Занятие НОД по познавательной деятельности «Удивительный предмет»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лазарева Марина Анатольевна

Занятие направлено на развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с магнитом и его свойствами на основе опытно - исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_predmet_ryabinka_lazareva_pogudo.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Жемчужинка»

муниципального образования г. Саяногорск

655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный  мкр., дом 11, тел. 2-91-92, 2-37-11

Познавательное развитие

Непосредственно образовательная деятельность в старшей  группе

«Удивительный предмет»

Воспитатель:

Лазарева М.А.

Погудо С.Б.

г. Саяногорск 2019г

Цель: Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности детей «Удивительный предмет».

Задачи:

  • Создать условия для развития умения совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
  • Формировать начальные представления о магните его свойствах и  практической значимости магнита в жизни людей;
  • Обогащение словаря:  «магнетизм», «полярность», «магнитная сила»;
  • Развивать интерес к познанию через познавательно-исследовательскую деятельность;
  • Обеспечить условия для формирования навыка безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

Методы и приемы: игровой, создание проблемной ситуации, поисково-исследовательская, продуктивная деятельность, наглядные (зрительные).

Оборудование и ТСО: фартуки, магниты, пластиковые тарелки, два подноса, предметы (обрывки картона, бумаги, карандаш, железные предметы, маленькие пластмассовые игрушки), монетки, лист картона, магнитная бабочка, магнитофон, стаканы пластмассовые, крепки, иллюстрации использования магнита в жизни человека, аудио запись сообщения от «Путешественника Чудотворкина».

Педагогические технологии: гуманно-личностные, социо - игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика, динамическая пауза.

Индивидуальная работа: помощь ребенку по необходимости.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Этапы непосредственно

образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной ситуации развития и психолого – педагогические условия

Вводная часть

Организационный и мотивационный момент

Дети играют в группе

В группе раздается телефонное сообщение: «Здравствуйте дорогие ребята! Я, великий ученый путешественник Чудотворкин…. Хотел отправится в путешествие для поисков новых тайн и загадок. У меня сломался компас, стрелка не показывает направление. Я не знаю, что мне делать?  Ребята вы готовы мне помочь?

Дети обращают внимание на звуковое сообщение

Условия для развития воображения, проявления чувства радости, от оказания помощи тому, кто в ней нуждается

Воспитатель собирает детей в круг

Воспитатель отправляет смс с адресом Симки и Нолика

Воспитатель подготавливает детей на разделение  на группы.

Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь Чудотворкину? Как мы можем помочь «Чудотворкину»? воспитатель подводит детей к мультипликационным героям «Фиксики»

Кто из героев мультфильмов может починить компас? Воспитатель: Правильно Симка и Нолик из мультфильма «Фиксики». помогут Чудотворкину  починить компас.

Ответы детей

  Дети предлагают различные варианты.

Условия для развития самостоятельности и инициативы и для проявления  речевой активности  

Профессор Чудотворкин: Спасибо ребята. А пока ваши друзья будут чинить мой компас, я вам выписал пропуск в мою лабораторию, в которой вы сможете  познакомиться с новым предметом и его свойствами.

Прослушивание записи

В.: Ребята, вы хотите,  отправиться в лабораторию и узнать свойства нового материала?

В: Ребята, в лаборатории ученые работают группами. Нам нужно разделиться на три группы. Как это сделать?

В: Вот пропуск, который отправил нам ученый-путешественник.  

В мире много интересного,

но порою неизвестного.

Миру знаний нет предела

 так скорей друзья за дело

Дверь волшебную откроем

и  мир тайн скорей  раскроем.

Ответы детей

Дети предлагают свои варианты

Условия для развития самостоятельности и инициативы и для проявления  речевой активности  

Создать условия для проявления иннициатирования и предложений.

Основная часть

Дети с зоны ковра переходят в зону столов. Их встречает старший лаборант.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию правил поведения в лаборатории.

Воспитатель обращает внимание на магнитную доску на фиксирования результатов опытов.

На столе лежат магниты, воспитатель дает детям выбрать и потрогать, дети делают умозаключение.

загадывание загадки

Воспитатель проводит динамическую паузу

Воспитатель рассказывает о магните и демонстрирует иллюстрации.

Воспитатель предлагает заняться поисково-исследовательской деятельностью. И ведет диалог по выводу опытов.

Воспитатель создает условие для обогащения словаря

Воспитатель организовывает зрительную гимнастику

«Полет бабочки» Воспитатель подводит детей к действию магнитной силы и уточняет,  через какие материалы действует магнитная сила.

Воспитатель обращает внимание на фиксирование результатов опытов

Ст Л.: Здравствуйте  ребята. Я старший лаборант «Фёкла Пробиркина». (Вступает в диалог с детьми и выясняет причину появления детей в лаборатории). А кто из вас  знает и может назвать правила поведения в лаборатории?

Ст Л.: Вы молодцы, но есть еще одно правило. После каждого опыта, исследователи делают выводы о результатах (воспитатель обращает, внимание на доску где будут фиксировать результаты опытов).

Ст Л.: Ребята, подойдите к столам выберите и рассмотрите предмет, который лежит на столе.

Ребята, вы догадались, что это за предмет?

(Загадка про магнит.)

Этот жадный предмет

Все железо хватает

Для него нормы нет

Прилипанием страдает.

