Педагогическое проектирование
проект

Меньшова Марина Сергеевна

Педагогическое проектирование

«Играй и развивайся»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_ped_proekt_mbdou_37.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ№37 «РОДНИЧОК»

Групповой проект по дисциплине

Педагогическое проектирование

«Играй и развивайся»

Выполнили :

Львова И. С., Макарова М. Н., Меньшова М. С.

кандидат педагогических наук, доцент

 

Кемерово 2019

Пояснительная записка

     Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

     Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

     Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

      Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

     Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

      Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

     Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

План организации и реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Сентябрь 2018 г.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2018-2019гг.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Апрель  2019 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.

Программа реализации этапов проекта

Этап

Содержание

1 этап

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта.
  2. Выбрать инструментарий диагностики знаний и умений детей.
  3. Обработать полученные результаты.

Используемые методики:

  1. Наблюдение за детьми в процессе игровой деятельности

Цель: выявление уровня знаний детей на начальном этапе проведения проекта.

  1. Планирование деятельности по теме проекта.

Цель: Составление календарного плана работы.

  1. Взаимодействие с родителями направленное на реализацию проекта.

Цель: ознакомление родителей с проектом.

Показатели результативности:

  • подобрана и проанализирована психолого-педагогическая литература по теме проекта:

1.Бреслав, Г. В. Психоло Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2.Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с..

2 этап

Задачи:

  1. Разработать комплекс игр, способствующих реализации поставленных задач.
  2. Стимулировать мотивировать детей принимать участие в игровой деятельности.
  3. Провести комплекс мероприятий -  игр.
  4. Провести завершающее мероприятие, получить обратную связь о результатах проведенных мероприятий.

Мероприятия:

  1. Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Цель: развитие взаимодействие общения ребёнка со сверстниками и родителями .

Результаты:

  • охарактеризована сущность полезности игровой деятельности;
  •  сформировать положительное отношение к игровой деятельности (мотивация).
  1. . Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Цель: развитие интереса, любознательности, позновательную мотивацию. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах, окружающем мире.

Описание: Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры

3.Речевое развитие

  1. Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;
  2. Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;
  3. Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)
  4. физкультминутки
  5. на занятиях и т.д..

Цель: развитие связной грамматически поставленной диалогической и монологической речи. Обучения владения речи как средством общения.

Описание: Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и дид-ие игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры.

4. Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскин полосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

Цель: реализация самостоятельной творческой деятельности при рисование различных предметов и штрихов, при лепке из пластилина, аппликации.

Описание: тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам»: .

5. Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

Цель: развитие физических качеств у ребёнка. Укрепление крупной и мелкой моторики рук,

Описание: Народные игры, динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры.

  1. Работа с родителями:

1.Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

 «Исследование игровой деятельности»

2. Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие ребёнка дошкольного возраста.

3. Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей»

4. Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Цель: приобщение родителей к реализации данного проекта.

Показатели результативности:

  • разработан план мероприятий, способствующих реализации пректа;
  • повысился уровень умения детей играя взаимодействовать в коллективе ;
  • проведен комплекс игровых действий
  • получена обратная связь о результатах проведенных мероприятий в ходе завершающего мероприятия «Круглый стол».

3 этап

Задачи:

1 . Диагностическое обследование:

- Развитие психических процессов у дошкольника

- Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка»

- Анкетирование родителей «Играй и развивайся»

2. Создание папки для педагогов:

- "Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

 - «Занимательные физкультминутки»;

 - «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

3. Интеллектуальный марафон:

«Знайки»:

4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации).

5.Обработать полученные результаты.

- На основе полученных данных составить рекомендации для родителей и мониторинг.

- Составить отчет о проделанной работе.

Используемые методики:

  1. Организация образовательной деятельности: 

Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;

Чтение и обсуждение художественной литературы;

Создание педагогических ситуаций;

Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;

Продуктивная деятельность;

Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;

Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек,

песен;

Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Цель: получение детьми в процессе новых знаний, умений и навыков.

  1. Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

Тематические досуги;

Праздники;

Интеллектуальные КВНы;

Дни открытых дверей;

Театрализованные представления.

Цель: закрепление использования полученных умений и навыков в игровой деятельности, их реализация.

Показатели результативности:

  • уровень овладения полученных знаний детьми, их реализация в игровой и образовательной деятельности.
  • составлены методические рекомендации для родителей;
  • составлен отчет о проделанной работе.

Риски и мероприятия по их минимизации

Риски

Минимизация

Риск 1: Преждевременное угасание интереса детей к проводимым мероприятиям.

Индивидуальная беседа, в ходе которой происходит выявление причин угасания интереса, мотивирование их на дальнейшее участие в мероприятиях, играх и занятиях.

Риск 2: Нерегулярное посещение детей детского сада.

Изначально обсудить с родителями необходимость детей ежедневно посещать ДОУ, исключение – болезнь ребёнка.

Риск 3: Несоответствие материально-технической базы для проведения мероприятий (нет достаточного методического обеспечения, наглядного материала,  канцелярских принадлежностей и т.д.).

Заранее продумать несколько вариантов мероприятий, подготовить наглядный и дидактический материал.

Презентация проекта – открытое практическое занятие

Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков в результате завершения проекта.

План занятия.

Часть 1

     Занятие начинается с расслабления детей. Необходимо снять напряжение и скованность. Детям предлагается представить, что они снеговики. У них есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки. На улице светит веселое солнышко. И вот потихонечку каждый снеговичок начинает таять. Дети должны представить, как сначала тает голова, потом руки, и затем туловище. И вот они превращаются в лужицу и растекаются по земле.

     Так с помощью воображения детей происходит их расслабление. Затем мы начинаем игровое развивающее занятие.

Часть2.

Основная.

Цель: выполнение дидактических заданий.

Часть3.

Заключительная.

Цель: подведение итогов и результатов.

Продукт реализации проекта

•        методические рекомендации для родителей «Познаём окружающий мир в игре»;

•        план мероприятий, способствующий поддержанию игрового интереса детей, на летней период 2019 г.

Прогноз, перспектива развития проекта

     Данный проект может быть реализован в любых образовательных дошкольных учреждениях. Так как игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

     Именно поэтому данный проект может быть чрезвычайно актуален и направлен для использования специалистами для достижения положительного результата в педагогическом процессе, который позволит им качественно выполнять свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка

Проект позволяет поставить и решить любую проблему, как педагогическую, так и детскую, решает задачу становления детской компетентности, реально привлекает родителей к образовательному процессу....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:«Утро радостных встреч»

Можно использовать для детей с речевыми нарушениями,...

публикация статьи "Метод педагогического проектирования в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья  из сборника статей по реализации проекта "Крохотный мир больших возможностей".Этот проект стал победителем в конкурсе социальных проектов по работе с детьми с ОВЗ, организованны...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников у условиях ФГОС ДО»

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных  интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной...

Инновационные методы работы с педагогическими кадрами «Педагогическое проектирование –средство повышения компетентностей педагога и качества образовательного процесса в свете ФГОС ДО»

Проект направлен на решение задач по обновлению содержания и форм организационно-методической работы в ДОУ средствами проектной технологии ....