Тренинг личностного роста "Познай себя"
материал

Милохова Елена Петровна

Тренинг личностного роста «Люби себя».

Цель: осознание своей индивидуальности, повышение самооценки, освоение активной позиции самопознания и развития себя.

Задачи:

1.Способствовать позитивным взаимоотношениям между педагогами.

2.Развивать понимание индивидуальных личностных особенностей.

3.Повысить самооценку.

4.Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_poznay_sebya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностного роста «Люби себя».

Цель: осознание своей индивидуальности, повышение самооценки, освоение активной позиции самопознания и развития себя.

Задачи:

1.Способствовать позитивным взаимоотношениям между педагогами.

2.Развивать понимание индивидуальных личностных особенностей.

3.Повысить самооценку.

4.Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов.

Технические средства: магнитофон, диски с записью мелодий

Стимульный материал:

большие очки,

листочки с изображением «Лесенки»,

листочки к упражнению «Закончи предложение»,

анкета к упражнению «Обратная связь»,

сундучок с надписью «Шкатулка возможностей»

игрушка «Сердечко» и открытки в форме «Сердечка»,

буклеты «10 факторов успеха», «25 правил которые изменят кардинально твою жизнь», «Законы саморазвития и личностного роста»

ПЛАН:

I этап – организационный

Цель: знакомство участников друг с другом, создание положительного настроя на работу

1.Вводное слово ведущего (ознакомление с целями и задачами).

2.Упражнение «Давайте поздороваемся».

3. Упражнение «Что в имени моем»

4. Игра «Сменяющиеся команды».

5. Ознакомление с правилами работы группы

II этап – диагностический.

Цель: осознание своей индивидуальности и повышение своей самооценки

1. Информирование «Немного из жизни наших Я»

2.Упражнение «Закончи предложение»

3.Упражнение "На какой я ступеньке?"

4.Декларация моей самости «Я – это Я».

5. Игра «Говорящие очки».

III этап – практический.

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможности положительных изменений  в жизни

1.Упражнение “Идеальный психолог”.

2.Упражнение “Идеальная женщина”.

3.Упражнение «Шкатулка возможностей». 

IV этап – заключительный.

Цель: рефлексия, закрепление позитивных ощущений от занятия, подведение итогов занятия, обратная связь

1.Упражнение «Сердце коллектива».

2.Упражнение «Последняя встреча».  

3.Заполнение анкет «Обратная связь».

I этап – организационный.

Цель: знакомство участников друг с другом,  создание положительного настроя на  работу

1.Вводное слово ведущего.

Ведущий 1:Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на занятии.

Сегодня на занятии вы сможете:

  • Пройти индивидуальную диагностику и получить консультацию по её результатам
  • Узнать о себе много интересного, о чем вы возможно, никогда еще не задумывались, проявить свой нераскрытый творческий потенциал
  • Освободиться от части эмоционального груза вашей нелегкой работы, пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, раскрепоститься, избавиться от некоторых внутренних зажимов, найти поддержку коллег, и просто немного отдохнуть

Ведущий 1:  сначала предлагаю вам настроиться на работу с помощью небольшой разминки.

2. Упражнение «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Описание: Педагоги по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Ведущий 1: А сейчас давайте познакомимся поближе

3. Упражнение «Что в имени моем».

Цель: создание положительной атмосферы в группе, на поднятие самооценки участников тренинга. Оно акцентирует внимание на ценности каждого члена группы.

Описание: Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.

Например:

Ж - жизнерадостная

А - активная

Н - новая

Н - необычная

А - артистичная

Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.

4. Игра «Сменяющиеся команды».

Цель: получения опыта общения и взаимодействия в разных командах.

Ведущий 1: По моему сигналу, например «четверки», вы должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой. Сразу после этого я назову действие, которое должны выполнить. Каждый раз по моему сигналу надо будет опять образовывать команды и выполнять новые действия:

- «тройки» – возьмитесь за руки, каждый должен рассказать о том, что умеет хорошо делать;

- «шестерки» – выставите вперед правое плечо и расскажите друг другу, какие запахи вам особенно нравятся;

- «четверки» – каждый из вас, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос;

- «пятерки» – поднимите брови, и назовите того, кого считает лучшим из мужчин;

- «семерки» – попытавшись пошевелить ушами, расскажите друг другу о звуках, которые вам приятно слышать;

- «двойки» – хлопните себя по плечу, вспомните и расскажите о своих достижениях за прошлый учебный год;

- «восьмерки» – поднимите руки над головой и сообщите о месте своего рождения;

         - «пятнадцать» (называется общее количество участников) – встаньте в круг, обхватив за талию стоящих рядом. Сделайте шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикните: «Доброе утро, коллеги!».