(Магнит)

Мы с мамой взяли  магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Ст. Л.: Вы  хотите узнать, что такое магнит, откуда он берется и какими он обладает свойствами?

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником  прилипают к черным камням. Так и появился магнит в жизни людей, а камень назвали в честь именем пастуха.

Ст.Л: Ребята, кто из вас может назвать основное свойство магнита. Вы готовы проверить эти свойства?

№1 Свойство «Притяжения»

Ст.Л: У вас на подносах находятся предметы из разных материалов. Поднесите магнит по очереди к каждому предмету. Предметы, которые притягиваются, положите в тарелку со знаком «+». Предметы, которые не притягиваются в тарелку со знаком «-».

Ст.Л: Какие предметы притягивает магнит?

Ст.Л: Совершенно верно! Магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство называется МАГНИТНОЙ СИЛОЙ. Повторите вместе со мной «Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой»

Ст.Л: С ребята, вы хотите узнать может ли магнитная сила действовать через другие материалы.

Опыт№2. «Действие магнита через другие материалы»

Перед вами стаканы с водой. Возьмите скрепку и опустите ее в стакан.

-Как достать скрепку не замочив рук?

Ст.Л.: Вы хотите узнать, как можно достать скрепку из воды, не замочив руки. Для этого, нужно  точно, выполнять указания по технической карте. Ст.П:: все справились, у всех получилось достать скрепку из воды не замочив руку? Действует ли магнитная сила через стекло, пластмассу и воду?

Воспитатель:

Если вдруг закроете глаза,

Чудо вмиг произойдет тогда,

1,2,3,4,5- будет бабочка летать.

Ст.Л.: Ребята, кто скажет, почему бабочка не упала с листа картона, продолжала двигадаться по нему?

Опыт №3 «Магнитное поле»

Ст.Л.: Ребята, как вы думаете, притягиваются два магнита друг к другу? Готовы  узнать?

Поверните один магнит другой стороной?

Что же происходит?

Ст.Л: Значит, магниты могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Ст.Л: Мы  узнали еще одно свойство магнита. У любого магнит два полюса: северный и южный. Разные полюса притягиваются. А одинаковые – отталкиваются. У некоторых магнитов южный полюс окрашен в синий цвет, а северный в красный. Обратите внимание у компаса стрелка с одной стороны синяя, а  с другой красная. И как бы я не повернула компас, его стрелка всегда будет показывать на север. Стрелка у компаса магнитная и притягивается к северному полюсу Земли, а почему, вы узнаете, когда придете ко мне в лабораторию.

Ст.Л.: Ребята, у вас на столах лежат конверты в них одно из свойств магнита. В группе вы определите, какое свойство, и один из вас прикрепит на доске и расскажет о нем.

Ст.Л: На этом коллеги я с вами прощаюсь, Жду новых встреч с вами.

Дети ведут диалог со старшим лаборантом.

Ответы детей.

Дети слушают указания фиксирования результатов.

Ответы детей

Дети выбирают магнит.

Ответы детей

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Дети слушают легенде о предмете

Ответы детей

Дети выполняют опыты.

Ответы детей

Повторное повторение формулировки.

Ответы детей

Поисково-исследовательская деятельность

Дети выполняют действия по алгоритму.

Ответы детей

Дети выполняют действия по указанию воспитателя.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют действия по указанию воспитателя.

Ответы детей

Ответы детей

Дети слушают рассказ

Условия для проявления  речевой активности, рассуждений и диалогической речи.

Условия для проявления  речевой активности, рассуждений и диалогической речи.

Условия для тактильного обследования предмета, проявления  речевой активности, рассуждений и диалогической речи.

Условия для развития логического мышления.

Условия для развития двигательной активности и здоровьезбережения

Условия для развития воображения, проявления интереса от сказанного.

Условия для развития обследования предмета в поисково-исследовательской деятельности,

проявления  речевой активности,

рассуждений и диалогической речи.

Условия для высказывания, предположения.

Условия для активизации словаря

Условия для развития обследования предмета в поисково-исследовательской деятельности,

проявления  речевой активности,

рассуждений и диалогической речи.

Условия для развития офтальмологической активности и здоровьесбережения

Условия для высказывания предположения.

Условия для проявления  речевой активности, рассуждений и диалогической речи.

Условия для развития обследования предмета в поисково-исследовательской деятельности,

проявления  речевой активности,

рассуждений и диалогической речи.

Условия для расширения представления о предмете

Условия для развития умения сотрудничать в предложенных формах.

Заключительная часть

(Рефлексия)

Воспитатель собирает в зоне ковра для обратной связи.

Звучит звуковое сообщения от Профессора Чудотворкина

Ребята, кому вы сегодня помогали?

Что нового узнали?

Кому вы расскажете или хотите рассказать?

Большое спасибо вам ребята, ваши друзья починили мой компас, у него сломалась магнитная стрелка. Вам я отправил подарок альбом «Использование магнита в жизни людей».

Ответы детей

Дети прослушивают звуковое сообщение

Условия для развития мыслительной активности, самостоятельности и инициативы.

Условия для развития воображения, проявления чувства радости, от оказания помощи тому, кто в ней нуждается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект открытого интегрированного занятия по экспериментально-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”.

Конспект  интегрированного занятия по экспериментально-познавательной  деятельностидля детей старшего дошкольного возраста “Удивительные свойства воды и воздуха”....

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект занятия по познавательной деятельности "Удивительный мир космоса".

Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и по...