открыли глаза! Вы пробудились! Ваше сознание ясное,

ваше тело легкое и отдохнувшее!

11. Потянитесь, и тихонько поднимайтесь.

Проходите на свои места.

2. Рефлексия «Мне сегодня понравилось».

Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов тренинга.

• Что больше всего понравилось.

• Что легко получалось.

• В чем были трудности.

• Что не понравилось.

Заполните пожалуйста анкету обратной связи.

Приложение 1

Правила работы в группе.

Говори о том, что происходит в коллективе здесь и сейчас. Всё что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания. Говорить только о том, что волнует участников в данный момент, обсуждать только то, что происходит в группе.

Доверительный стиль общения. Называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего.

Искренность в общении. Говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников.

Не избегай риска. Пытаясь проникнуть в незнаемое, всегда рискуешь, если будешь избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, знай, что без риска любой поиск превратиться в открытие и повторение того, ты уже знаешь и умеешь.

Определение сильных сторон личности. В ходе обсуждения обязательно подчёркивать положительные качества выступившего.

Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Приложение 2

Анкета обратной связи

 «Развитие коммуникативных навыков»

«___» ___ 201__г.

Уважаемый участник!

Нам необходимо ваше мнение по итогам проведённого тренинга. Заполните, пожалуйста, максимально подробно эту анкету.

1. Тренинговое имя участника ___

2. Степень включённости в тренинг (обведите) 012345678910

3. Что мешало быть включённым в тренинг?

5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время

которых удалось что-то лучше понять в себе,в чем-то разобраться:

6. Что не понравилось на прошедшем тренинге? Почему?

7. Ваши мысли после этого тренинга о себе, о группе

8. Интересно ли вам было на тренинге? Да Нет

9. Комфортно ли вы себя чувствовали на тренинге? Да Нет

10. Тренинг для вас прошёл по времени незаметно? Да Нет

11. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) ___

Спасибо за искренность ваших ответов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие «Развитие коммуникативных навыков», включенное в педагогический совет «Роль педагога и повышение качества речевого развития дошкольников»

В материале представлены игровые задания и игры, способствующие развитию коммуникативной стороны общения педагогов. А так же предложены задания для определения совего уровня речи и тест на общительнос...

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»...

Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отношений»

Для педагогов ДОУСеминар1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально з...

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Выступление на международной научно-практической конференции педагогов на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ&q...

Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»

Представлен конспект семинара-практикума, в ходе которого проводится экспресс-диагностика для воспитателей; изложены несколько позиций воспитания; представлены практические упражнения для педагогов, ц...