Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников
статья

Милешина Ирина Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_belgorodchine.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

           Белгородчина… Край и близкий, и дорогой для каждого жителя области. Это - земля бескрайних золотых полей, богатейших рудников, меловых гор, синего неба, яркого солнца, культурных ценностей, памятных мест, а самое главное это – земля тружеников, героев, патриотов.

            Воспитание любви к родному краю начинается в раннем детстве. Это одна из задач нравственного воспитания, но включает в себя множество понятий. Это и любовь к городу, в котором человек родился и живет, это – уважение  к труду земляков, это – гордость за своих предков, которые в годы Великой Отечественной войны отстояли свой край. Ребенок, который только научился говорить, уже понимает свою принадлежность к своей семье, к своему роду. С самых первых книжек, прочитанных мамой, ребенок открывает окно в мир, приобщается к культуре и традициям своего края, своего народа. В окружающий мир ребенка входит природа: лес, река, птицы и животные. И уже можно говорить о начале формирования патриотизма. Эта работа по нравственному воспитанию человека будет длиться постепенно, всю жизнь. Начинает она закладываться в раннем детстве с любви к родителям и своей семье, со сказок, песенок, потешек, которые восхваляют добрых и трудолюбивых людей, с любви к братьям нашим меньшим, с заботы о них и сопереживании. Патриотизм – понятие очень многогранное, и, чтобы воспитать патриота  педагог должен понимать, что это работа планомерная и длительная.

           В концепции патриотического воспитания граждан РФ названы основные задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание по ФГОС – очень важная задача для педагогов. ФГОС изменил методологический подход к реализации этой задачи. Необходимо создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

       Понятие патриотизма как любви к нашей огромной Родине – России, мы в нашем саду начинаем с  привития малышам любви к своим близким, детскому саду, поселку, людям, которые живут и трудятся в нем, к родителям и их труду. Постепенно, расширяя границы, дети узнают, что живут они на Белгородчине, и чем знаменит наш край.  

     Чтобы дети полюбили то, что их окружает, мы показываем это с привлекательной стороны, проводим мероприятия, которые вызывают положительные эмоции, интерес. Любовь к Белгородчины мы прививаем через образовательную деятельность: читаем книги, знакомим с белгородскими авторами, проводим конкурсы, выставки, оформляем мини-музей, слушаем музыку, проводим экскурсии. Обязательно к этой работе привлекаем родителей. Семьи с интересом участвуют в исследовательской деятельности, изучая родословную своей семьи, своего поселка, узнавая уважаемых людей – жителей поселка и тех, кто проявил доблесть в годы войны, в Чечне, Афганистане. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне понимают значимость и трагизм событий на Курской дуге. Порой события давних лет трудно представить малышам. В помощь нам приходит музыка, живопись, фото, слайды, кино, экскурсии, встречи с ветеранами, участие в Бессмертном полку. В результате этой работы, у детей формируется:

  • уважение к своим близким,
  • интерес детей к истории своего края,
  • причастность к совместной деятельности,
  • взаимопонимание и взаимопомощь.

 

      В нашем детском учреждении празднуются и православные праздники: Рождество, Масленица, Святки, Пасха, Троица. Подготовка к празднику начинается задолго до события  и включает в себя большую работу по художественно - эстетическому развитию. Нельзя представить народный праздник, гуляния без народных песен, забав, игр. Знакомясь с произведениями музыкально народного творчества, дети способны понять мудрость русского народа, его певучесть и восхититься его талантами. Говорят, что музыка – язык Бога. Это часть мира ребенка. Пусть малыши еще не понимают ритм, но музыка проникает в подсознание и воздействует на эмоции и настроение. Дети воспринимают музыку всей душой и сердцем, с удовольствием разучивают слова песенок и легко запоминают. Например, к Масленице:

Верба рясна. Распрекрасна.

Едет Масленица красна.

На саночках расписных,

На кониках вороных!

В бочках донца выбиваючи.

Сыром горы устилаючи.

Маслом поливаючи.

Деток с горки катаючи

Живет Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица

Семь годков!

На примере этой незатейливой песенки детки увидят и услышат мелодику народной песни, получат эстетическое наслаждение, найдут непривычную форму слов (выбиваючи, поливаючи), что будет непременно способствовать развитию речи и, конечно, почувствуют свою причастность к народному творчеству.

        Рассуждая о музыке в контексте патриотического воспитания, нельзя не упомянуть композиторов Белгородчины, которые создали музыкальные произведения для детей.

      Александр Николаевич Балбеков – композитор широко известный в Белгороде. Он написал много детских произведений, в том числе музыку к детскому спектаклю «Жила – была Сыроежка». Многим детям это произведение знакомо и поэтому, беседуя о героях сказки,  мы прослушиваем музыку, говорим о чувствах, которые она вызывает и, конечно, подчеркиваем, что над  спектаклем и музыкой трудились наши талантливые земляки. Также Александром Николаевичем издано несколько книг детских песен: «На балу у Маргариты», «Неужели непонятно?...», «Мама, солнце и друзья». На примере только этого композитора можно  показать насколько одаренные люди живут среди нас, но на своих занятиях мы используем произведения многих других музыкантов. Рыбкин Е.А. близок  к нам территориально, т.к. несколько лет работал в музыкальной школе п. Веселая Лопань. Чтобы познакомить детей с творчеством этого композитора, мы сотрудничаем с ДМШ нашего поселка.

