формы сотрудничества
консультация

Назаренко Вера Владимировна

'

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические и методические основы взаимодействия с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

Реферат

Тема:

" Задачи и формы сотрудничества детского сада и семьи."

                                                                        Выполнила Назаренко В.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение…………………………………………………………………………………………. с.1

Задачи сотрудничества ДОУ с семьей………………………………………….. с. 2

Формы сотрудничества ДОУ с семьей……………………………………………с. 6

Заключение…………………………………………………………………………………….. с. 10

Список используемой литературы …………………………………………………с. 11

Введение.

        В статье 18 Закона РФ "Об образовании " говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте".

Семья и детский сад – два общественных института, которые  стоят у источника нашего будущего. Но всегда ли  детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, как одели ребенка. Считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Таким образом, одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями. Разработка новых форм работы с родителями для педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Цель – повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их " быть родителями".

         

1

Задачи сотрудничества ДОУ с семьей.

В России накоплен значительный опыт работы по оказанию помощи семье в воспитании и обучении детей. Заметно изменился статус семьи и дошкольного учреждения, определились новые цели и задачи деятельности дошкольных учреждений, направленные на обеспечение условий для развития личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Повышение статуса семейного воспитания, зафиксированное в законодательных и нормативных документах это, ведет к персональной ответственности самих родителей за правильное воспитание и развитие их детей. Родителям дается при этом право выбора: воспитывать ребенка дома, пользоваться постоянными или дополнительными услугами дошкольного учреждения, выбирать виды, типы, профили, содержание, режим работы детского дошкольного учреждения.                                          

Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного воспитания и развития ребенка-дошкольника, условия, определяющие потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы работы с семьей в новой социально-экономической ситуации.

Мы исходим из того ,  что если семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений -- образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений "родитель - ребенок - педагог".

    Основные задачи:        

        1.Оказание профессиональной помощи семье в воспитании личности ребенка.

2. Повышение психолога – педагогической компетентности родителей.

        3. Повышение общего уровня культуры родителей.        

        4. Взаимоотношения педагогов и родителей. Оптимизация детского – взрослого общения.

        5.Компенсация недостающего  социализирующего влияние детей  в неблагополучных семьях.

2

        Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

        Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества ( заботливость, внимание к людям, доброту , чуткость).

        Психолого – педагогическое просвещение родителей, осуществляемое  дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. В содержание психолого – педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепление здоровья малыша, создание условий для правильного  физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, режима дня, массажа, гимнастики родителям рекомендации дает не только воспитатель , но и медицинские сотрудники детского сада. Причем  советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных.

        Привлечение родителей , других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего дня детей. И не только по тому, что они узнают, учатся чему- то новому. Важнее другое – с каким уважением,  любовью и благодарностью  смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказываются, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки.

        И так , решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги учувствовали в психолога – педагогическом посвящении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его осознание самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

3

Детский сад

Семья

Недостатки

Преимущества

Деловая форма общения воспитателя с детьми, снижена его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг - друга воспитателей с разными программами их проведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста.

Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность обращаться с детьми-родственниками разных возрастов.

Преимущества

Недостатки

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Напоминание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность.

4


Эти особенности определяют силу влияния семьи на развитие ребенка.

Вывод: каждая семья индивидуальна и неповторима, педагог должен изучать особенности семьи и опираться на эти знания.



5

 Формы сотрудничества ДОУ с семьей.


Традиционно выделяют следующее формы работы с семьей:

Массовые           Групповые                  Индивидуальные.

К массовым (коллективным) относят:

1. Лекции (педагогические лектории);

2. Конференции;

3. Круглые столы;

4. Родительские собрания (самая распространенная форма).

В практике работы дошкольных учреждений проводятся следующие виды родительских собраний:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы;

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье;

3. Собрания-консультации;

4. Собрания в форме «круглого стола».

Наиболее эффективным является комбинированный ряд собраний, на которых проводится педагогическое просвещение родителей, подводится итог учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени, намечаются задачи на последующий период. Распространенной групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом (или попечительским советом).

К индивидуальным формам работы с родителями относятся:

1. Беседы;

2. Консультации (в форме ответов на вопросы родителей);

3. Педагогические поручения;

4. Посещение семьи.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с

6

ним, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях детей данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания - нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания - преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной и Богом.

В сотрудничестве с родителями можно выделить 3 направления:

- повышение педагогической культуры родителей; изучение семьи, установление доверительных отношений;

- формирование практических навыков в организации передового опыта СВ и его распределения;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить

7

безапелляционные решения и приговоры. Советы родителям должны быть мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях -- соблюдение единства требований семьи и дошкольного учреждения. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.

Работой родительского комитета руководит заведующий детским садом. Он организует родительский комитет в помощь детскому саду во всех звеньях его деятельности, руководствуясь «Положением о родительском комитете».

Известно, что родительский комитет создается в целях обеспечения постоянной и систематической связи детского сада с родителями. Родительский комитет - это представительный орган родительской общественности, призванный помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями государственных требований в области воспитания и обучения детей.

Свою деятельность родительский комитет планирует в соответствии с планом воспитательно -образовательной работы и с учетом местных условий; в составлении плана участвует руководитель детского учреждения.

Свою деятельность родительский комитет планирует в соответствии с планом воспитательно -образовательной работы дошкольного учреждения, согласовывая вопросы с его руководителем. План работы родительского комитета следует рассматривать как часть годового плана работы детского сада.

Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.

Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога. Что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.

8

Педагог дошкольного учреждения имеет возможность ежедневно общаться с родителями своих воспитанников. В детском саду в коллективе сверстников, в совместной разнообразной деятельности ребенок проявляет себя ярко и разносторонне. Здесь более явственно обнаруживаются ошибки семьи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность воспитателя, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье.

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

9

Заключение.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт , но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это станет возможным только  благодаря объединению сил и сотрудничества. Я убедилась , что " вместе весело шагать по просторам", на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание , недоверие родителей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны,  положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при  активном включении в эту работу всех  членов коллектива дошкольного учреждения и членной семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения .Без родительского  участия процесс воспитания невозможен, или,  по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

В.А. Сухомлинский сказал: " Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".

10

Список используемой литературы

  1. Е.А. Гребенщикова История дошкольной педагогики в России,
  2. Хрестоматия А.С.Симонович. “Кто может быть воспитателем”, М, Просвещение, 1976г.
  3. Л.Ю.Орлова. Ст. Семья и детский сад. Газета Детский сад. Управление №6/2003г.
  4. В.А.Сухомлинский “О воспитании”. М., 1973г.
  5.  Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях в воспитании. М., 2002г.

.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...