Сценарий ко дню рождению Мусы Джалиля (старшие и подготовительные группы)
план-конспект занятия (старшая группа)

Ахметзянова Фарида

Сценарий ко дню рождению Мусы Джалиля

(старшие и подготовительные группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musa_dzhalil.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   общеразвивающего вида №50 НМР РТ

                                              Утверждаю:

Заведующий МБДОУ № 50

__________М. Х. Марданшина

                       Муса Джалиль –

поэт-герой

Сценарий ко дню рождению Мусы Джалиля

(старшие и подготовительные группы)

 Составила: воспитатель по обучению

татарскому и русскому языкам

Ахметзянова Ф.Ф.

РТ Нижнекамск

Программное содержание:

-Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Муса Джалиля.

-Закрепить умение правильно рассказывать стихи на татарском языке.

-Создать праздничное настроение. Воспитывать уважение и любовь к татарским писателям и поэтам.

Материал к празднику:

-Портрет Мусы Джалиля.

 -Его книги (гости из библиотеки)

-Дата-15 февраля 1906 год. 114 лет.

-Проектор со слайдами

-Выставка с рисунками детей

                   Дети под вальс Сайдашева входят в зал и здороваются с гостями.        

Ведущая:  Здравствуйте, дети. Сегодня - день родного языка и сегодняшний праздник мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.

Алып баручы: Исәнмесез, балалар. 21 февраль-туган тел көне. Бакчабызда бу көнне Муса Җәлил иҗатына багышлыйбыз.

Ведущая:  Кто такой Муса Джалиль?

Дети: Татарский поэт (Да, поэт). Поэты и писатели умеют говорить литературным языком, это значит, говорить красиво и правильно. Мы с вами в садике учимся и научимся говорить правильно, так, как говорил Муса Джалиль.

Алып баручы: Кем сон ул Муса Җәлил?

Балалар: Ул герой шагыйрь. .Шагыйрьләр һәм язучылар әдәби телдә матур итеп сөйләшәләр.Без дә бакчабызда Муса Җәлил кебек дөрес һәм матур итеп сөйләшергә өйрәнәбез.Аның шигырьләрен ятлыйбыз.Хәзер Муса Җәлилнең “Җырларым” шигыреннән бер өзек тыңлап китәрбез.

1 бала(4гр-Вика)

.Җырларым сез шытып йөрәгемдә,

Ил кырында чәчәк аттыгыз.

Күпме булса сездә җыр Һәм ялкын

Шул кадәрле җирдә хакыгыз.

1 ребенок:(Ксюша 9гр)

Песни в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

2 ребенок.(Милена 9гр)

Вам я поверил своё вдохновенье,

Жаркие чувства и слёз чистоту.

Если умрёте - умру я в забвенье,

Будете жить - я с вами жизнь обрету.

Ведущая:         - Ребята, мы сегодня поговорим о татарском поэте Муса Джалиле. Родился он в начале века в 1906 году 15 февраля, в Оренбургской области деревне Мустафа. Муса родился в многодетной семье шестым ребёнком. В школу Муса отправился в шесть лет, позавидовав старшему брату. Способный мальчик за первый же год учёбы освоил всю программу начальной школы. Мальчик был трудолюбивым, старательным, музыкальным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ Муса» (маленький Муса). Но когда началась Великая Отечественная Война, в 1941 году он в первых попросился на фронт. В перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов. Попав в плен Муса Джалиль создаёт антифашистскую группу, которая подпольно ведёт борьбу в плену врага. Но в группе оказался предатель. Мусу Джалиля и его друзей казнили.

Алып баручы:-Балалар,без бүген татар халкының герой шагыйре Муса Җәлил  турында сөйләшербез. Ул 1906 нчы елның 15 нче февралендә Оренбург өлкәсе Мостафа авылында туа. Гаиләдә алтынчы бала була.Өлкән абыйсына кызыгып мәктәпкә алты яшьтән үк китә.Беренче елны ук башлангыч сыйныфның бөтен программасын үзләштерә.Бик тырыш һәм музыка яратучы бала була.Бик кечкенәдән үк үзе шигырьләр яза, аларны газета-журнал битләрендә “Кечкенә Муса” дип бастыра башлый.1941 нче елда Бөек Ватан сугышы башлангач узе теләп фронтка китә.Сугышлар туктап торган арада шигырьләр яза.Пленга эләккәч ул фашистларга каршы төркемне җитәкли.Ләкин аның төркемендә сатлык җан була.Аның аркасында аларны җәзага тарталар.

Ребенок(Артем 3 гр)

Герой не гибнет, умирая;

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

Ведущая: А сейчас проведём викторину (ответим на вопросы) «Кто больше знает о Мусе Джалиле?»

Алып баручы:хәзер Муса Җәлилгә багышланган викторина сорауларына җавап бирербез.

Вопросы к викторине:

-Назовите достопримечательности в республике посвящённые Мусе Джалилю?

-Муса Җәлилгә багышланган истәлекле урыннарны атагыз.  (Кремль янында һәйкәл ,аның исеменә багышланган урам,музей йорты бар) (В Казани есть дом-музей Мусы Джалиля, стоит памятник Мусы Джалилю, который находиться около Кремля,  Есть улица названная в честь него)

-В нашем городе есть памятник около Дома народного твотчества и кинотеатр «Джалиль»

-Безнең шәһәрдә аңа һәйкәл куелган һәм кинотеатр аның исеме белән аталган.,

-Муса Җәлилнең кайсы әсәрләренә сез рәсемнәр ясадыгыз?( “Әтәч”, “Маэмай”,” Күке”, “Кызыл ромашка”, “Куян”, “Сандугач һәм Чишмә”

-К каким  произведениям нарисованы иллюстрации? («Петушок», «Пес», «Кукушка», «Ромашки», «Заяц», «Соловей и родник»)

Ведущий: Также поэт учил бережно распределять время, не тратить попусту.