5. Ознакомление с правилами группы

Ведущий 1: А сейчас я вам предлагаю ознакомиться с правилами работы группы

1. Доверительный стиль общения (насмешки и злословие исключаются);

2. Общение по принципу «здесь и сейчас» (обсуждение только того, над чем работаем);

3. Персонификация высказываний (нет безличной речи, вместо «мы», «нас» говорим «я», «для меня»;

4. Обращение на «ты»;

5. Искренность в общении (нет желания говорить правду – молчим);

6. Активность (даже если упражнение кажется неинтересным, работаем);

7. Конфиденциальность;

8. Недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека: «Он не прав…», «Он мне не нравится…», а поступки: «Я не согласен с действиями…»;

9. Не давать советов, если тебя об этом не просят;

10. Уважение к говорящему (даем возможность высказаться);

11. Ведущий всегда прав (имеет право на применение санкций в ответ на нарушение правил).

II этап – диагностический

Цель: осознание своей индивидуальности и повышение своей самооценки

 Информирование “Немного из жизни наших Я”.

Ведущий 2: “Познай себя”. Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой. Первые признаки разлада в себе – психосоматические заболевание, (болит голова. сердце, кишечник, не пойму почему), а затем и соматические. Но вспомните свои попытки самоанализа, - чем больше думаешь о себе, тем сложнее ответить на вопрос: “ Кто Я?” Иногда подозреваешь в себе гения, а уже на другой день ощущаешь, что ты – самое презренное существо на свете. Умело выходя из запутанной жизненной ситуации, пасуешь почему-то в незначительном уличном инциденте. Смелый и раскованный в одном случае, неожиданно становишься робким и пассивным в другом. Так кто же я на самом деле?

На самом деле Я являюсь “совершенством” и “ничтожеством” одновременно. Эти две части совершенно равноправные. Настоящий самоанализ заключается не в нахождении какой-то главной части моего Я и отождествлении с ним. Например: “Я понял, что Я – трус, или Я – волевой человек”. То, с чем человек себя отождествляет, сразу же его порабощает. Более верным является принятие всех качеств и проявлении своей личности как ценных.

К сожалению, пока еще мало известно о законах нашей психической жизни, о душе. Хотя уже сейчас можно выделить некоторые открытия “из жизни наших Я”:

- они изолированы друг от друга, т.е. в обычных условиях мы не допускаем встречи наших Я. Наши части включаются попеременно, и нередко часть, которой хочется приключений и находит их, но расплачивается за это другая наша часть.

- если какая-то наша часть резко выделяется (доминирует), то это говорит о том, что противоположная ей часть так же сильно в нас развита, но вытеснена. Если мы являемся застенчивыми, то внутри нас сидит настоящий нахал. В один прекрасный день он себя обнаружит. Возвысившийся раб становится еще более властным господином. Иванушка - дурачок оказывается всех умнее – этих примеров множество.

- Те части, которых мы не признаем в себе и не считаем своими, очень хорошо замечаются в других, а чаще просто им приписываются. Человеку с подавленной агрессией другие люди видятся очень грозными. Люди, которые нас сильно раздражают, имеют общие с нами проблемы.

- В виду отсутствия контакта между нашими частями они ничего не знают друг о друге. Поэтому работают так, что называется “вразнобой”, а иногда прямо противоположно друг другу. Скованный человек, это тот, у которого части его Я упорно враждуют друг с другом. Вся энергия такого человека уходит лишь на то, чтобы сдерживать их. Секрет же естественности и обаяния - в согласованной работе наших частей. Я говорю “люблю” и текстом, и тоном, и движением. Чаще же бывает иначе. Слова говорят одно, интонация – другое, жесты – третье.

Если говорить о познании себя, то это, скорее расширение зоны принятия себя в целостную систему. Познав и приняв себя, полюбив себя человек будет действительно хозяином себе, где каждой своей части он найдет применение, где ни одно из наших Я не будет отбрасываться как вредное, бесполезное или опасное.

