Классическая музыка в детском саду
статья

Иванова Алена Борисовна

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно влияет на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения, вызывает различные эмоциональные. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классическая музыка в детском саду

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно влияет на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движения, вызывает различные эмоциональные. В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети. Громкая музыка, выражающая агрессивный, настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.  Наиболее благотворно на детскую психику влияет классическая музыка.

Классические произведения – золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлых столетий.

Знакомство детей с зарубежной классической музыкой стоит начать с произведений И.С. Баха, А. Вивальди, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов. На танцевальную музыку они реагируют непроизвольными движениями, так же хорошо воспринимают и народную музыку, с теми же эмоциями.

С самого раннего возраста, детей можно начать знакомить с музыкой гениального австрийского композитора В.А. Моцарта. Его замечательные мелодии близки и понятны детям. Его произведения доступны для восприятия детьми уже в 3-4 года. Детей 5-7 лет необходимо познакомить с популярными музыкальными произведениями В.А. Моцарта крупных форм – «Маленькой ночной серенадой», симфонией № 40 (1 часть), сонатой для фортепиано № 15 (1 часть) и фрагментами из оперы «Волшебная флейта».

Следует также обратить детское внимание на творчество выдающихся представителей романтизма в музыке XIX столетия – Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена и Ф. Листа. Детей необходимо познакомить с наиболее популярными вокальными миниатюрами Франца Шуберта из цикла «Прекрасная мельничиха». 

Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ оказал большое влияние не только на скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. В его творчестве нашли отражение типичные черты норвежского музыкального фольклора, которые представлены в замечательной симфонической сюите к драме Ибсена «Пер Гюнт». Как показывает практика, знакомство именно с этой сюитой взывает у детей положительные эмоции, они охотно играют в оркестре, танцуют под музыку из сюиты «Пер Гюнт», часто напевают мелодии из сюиты, особый восторг у детей взывает пьеса «В пещере горного короля».

Неотъемлемой частью знакомства детей с классической музыкой, является музыка русских классиков М.И. Глинки и П. И. Чайковского, А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова.

Ценным знакомством детей с русской музыкой можно отнести к творчеству основоположника русской классической музыки - Михаила Ивановича Глинки. С его песней «Жаворонок» и «Попутной песней», так же стоит познакомить с фрагментами из оперы «Руслан и Людмила». При слушании «Камаринской» педагогу стоит обратить внимание детей, что в основу этого произведения положены две народные песни, много раз слышанные Глинкой.

Творчество одного из выдающихся представителей мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского непременно должно входить в репертуар дошкольника. Его «Детский альбом» – настольная книга для слушания музыки детьми. Пьесы доступны для исполнения самими маленькими детьми, они ярки и разнообразны. Уже в 3-4 года детей можно познакомить с «Болезнью куклы», а в 4-5 лет с «Маршем деревянных солдатиков». Слушать пьесы из «Детского альбома» рекомендуется, сгруппировав их по циклам. В 4-5 лет можно предложить для слушания песни из «Детского альбома» (старинная французская, немецкая, итальянская, неаполитанская), затем – танцы (вальс, полька, мазурка). В 6-8 лет следует познакомить детей с пьесами из «Детского альбома», которые требуют развернутой беседы с ними по поводу прослушанной музыки. Это пьесы «Утреннее размышление», «Мама», «Нянина сказка», «Баба Яга», «Сладкая греза» и др. Прекрасным материалом для слушания музыки являются фрагменты из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», которые доступны детям, начиная с 4-х лет. В 5-7 лет детей уже можно знакомить с фрагментами оперы «Евгений Онегин» и фортепианным циклом «Времена года».

Важно также познакомить детей с произведениями русской оперной музыки – Николая Андреевича Римского-Корсакова. Жанр оперы занимает основное место в творчестве этого композитора. Прекрасный музыкальный материал по слушанию музыки содержит опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», ария царевны-лебеди, полет шмеля), опера «Снегурочка», «Садко».