-Алып баручы: Язучы  вакытны да бик оста бүлгән.Зурлар төркеме балалары “ Сәгать “ җырын өйрәнделәр. Алар  татар телендә “Сэгать” җырын башкарырлар. Рәхим итеп тыңлагыз.

-  Дети старшей группы споют песню на стихи Мусы Джалиля «Часы» на татарском языке

-Назовите правильную дату. (114 лет. 15 февраля)

- Да, Мусе Джалилю в 15 февраля  исполнилось бы 114 лет.

- Дети подготовительной группы споют нам песню на стихи Мусы Джалиля «Петушок» (на тат.языке?)

Какие стихотворения Мусы Джалиля вы знаете?

Нужно назвать стихотворение на татарском языке . («Карак песи», «Күке»,  “Куян”,   “Чишмә”, “Суык бабай” и т. д.)

- Муса Джалил написал  много стихов для детей и взрослых. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был казнён в фашистских застенках. Он герой Советского Союза.О героях он писал в стихотворении «Красная ромашка».

-Муса Җәлил герой шагырь.Сугыш турында ул үзенең “Кызыл ромашка “ шигырендә яза.

А сейчас поиграем в  игру “Собери ромашку». (Выкладывается лепестки ромашки(белого и красного цветов)

Получилась ромашка.Нам девочки из 4 группы расскажут на татарском языке стихотворение и  станцуют танец ромашек.

-Отрывок из какого произведения я прочитала? («Карак песи»)

Чоландагы ак майга

Ияләшкәннәр күселәр,

Мин чоланны сакларга

Куштым ала песигә:

- Мияу, мияу, пескәем!

Барчы, зинһар, чоланга,

Майны сакла күседән,

Оясыннан чыгарма

-О Войне и о четвероногих друзьях он писал в стихоторении «Мой пес»

(1 ребенок на русском , 1 ребенок на татарском языках рассказывают стих «Мой пес» (Захар 3гр), «Маэмай»(Динэ 9 гр)

Ведущий - Каждый год в Казани в день рождения поэта люди собираются у памятника Джалиля, читают его стихи, говорят о том, как хорошо жить без войны, что никто не имеет право отнимать жизнь у других. Дочь М. Джалиля Чулпан каждый год приезжает в Казань, чтобы побыть у памятника отца. Она гордится подвигом отца.

-Посмотрите на портрет дочери поэта.

 - А какой подвиг совершил М. Джалиль? (Ответы детей) Он знал, что его казнят, его мучили, пытали, но он все равно не перешел на сторону врагов, не согласился сотрудничать с фашистами. Продолжал бороться против врагов языком стихов. Мы называем его поэтом – патриотом.

- Кто такой патриот? (ответы детей)

-Человек, который любит свою Родину, родную землю и никогда не предает её. Джалиль очень любил свою Родину, людей. Творчество и подвиг Мусы Джалиля знают не только в нашей стране, а во многих зарубежных странах. Стихи М. Джалиля призывают нас быть смелыми, бесстрашными, заставляют задуматься о том, как это здорово - жить в мирное время.

-Память М. Джалиля увековечена. Есть улицы М. Джалиля в городах, селах, есть книги о нем, есть музеи. В Казани около Кремля стоит памятник Мусе Джалилю.(обратите внимание на памятник)

- Скульптур изобразил его закованным в колючую проволоку. Но мы видим, что поэт не сломлен, не испуган. Его поза выражает решительность, смелость. Он гордо смотрит вперед, крепко сжатые кулаки говорят о готовности к борьбе, о вере в победу. Мы всегда будем помнить о подвиге М. Джалиля, и будем рассказывать об этом детям.

-А сейчас слово дадим нашим гостям из библиотеки (выступление гостей из библиотеки)

- На этом наш праздник, посвященный Мусы Джалилю подошел к концу, но память о нем будет вечно.

-Спасибо, ребята.

-Можете смотреть книжки из библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий летнего спортивного праздника для средней, старшей и подготовительной групп "День Нептуна"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3072489","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

сценарий праздника к 8 Марта в старшей и подготовительной группе

В сценарии представлены сюжетная линия праздника, песни, стихи и гры с детьми и родителями....

Развлечение "Праздник-безобразник или день рождения Бабы Яги" старшая и подготовительная группы

1 апреля в нашем детском саду (в группах «ПЧЕЛКИ» и «ПОЧЕМУЧКИ») прошёл праздник «День рождения Бабы Яги». Мероприятие получилось весёлым, задорным, интересным....

мониторинг освоения ООП ДО "От рождения до школы" старшая и подготовительная группы

представляю вашему вниманию мониторинг разновозрастной группы....

Сценарий развлечения " День рождения детского сада" для детей подготовительной группы 2021 год

Сценарий развлечения " День рождения детского сада" для детей подготовительной группы 2021 год...

Сценарий ко дню рождению Мусы Джалиля

Программное содержание:Познакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Мусы Джалиля.Закрепить умение правильно рассказать стихи на татарском языке.Создать праздничное настроение.Воспитывать ...