Ведущий 2: Возьмите лист бумаги, ручку и закончите предложения…

1.Задание: составить список ценных качеств в себе, закончив предложение:

Я забочусь… Я люблю… Я помогаю… Я признаю… Я талантлива… Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе…

Рефлексия: трудно ли было дописывать…

Ведущий 2: Все человечество состоит из оптимистов и пессимистов. А по отношению к себе, к своим способностям и возможностям все люди делятся на уверенных в себе, имеющих высокую самооценку, и малоуверенных в себе, имеющих заниженную самооценку. Если у первых все хорошо, то вторые не прочь изменить свою жизнь.

- Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь.

1.Упражнение "На какой я ступеньке?"

Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька - самооценка занижена

- 5-7 ступенька - самооценка адекватна

- 8-10 ступенька - самооценка завышена

3.Декларация моей самости

Цель: повышение  самооценки педагогов-психологов

Я – это Я.

 Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

 Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.

Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.

Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.

Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я - это замечательно!

4. Игра «Говорящие очки».

Цель: сплочение коллектива, развитие дружеских взаимоотношений между коллегами, снятие психоэмоционального напряжения

Один из педагогов одевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот в свою очередь, произносит фразу: «Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные слова в адрес коллеги.

III этап – практический

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможности положительных изменений  в жизни

Ведущий 3: Профессия педагога-психолога появилась в России всего около 20 лет назад. Социальная значимость профессии достаточно высока, поскольку она имеет немалое значение в жизни детей и их родителей. Представитель данной профессии  всегда должен оставаться терпеливым и доброжелательным. А какими еще должен обладать качествами современный педагог-психолог. Предлагаю вам составить психологический портрет идеального педагога-психолога. Для этого мы с вами разделимся на команды.

1.Упражнение “Идеальный педагог- психолог”

(проводится в малых группах по 4 человека).

Подгруппам предлагается составить психологический портрет идеального педагога - психолога на листочках.  Затем происходит обсуждение.

Ведущий 3: согласно исследованиям при составлении портрета идеальной женщины глазами мужчин, было выявлено, что   мужчины хотят видеть рядом с собой не образцовую хозяйку, которая вкусно готовит, а милую и добрую женщину, которая любит детей и животных, имеет высшее образование, интересную профессию и хобби. Она не обязательно должна быть отличной любовницей и иметь идеальную фигуру, мужчины больше ценят чувство юмора и веселый нрав, пишет (The Daily Mail)

2.Упражнение “Идеальная женщина”.

(проводится в малых группах по 4 человека).

Подгруппам предлагается составить портрет идеального руководителя и протрет идеальной женщины. Затем происходит обсуждение.

Итогом двух игр является вывод о том, можно ли быть идеальным педагогом-психологом и идеальной женщиной одновременно.

Ведущий 3: Мы с вами составили психологические портреты идеальной женщины и идеального педагога-психолога, все эти качества я складываю в «Шкатулка возможностей» и предлагаю каждому из вас взять по одному качеству, не заглядывая в сундук.

3.Упражнение «Шкатулка возможностей». 

Цель: приобретение навыков позитивного мышления, осознание возможности позитивных изменений в жизни, визуализация желаний.

Материалы: 1 сундучок с надписью на одной стороне «Чемодан возможностей», листочки с качествами идеального педагога-психолога и идеальной женщины - по числу участников

Ведущий 3. Представьте, что вы не только получили листочек с написанным на нем качеством, но и приобрели само качество. Закройте глаза, если хотите. Помолчите минуту. Почувствуйте, каково это – обладать этим долгожданным качеством. Как вы изменитесь внешне, как изменится ваше поведение, отношение к людям, интересы, взгляды на жизнь? Может, в вашей жизни произойдут важные изменения благодаря этому качеству? Какие? Как на вас станут реагировать другие люди?

IV этап – заключительный.

1.Упражнение «Сердце коллектива».

Ведущий 3: Мы сегодня с вами очень плодотворно и хорошо поработали, объединились и стали  более сплоченным, дружным коллективом,  а, знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце? Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.

3.Упражнение «Последняя встреча». 

Занятие уже закончилось, скоро расставание. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, кто-то забыл поделиться с группой своими переживаниями? Может, есть участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь".

4.Заполнение анкет «Обратная связь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Тренинг личностного роста для педагогов дошкольных образовательных организаций.

Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальн...

Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ

Тренинг направлен на самоосознание и выявление своего внутреннго Я. Содержит приемы по расстановки жизненных приоритетов человека.   ...

Анатированый каталог методик по тренингу личностного роста

Материал содержит описание, область применения и этапы тренинга самопознания и личностного роста...

Технологическая карта "Групповой тренинг личностного роста"

Будет интересно старшим воспитатетлям в работе с педагогами....