             Все патриотические мероприятия, проводимые педагогами нашего ДОУ, направлены на формирование у детишек любви к тому, что их окружает, любви к малой Родине, России. Беседы о природе родного края обязательно предваряются прогулками, экскурсиями. Для самых маленьких прогулки – это первые соприкосновения с прекрасным. Всё загадочно и интересно. Формируется нравственное, физическое и умственное развитие малышей. Увиденные растения, бабочки, птички, цветочки, жучки обязательно вызовут в детской душе восторг и желание это сберечь. Так закладывается бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе, к родине. После прогулок и экскурсий мы обязательно  вернемся  в этот удивительный мир в своих беседах. Можем устроить тематическое чаепитие совместно с родителями, посмотрим на нашу родную природу глазами поэтов и художников – наших земляков.  Природа является источником вдохновения писателей, художников и музыкантов. Веселые и поучительные стихи Ровеньского поэта Юрия Макарова, проникновенные стихи Софьи Фрост, Надежды Жарковой, Станислава Гущина, Владимира Молчанова – понятны детям и откликаются в  их душе. Произведения наших авторов не только прославляют  Белгородчину, но и помогают увидеть красоту самых неприметных или самых обыденных уголков.

Я поклонюсь берёзе белой

Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!
Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…

Это стихотворение поэта Владимира Михалева  о березе, как символе России созвучно с поэзией С.Есенина. Оно позволит малышам по-иному взглянуть на привычную березку  и понять, что это деревце родное, близкое  и связано с родиной.

              Творчество художников Белгородчины тоже не может остаться без внимания. Дети любят рисовать и с удовольствием создают свои шедевры на тему родной природы.  С учетом их возраста мы ведем беседы о творчестве белгородских художников, показываем  их работы по видео, иллюстрациям, рассказываем о выставках.  Дошкольникам трудно оценить работы взрослых авторов, поэтому мы деликатно и доступно знакомим малышей  с картинами Виктора Иванчихина  на тему «Моя любовь – пейзаж родной», где автор представляет пейзажи малой родины с её неброской, но глубокой красотой. Также  работы Белгородских художников мы используем в занятиях по темам: «Святое Белогорье», где рассказываем о Свято - Троицком Холковском монастыре и других Храмах Белгорода, о Прохоровском поле –месте знаменитого танкового сражения, государственном природном заповеднике «Белогорье». Рассказывая о художниках нашей малой родины Березине В.В., Мамонтове А.П., Кудрявцеве  Г.А., мы не ставим задачу запомнить эти имена. Главная задача – воспитать любовь к родной земле, уважение к людям искусства, развитей логического мышления и творческого воображения.

            Я стараюсь использовать принцип интеграции, когда используются различные приемы и формы донесения материала по определенной теме. Так при подготовке к празднику Победы, мы читаем о подвигах людей во время войны, рассматриваем иллюстрации, знакомимся с произведениями художников по данной теме, слушаем музыку, говорим о членах семьи – участниках Великой Отечественной войны, принимаем участие в шествии Бессмертного полка. К этой работе обязательно подключаются родители, работники поселковой библиотеки, музыкальной школы, ветераны. Дети чувствуют свою причастность к общему делу, с большим интересом участвуют в этой работе, понимают свою значимость. Как результат этой работы можно назвать не только воспитание патриотизма, но и воспитание самоуважения.

     В воспитании  наших детей очень важен пример взрослых. Для них очень важно насколько заинтересованно проявляют себя взрослые, от этого зависит эмоциональное восприятие детьми действительности. Если малыш  в детстве испытал  чувство гордости за родителей, сострадания и жалости к животным, трепет от красоты березки под окном, эстетическое наслаждение от услышанной музыки, то, можно говорить о том, что основа для дальнейшего развития более глубоких чувств, заложена.  Психологи говорят о том, что нравственные и духовные качества путем естественного вызревания не формируются, нужна соответствующая среда, условия, методы и приемы воспитания для полноценного нравственного воспитания.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. http://www.maam.ru/ Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС
  3. Г.А.Ковалёва « Воспитание маленького гражданина» Издательство АРКТИ г Москва 2005г.
  4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Малая Родина."- историко- патриотическое воспитание

Историю своего края, своей страны должен знать каждый. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты- всё это необходимо дать детям. Это очень важно для воспитания нравственных и...

"Моя Родина-Россия" (патриотическое воспитание дошкольников)

Патриотическое воспитатние дошкольников в детском саду  - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Патриотическое воспитание состоит в том. чтобы посеять и взрастит...

Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание)

Конспект НОД по познанию в старшей группе д/с №5 «Сказка» на тему «Моя малая Родина» (нравственно – патриотическое воспитание) ...

Конспект организованно-образовательной деятельности по позновательному развитию "Бирск-моя малая Родина"(нравственно-патриотическое воспитание)

Данное занятие направленно на формирование познавательного интреса к изучению истории и культутры города Бирска.Способствовать обогащению впечатлений о родном городе,его достопримечательностях:архитек...

Проект «Моя малая Родина» по патриотическому воспитанию в старшей группе

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе«Моя малая Родина»Подготовила: Карцева Е.Ю.,воспитатель.ВведениеПатриотизм — это не значит только одна любовь к своей р...

Статья «Малая Родина в патриотическом воспитании дошкольников»

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....