Имя Сергея Васильевича Рахманинова занимает одно из первых мест в истории русской музыкальной культуры. Дети любят популярную "Итальянскую польку" Рахманинова, которая доступна им уже с 4-х лет. В возрасте 6-8 лет детей уже можно знакомить с одним из лучших произведений Рахманинова – «Вторым фортепианным концертом». 

Также важно ознакомить детей с музыкальными произведениями современных композиторов СНГ (XX в). Начало XX века в культурной жизни России отмечается большой интенсивностью и многообразием творческих направлений. Значительное место в музыкальной жизни того времени занимали "вечера современной музыки", которые группировали вокруг себя талантливых музыкантов, увлеченных поисками новых путей в развитии музыкального искусства.

Одним из выдающихся композиторов XX века является Сергей Сергеевич Прокофьев. Немало музыкальных произведений написано им специально для детей. Среди них цикл фортепианных пьес «Детская музыка» и симфоническая сказка «Петя и волк». В последнем произведении дети знакомятся в остроумной и живой образной форме с различными музыкальными инструментами. Одним из выдающихся произведений Прокофьева является «Классическая симфония». Изысканно грациозный «Гавот» из «Классической симфонии» доступен для восприятия детьми 4-5 лет. В более позднем возрасте следует познакомить детей с фрагментами из балетов Прокофьева «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Замечательно творчество композитора Исаака Осиповича Дунаевского, который является классиком советской песни. Его произведения вошли в сокровищницу музыкального искусства. Большую известность Дунаевский получил за музыку ко многим кинофильмам. С этой музыкой можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста. Любимым для детей стал «Марш» из кинофильма «Веселые ребята».

С произведениями композитора XX века Арама Ильича Хачатуряна можно знакомить детей уже с трех лет. Они очень любят слушать пьесы из его «Детского альбома». Прекрасным музыкальным материалом для слушания являются фрагменты из балета «Гаяне» и «Спартак». 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был одним из самых выдающихся творцов музыки XX столетия. Детям адресованы «Детская тетрадь» (для начинающих музыкантов) и «Танцы кукол» (фрагменты из балетных сюит композитора). Детей 7-8 лет можно познакомить с монументальным произведением Д. Шостаковича «Праздничная увертюра». В начале Великой Отечественной войны композитор создает свою замечательную Седьмую («Ленинградскую») симфонию.

Приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития. Дети дошкольного возраста имеют интуитивное чувство музыки, это заключается в положительном реагировании ребенка на звучащую музыку уже с раннего возраста. Очень рано дети начинают воспринимать классическую музыку. Это врожденная предрасположенность к классике. В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания. Обогащается музыкальный опыт, как основа эстетического восприятия окружающего мира.

Применение классической музыки в работе с детьми улучшает психофизиологические характеристики мозга, вследствие чего повышается способность мозга к обучению. Классическая музыка позитивно влияет на эмоциональное, духовное и даже физическое развитие ребенка. Слушать классическую музыку полезно и необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Классическая музыка в детском саду"

Прект расчитан на 7 месяцев (с ноября по май)...

проект "Классическая музыка в детском саду"

Представляю  информационную карту проекта и системную паутинку  "Классическая музыка в детском саду". Такие проекты необходимы с целью повышения эстетического уровня детей, педагогического с...

План-программа проектной деятельности по теме "Классическая музыка в детском саду"

Использование образовательных ресурсов семьи, дошкольного образовательного учреждения и  социокультурного пространства округа и  города Москвы для  музыкального  воспитания дошколь...

Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"

Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...

Реализация проекта классическая музыка в детском саду "Мир фоновой музыки"

Проблема координации всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности. Что может стать фактором наиболее эффективной организа...

Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого

Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....

Конспект музыкального занятия в рамках изучения классической музыки в детском саду: Сказочные персонажи в классической музыке

Изучение произведений классической музыки очень важны для формирования представления ребенка об окружающем мире. В данном конспекте представлены материалы для изучения произведения композиторов ...