Игровой подход в обучении детей музыкально-ритмическим движениям
статья по музыке

Шалугина Елена Брониславовна

Мир детства -  это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движения – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная ему природой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная игра как средство освоения музыкально-ритмических движений

Красоту следует искать и находить

                                                                                                в детях: в свете их глаз и в красоте

                                                                                       их маленьких рук, вытянутых

                                                                                                в очаровательном движении.

Айседора Дункан

    Мир детства -  это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Движения – это форма существования человека на земле, его жизнь, данная  ему природой.

       Ребенок - душа и цветок природы. Как не могут цветы жить без света, тепла и воды, так и дети не могут быть лишены красоты движения. Воспитание красотой движения – одна из главных задач гармоничного развития ребенка и становление личности.

     Подмечено, что специфической особенность танца является единство музыки и движения, объединенных ритмом. По мнению Э. Жак-Далькроза, создателя целой системы упражнений, отражающих тесную связь музыки, ритма с движением человека – «только органическая связь музыки, с языком движения обеспечивает гармонично-ритмическое воспитание»

    Получая огромную радость и наслаждение от общения с красотой движения под музыку, ребенок счастлив, ведь танец и движение дают ему выразить себя, свои мироощущения и переживания.

     Игра развивает индивидуальность, играя, ребенок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, а также получая знания в игровой форме, он усваивает быстрее и легче.

   Педагог должен стараться, чтобы в обучении музыкально-ритмическим движениям, все было прозрачно и понятно детям, что несомненно, стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

          Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста очень важно, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

         Детство – это, прежде всего, игра. Если ребенок познает мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им быстрее и легче.

        Вот и на музыкальных занятиях игровые приемы должны использоваться во всех видах деятельности, тогда процесс обучения будет живым, интересным и, главное, результативным.

        В своей работе с детьми я столкнулась  с проблемой разучивания музыкально- ритмических движений. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и «поставь ногу сюда, а эту вот так», не всегда успешно. Если у ребенка с самого начала не получилось то или иное  движение, то он, порой начинает комплексовать, особенно если эта неудача произошла при ребятах, и на его ошибку обратили внимание и сделали замечание при всех.  Индивидуальные занятия могут спасти ситуацию, но ребенок уже боится сделать не так, вдруг у него не получится и на следующем занятии? Кроме того, обучение музыкально-ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей – сухой неоднократный повтор гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни педагога.

       Передо мной встал вопрос: как привить детям любовь к обучению музыкально - ритмическим движениям с младшего возраста? Как сделать процесс обучения интересным, занимательным?

       Мне не хотелось отрабатывать с детками каждое  движение  способам  

   неоднократного, машинального повтора за взрослым. Ведь ещё  Леонид Плетнев   сказал: «Танцевать можно плохо, учить плохо – нельзя!»

        Прежде чем углубленно заниматься этим вопросом и, изучив ряд методической  литературы:

  • «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина, ЛОИРО С-Петербург 2000г.;
  • Музыкально-двигательные фантазии И.Каплунова И.Новоскольцева, «Композитор», Санкт-Петербург 2003
  • Журналы: «Музыкальная палитра»,
  • «Музыкальный руководитель»,              
  • «Дошкольное вопитание»
  • «От жеста к танцу» Е. В. Горшкова
  • « Хореография для самых маленьких» Л.Н. Барабаш
  • «Учимся петь и танцевать, играя!» А.А. Евтодьевой

        я стала разрабатывать и находить игровые приемы, ситуации для обучения музыкально-ритмических движений в игре.

        «Образная игровая форма позволяет поддерживать у детей интерес к любому виду музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно и свободно», - отмечает Л.Н. Комисарова и Э.П. Костина.

         Музыка может быть подобрана так интересно и образно, что объяснит всё сама, без скучных монологов-пояснений, но стоит отметить, что в усвоении музыкально-ритмических движений, развитии чувства ритма, музыка и наглядность в образной форме может оказать неоценимую услугу! Помимо чувства ритма, в музыкально-ритмических деятельности отрабатывается и восприятие образов, развивается выразительность движений в танце, хороводе, при передаче музыкально-игрового образа. Б.М. Теплов писал, что центром занятий по ритмике должна быть музыка в её образном проявлении.

       Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях; развивать творческие способности, придумывать игровой образ, персонаж и «свой» танец – и  есть цель обучения танцевального творчества. Но динамика развития детского творческого самовыражения должна осуществляться от простого к сложному: от детских кукол – к образам сказочных персонажей и образам фантазий и природы! Мною разработаны и подобраны упражнения, которые носят как игровую форму, так и образную          форму обучения  танцевальным движениям.

        О. П. Радынова   в своих научных рассуждениях убеждает, что занимательное  обучение, в свою очередь, обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

       

       « Интерес к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия и необходимо варьировать, сочетать друг с другом», - пишет О. П. Радынова.

            Так, пение может перейти в инсценирование и сочетаться с музыкально-ритмическими движениями; оркестровка может тоже сочетаться с передачей характера музыки в движении, слушание плавно перетекать в танцевальное творчество!

       И все это даёт живость, непосредственность занятию, способствует развитию инициативы детей, проявлению выдумки, фантазии!

       Методы и приёмы обучения музыкально-ритмическим движениям

     На занятиях  значительная  часть  времени  отводится  разучиванию  различных движений  под  музыку.  

     Дети   учатся   ускорять   и   замедлять   движения, непринужденно   двигаться   в   соответствии   с   музыкальными    образами, разнообразным характером, динамикой музыки.

    В процессе систематических занятий по  движению  у  ребят,  развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится  вслушиваться  в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

    Детям младшего возраста свойственны  подражательные  движения.  Поэтому для  малышей  2-х   лет   желательно   использовать   в   игровых   ситуациях разнообразные  игрушки,  с  помощью  которых   можно   побуждать   детей   к выполнению несложных действий под музыку.

    Например: перед занятием педагог надевает на руку куклу  (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашает детей в музыкальный зал. Дети весело  маршируют,  подражают всем  движениям  петрушки,  которые  он  показывает:   хлопают   в   ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения   (в упр. «Гулять, отдыхать» М.Красева) или плясать.

    С первых  занятий  необходимо  развивать  стремление  самостоятельно  с творческими элементами выразительно двигаться под музыку.

    Таким образом, надо активно развивать и обогащать  двигательную  реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать  игровые  моменты.  Например:   в игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить,  кто  вышел  из лесу: медведь, лиса, зайчик и др.  но  и  передавать  движением  неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого  зайчишку.  Каждый  ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

    Интересные игровые творческие  задания  мы  проводим  после  повторного слушания  нового  музыкального  произведения.  Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый,  бодрый,  танцевальный  характер музыки. Один говорит: «Это музыка-танец, она веселая и  танцевать  ее  надо легко и  весело»  и  начал  выполнять  поскоки.  Другой  придумал  интересный ритмический рисунок хлопками. И вот  уже  знакомый  вид  польки  можно  было увидеть в движениях  других  детей.  Один за  другим  ребята  включились  в танец. Танцует вся группа.

   

   

    Таким образом, игровые приемы на  занятиях  музыки  способствует  более активному восприятию  музыки  дошкольниками,  позволяет  в  доступной  форме приобщать их к основам музыкального искусства.

     

  Список литературы

  1. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  1. Практическое пособие по хореографии для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и начальной школы/ Авт.-сост. Т. О. Шалар. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.

  1. Горшкова Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.: Научно-практическое объединение психотехника, 1996.

     

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др. – М.: Просвещение, 1982.

  1. Ирванцова О. В. Очарование движением. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.

  1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая                               гимнастика для детей. – СПб.: «Детство-пресс», 2000.

  1. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2006.

  1. Агапова И. А.,   М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007.

  1. Евдотьева А. А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.                                                                                                                                                                                                                                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическо...

Консультация «Игровые приемы в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям» (Сентябрь 2020)

Консультация по музыкальному воспитанию детей для родителей и воспитателей...

Консультация на тему: " Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе обучения детей музыкально-ритмическим движениям"

Консультация будет полезна как для начинающих педагогов так и для педигогов стажистов. Так как поможет узнать или освежить отдельные аспекты такого важного направления как развитие музыкально ритмичес...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной направленности для детей 4 до 7 лет

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе «Ритмическая мозаика» по обучению детей музыкально-ритмическим движениям физкультурно-спортивной  направленности для детей...