Социализация дошкольников посредством народных игр.
статья

Тимофеева Елена Юрьевна

Роль народных игр в социализации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_doshkolnikov_posredstvom_narodnyh_igr.odt27.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»

Естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий способностью развивать социальные качества в дошкольнике – это игра. Сегодня мы говорим об одном из видов игры – народной. Именно она заключает в себе возможность зарождать в душе ребенка ростки любви в Родине, к своему народу, к людям. Народная игра в дошкольном воспитании представлена в музыкальной и двигательной деятельности детей. Она способна создавать ситуации взаимодействия детей согласно игровым ролям и в процессе реальных отношений. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражаются: образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, умением проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, умение достойно проигрывать и при этом волю и стремление к победе. Радость движения в игре сочетается с духовным обогащением детей.У них формируется устойчивое заинтересованное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития положительных чувств, любви и преданности Родине. Народная игра способствует интенсивному проникновению национальных культур. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что люди все разные и разные по национальности. Однако, они могут дружить помогать друг другу. Эти добрые отношения отражаются в народных песнях, сказаниях, движениях танца и играх. Народные игры вызывают активную работу мысли, расширяют представление об окружающем мире, развивают все психические процессы. Педагог способен увидеть отраженные в игре впечатления и переживания ребенка, и может умело корректировать их в игровой ситуации через выявление отношения персонажа, через поведение в игре. Правила игры это огромный источник для воспитания волевых качеств личности. Они обеспечивают условия в которых все типы социализации личности открыто проявляют себя. И педагог с помощью игровых мотивов может воздействовать на процесс социализации дошкольников.

Таким образом, народная игра является одним из механизмов социализации дошкольников.

Но все выше сказанное подводит нас к пониманию, что «один в поле не воин», что один педагог не в состоянии решить проблемы социального воспитания в группе детей с разными изначально социальными проявлениями. Как говорилось выше «нельзя индивидуально влиять на ребенка, не учитывая ту социальную среду, в которой он развивается, то есть – семью. Так как семья часто является первоначальной в социальной активности, инертности, псевдосоциальности (первопричина психических проблем), и антисоциальности. Педагог не может изменить семью, но может помочь малышу через одного из родителей, через бабушек и дедушек, через опекунский совет, через элементарные педагогические знания, т. е. просвещение родителей.  Поэтому взаимодействие ДОУ с семьей в процессе проведения  праздников, музыкальных развлечений может шире использовать народную игру объединяя детей и родителей, способствуя их взаимопониманию и выстраиванию добрых отношений внутри семьи.

 Развитие самостоятельности дошкольников на прогулке при организации народных подвижных игр, позволит:

  1. Создать педагогические условия для совершенствования приобретённого двигательного опыта в процессе целенаправленного обучения, в самостоятельной двигательной деятельности детей, при косвенном руководстве со стороны воспитателя;
  2. Укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств, повышения физической подготовленности детей;
  3. Организовать систематическое, целенаправленное обучение на прогулке  народным подвижным играм;
  4. Обеспечить эмоциональное благополучие, нормальное психическое развитие;
  5. Обогатить и совершенствовать двигательный опыт детей.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Также учитывается место игры, время года и другие условия. Нужно учитывать народность игры, чтобы её сюжет был интересен детям.

Игровой деятельностью детей руководит педагог. Его роль зависит от характера игры, от численности и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее должен проявлять себя педагог. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Когда игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания игры и её правил должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Движения можно показать до начала или в ходе игры, в младших группах это обычно делает сам воспитатель, в старших группах кто-либо из детей по его выбору.

Педагог подает команды или звуковые и зрительные сигналы к началу игры, звуковые сигналы не должны быть слишком громкими.  Взрослый делает указания, как в ходе игры, так и перед её повторением, оценивает действия и поведение детей. Указания лучше делать в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу – все это вызывает у детей желание точно выполнять правила игры. Педагог следит за действиями детей и не допускает длительных статических поз, вызывающих сужение грудной клетки и нарушение кровообращения, наблюдает за общим состоянием и самочувствием детей; регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.  Народные игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные – 4-6 раз. Паузы между повторениями – 25сек. Общая продолжительность народной подвижной игры постепенно увеличивается до 15 минут.

Правила игры:

1. Взрослый объясняет правила игры сам,  а затем дети их повторяют.

2. Если игра знакома, дети сами вспоминают правила игры.

В процессе игры педагог следит за выполнением правил, так как их нарушение является признаком утомления детей. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Распределение ролей:

  1. Педагог назначает водящего или сам включается в игру.
  2. Взрослый пользуется считалками. Если в игре есть игровой зачин, воспитатель предлагает его сказать кому-либо их детей.

 Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей.

 Постепенное усвоение содержания игры, ее правил, и в результате возрастающая самостоятельность детей доставляет им радость, поддерживает интерес к игре. Необходимо при повторении немного видоизменять и усложнять игры. Это можно сделать, изменив правила, движения, слова, темп. Повторение игры в течение года должно проходить в разных условиях. Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, выдумке.

  Подводя итог, можно сказать, что единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Именно игра может помочь родителям и педагогам скорректировать возникающие возрастные проблемы в отношениях с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Процесс социализации дошкольников посредством народных игр»

       Организованное систематическое, целенаправленное обучение на прогулке народным подвижным играм поможет укрепить здоровье детей за счет улучшения физических качеств и ...

Гендерная социализация дошкольников посредством физического воспитания( автор инструктор по физической культуре Мустафина Гульфия Салимовна г.Тамбов)

В данной пкбликации рассказывается для чего нужна гендерная социализация дошкольников и как с помощью физической культуры работать по данной проблеме....

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность

Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....

Доклад «Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»

Доклад«Социализация дошкольников посредством духовно-нравственного воспитания»Енякина Маргарита Николаевна воспитательСтруктурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учрежде...

Статья "Социализация дошкольника посредством сюжетно-ролевых игр."

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда  обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал...

«Создание условий успешной социализации личности посредством народных игр»

Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества, воспитанием основ толерантной культуры, необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как этот возраст явля...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...