Статья "Особенные дети"
статья (средняя группа)

Терентьева Светлана Владимировна

Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья, но и как психологический финомен на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennyy_rebenok.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Статья

Тема : «Особенный ребёнок».

 Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен, тотально препятствующий эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими. Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической дискриминацией. В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование Человека. Таким образом, в модель практики социально-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого дошкольника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

           На практике при организации системы сопровождения целесообразно опираться на классификацию детей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет, в случае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметить конструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренние резервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу. Опираясь на данную классификацию, возможно объединить детей- инвалидов в три условные группы, наметить конкретные реабилитационные меры.

         Так, у детей I группы, скрывающих факт инвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятие факта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектов дети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие дети вынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способны проявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелые психологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваем взрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и педагог, и педагог-психолог, учитель дефектолог, учитель-логопед, родитель) такого ребенка необходимо:

 создать атмосферу безопасного самопознания;

 снять чувство страха в общении со сверстниками и взрослыми, вызванного чувством своей ущербности;

 сформировать толерантность и независимость от оценочных суждений по поводу его состояния здоровья и внешности, способностей;

 помочь пережить факт психологической агрессивности со стороны окружающих, вскрыв его внутренние резервы (позитивный настрой, успешность в каком-либо виде деятельности, преодоление трудностей и фиксация на успехах и т.п.);

 обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.

  сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации;

 стимулировать стремление ребенка стать автором самого себя, своего будущего;

 оказать конкретную помощь в стремлении ребенка обретения смысла своей жизни, конкретных и реально достигаемых жизненных перспектив.

         Для детей II группы, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантов поведения.

      1. Манипулирование окружающими посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие,

государство. Пожалейте меня, сам же я ничего не могу и ни на что не способен». С представителями данной категории детей-инвалидов сопровождающему необходимо:

 создать атмосферу безопасного самопознания;

 формировать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

 научить управлять своими действиями: планировать, искать внутренние и внешние ресурсы, реализовывать намеченные программы, оценивать и контролировать результаты своих действий;

 создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных результатах, культивировать потребность самопомощи, самообслуживания;

 сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации;

 запустить внутренние механизмы саморазвития ребенка, его способностей к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

      2. Дети-инвалиды, отнесенные к данному варианту поведения, демонстрируют следующий поведенческий сценарий: стремятся во что бы то ни стало самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызывает чувство раздражения, когда к ним относятся как к немощным, болящим и неспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасность данного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести к нанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния. Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можно наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний. С данной группой детей сопровождающему необходимо:

 создать атмосферу безопасного самопознания;

 сформировать реальное отношение к своему состоянию здоровья;

 помочь ребенку установить предел допустимых психофизиологических затрат;

 научить обращаться за помощью в случае необходимости, при этом не чувствовать ложного стыда;  сформировать у ребенка компенсаторный механизм, позволяющий успешно преодолевать трудности социализации.

         Для детей III группы, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией на поведение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести своего состояния здоровья, могут включаться в деятельность, несоизмеримую с ограниченностью их психофизических возможностей. Вследствие отрицательного результата из-за невозможности соответствовать стандарту, испытывают чувство разочарования. Особо остро такие дети реагируют на информирование о том, что они инвалиды – люди с ограниченными возможностями и факт их неудач – тотальная неизбежность. С представителями данной категории детей сопровождающему необходимо:

  создать атмосферу безопасного самопознания;

   определив «точки роста», перспективы его развития с учетом ОВЗ, целенаправленно создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных моментах;

      К какому бы типу мы не относили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в дошкольном учреждении, они требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только в таком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит и своего будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...