Педагогический совет на тему: "Удивительные станции художественно-эстетического развития"
учебно-методический материал

Ягунова Надежда Юрьевна

Педагогический совет на тему: "Удивительные станции художественно-эстетического развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnye_stantsii_h-er_docx.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 193»

Педагогический совет №3.
Тема: ««Удивительные художественно-эстетические станции дошкольного учреждения»».

Автор: старший воспитатель Ягунова Н.Ю.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.
Задачи:

 Повысить уровень образовательной работы в ДОУ по реализации содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

 Через игровую форму проведения педсовета помочь педагогам закрепить знания о видах, жанрах искусства, методике изобразительной деятельности детей.

 Стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников.

 Создавая обстановку сотворчества, способствовать проявлению способностей каждого педагога, самореализации.

 Способствовать сплочению педагогического коллектива

    Подготовка к педсовету:

1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
3. Проведение смотра - конкурса «Лучший центр изобразительной деятельности».

4.Изготовление буклетов «Методические рекомендации по содержанию художественно-эстетических центров в ДОУ»

Оборудование: 2 стола для команд, кроссворды, карточки с вопросами для 1 конкурса, наборы разрезных картинок (4 набора, портреты художников и репродукции картин: «Три богатыря», «Алёнушка», «Иван Царевич и серый волк» В.М. Васнецов, В.Г., «Опять двойка» Ф.П. Решетников, «Девочка на шаре» Пикассо; «Утро в сосновом бору» Шишкин И.И.), интерактивная доска, компьютер,  аудиозаписи: «Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)

Повестка дня: 
1. Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников».
2. Результаты смотра – конкурса центров  художественного творчества.

3. Педагогический пробег «Удивительные станции художественно-эстетического развития в ДОУ».
4. Решение педсовета.
     

   Ход педсовета:
Сообщение ст. воспитателя.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (
словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1)
 опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2)
опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного,  личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении —
развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
 Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
• Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство — как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно- эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.
 

Педагогический пробег «Удивительные художественно-эстетические станции дошкольного учреждения»
Цель: систематизировать знания педагогов в области художественно-эстетического развития. Ведущий предлагает считать педсовет  своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к изобразительной деятельности, формирования культуры.

Участники педсовета делятся на две команды с помощью лотереи. Ведущий игры дает целевую установку:  «Командам двигаться каждой по своему маршруту. При  правильном ответе на вопросы получать разрешение на переход к последующим этапам пробега. Победителем будет считаться та команда, которая, несмотря на лишения и трудности дистанции, проходит к финишу».  Членам команды дается 1 мин. для  придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме педсовета.

Первая остановка «Мозговой штурм»

(Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ, получают оценочную фишку)

 1. Назовите три основных цвета и докажите почему они основные? (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

2. Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

3. Назовите приемы лепки. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

4. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (РЕПРОДУКЦИЯ)

5. Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. (Живопись)

6. Искусство рисования тоном, пятном и линией, рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры. (Графика)

7. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы, фрукты (НАТЮРМОРТ)

8. Изображение художником конкретного человека или группы людей (ПОРТРЕТ)

9. Изображения художником самого себя (АВТОПОРТРЕТ)

10. Искусство строительства и украшения зданий (АРХИТЕКТУРА)

11. Объект изображения (НАТУРА)

12. Художник, в основном посвятивший своё творчество изображению животных (АНИМАЛИСТ)

13.Назовите самого известного русского художника мариниста.(Айвазовский)

14. Какого русского художника называли «певцом русской природы»? (Левитан)

15.  С какими художниками – иллюстраторами можно познакомить дошкольников? (Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Ю. Коровин, А. Пахомов, Е. Рачев, В. Лебедев, В. Конашевич.)

16.  Как звали основателя знаменитой картинной галереи в Москве?(Третьяков)

Вторая остановка  

 «Угадай-ка»

решение  кроссворда  по теме

Командам дается кроссворд. За каждое разгаданное слово команда получает очко, и дополнительное очко получает команда, которая первой отгадает кроссворд.

«НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИССКУСТВО  В  РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

                                         Кроссворд

    Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

     

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.(Глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (Игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье.(Гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести?(Скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера.(Прялка)

Третья остановка «Художественное творчество»

 Каждая команда называет материалы, используемые в детском саду методом пин-понга, выигрывает та команда, которая назовет прием рисования последней.

1 задание.

Назовите нетрадиционные приемы рисования:

• Рисование пальчиками

• Рисование ладошками

• Печать поролоном

• Свеча + акварель

• Рисование ватными палочками

• Отпечатки листьев

• Рисование песком

• Рисование мятой бумагой

• Кляксография

2 задание. «Найди портрет»

Для 1 команды: Выберите из представленных портретов портрет В. М. Васнецова и его репродукции.

Для 2 команды: Выберите из представленных портретов портрет И. Шишкина и его репродукции.

Четвертая остановка «Театральная»  

«Живые картины»

Командам в конвертах даются репродукции картин, которые надо оживить немой пантомимой.

«Бурлаки на Волге»

«Опять двойка»

«Три богатыря»

«Девочка на шаре»

 Одна команда изображает, а другая – отгадывает. Затем команды меняются ролями. (1 балл – точность показа, 2 балла – правильный ответ).

Пятая остановка «Музыкальная»

 Блиц-опрос:

Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)

Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)

Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)

С помощью каких ключей можно прочесть музыкальную запись?(Скрипичный и басовый ключи.)

Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)

Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)

Назовите разновидности песни (колыбельные, похоронные, свадебные, детские, серенады, романсы); танца (полька, вальс, чарльстон, фокстрот, румба, твист, рок-н-ролл); марша (детский, военный, спортивный, свадебный (торжественный), похоронный, цирковой).

Угадай мелодию. («Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)

 «Спеть песню по звериному».
Каждой команде дается песня. Нужно спеть ее по звериному. Команда «кошки», «утки», «вороны», «коровы», «собаки».

Рефлексия «Аленький цветочек»

В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на лепестке цветка свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки лепестков, они записывают и закрепляют их на стебле). После того как цветок собрали, ведущий отмечает наиболее оригинальные отзывы.

Подведение итогов.

Пока участники заполняют «Аленький цветочек», подводятся  итоги. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Награждение.

4.Результаты смотра-конкурса.
Накануне проведения педагогического совета, проходил смотр-конкурс на «Лучший центр изобразительной деятельности».

Жюри оценивало по отдельности младшие (1,2,3,5) и старшие группы (4,6,7,8,9,10,11,12,13,14) и вынесло следующее решение:

Среди младших групп: 1 место - № 2, № 5 – 2 место, № 1– 3 место.

Среди старших групп: 1 место - № 6, 2 место - № 9, № 11, 3 место – №10, № 13
Решение педсовета:

  • Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей (постоянно), более тщательно продумывать оформление и обстановку предметно-развивающей среды в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • 2. Продолжать осуществлять комплексный подход к художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.
  • 3.  Развивать художественный вкус, творческие способности и креативность детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию, побуждая их к эстетическому восприятию окружающего мира и предметов изготовленными самостоятельно, либо совместно со сверстниками.
  • 4.   Для развития творческой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой и проектной деятельности.
  • 5.   Использовать разнообразные формы работы с родителями (мастер-классы, педагогические гостиные, семинары-практикумы, и т.д.), подготовить наглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей (буклеты, папки-раскладушки, памятки и т.д.)
  • Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель. 

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей нелегкой, но интересной работе.

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009.
  2. Голицын Н.С. Копилка педагогических идей. М.: Скрипторий-2003, 2007.
  3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию// Дошкольное воспитание.2004. № 8.
  4. Комарова Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников. М.; Педагогическое общество России, 2005.
  5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО...

Презентация к педагогическому совету на тему: "Удивительные станции художественно-эстетического развития"

Презентация к педагогическому совету на тему: "Удивительные станции художественно-эстетического развития"...

Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Педсовет на тему: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспи...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...