Программа по кружку вязание крючком "Волшебный клубочек"
рабочая программа (подготовительная группа)

Вязание крючком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vyazaniyu.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.
Художественное вязание крючком, как вид декоративно-прикладного искусства художественно-эстетического направления стало очень популярным и любимейшим занятием многих рукодельниц. Занятие это очень увлекательное и полезное. Много красивых и необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать крючком. Научиться этому виду вязания несложно. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себе неограниченные возможности для творческого самовыражения. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им дает возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного искусства характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, игрушки, картины, одежду и элементы её украшения.
Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
У детей формируются навыки обращения с инструментами, которые необходимы для начала школьного обучения.
В процессе занятий вязания крючком формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
Изучив ряд методических  пособий и литературу  по обучению детей дошкольного возраста по  рукоделию, опыт работы детских садов  выявлено, что рукоделие включено в занятия по ручному труду наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.
Мой опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить "наработанный" материал в программу кружка вязания крючком "Волшебный крючок" для детей 5-7 лет.
Цель программы. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком и развитие художественно - творческих способностей детей, проявляющих повышенный интерес к рукоделию.
Задачи программы.
Обучающая: Овладение основами вязания крючком; углубление и расширение знаний об истории вязания крючком; формирование знаний и умений по оформлению выполненных работ, по основам композиции, цветоведения.
Развивающая: Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и создать мотивацию для осваивания разных видов и способов вязания крючком. Развитие образного и пространственного мышления, творческих способностей, наблюдательности, фантазии; формирование эстетического вкуса и художественного вкуса; развитие моторных навыков. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
Воспитательная: Привитие интереса к истории народного творчества; воспитание эстетического отношения к действительности; формирование трудолюбия, самоконтроля, взаимопомощи при выполнении работы, усидчивости, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца. Формировать положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, радость от совместного творчества.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы работы с детьми: Беседы; показ; объяснение; индивидуальная работа; коллективно-творческая работа; игры; оформление выставок.
Методы работы:
Теоретический: рассказ воспитателя по теме занятия.
Словесный: беседы, словесное объяснение механизмов выполнения работ; наглядный: показ воспитателя выполнения работы, иллюстрации, просмотр презентаций, мастер-классов.
Практический: самостоятельное выполнение работы, помощь воспитателя при выполнении работы.
Педагогические условия: игровые методы и приемы, формы организации художественно - творческой деятельностью, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской.
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и без накида). В программу входит конструирование, аппликация, вязание. Программа предполагает широкое использование вязаных изделий, игрушек, панно, работ детей педагогов и родителей, для создания тематических выставок, украшения предметно – развивающей среды. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Каждый ребенок занимается в кружке 2 раз в неделю, но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Продолжительность занятий с группой детей – не более   30 минут.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Подбираются классические произведения, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия. В кружковой работе принимают участие и родители воспитанников. По итогам кружковой деятельности будет проведена итоговая выставка работ детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным.
Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Предусмотрены, как теоретические: рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, занятие-сказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вязание изделия, конкурс работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
При планировании работы по освоению программы, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и т. д. С учетом этих принципов обучение дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.
1. "Знакомство со страной  Вязание"
Дает детям первоначальные сведения об истории одного из видов декоративно – прикладного искусства – вязание крючком.
На данном этапе дети знакомятся с инструментами и материалами. Они приобретают навыки в работе с крючком, ножницами и нитками:
Дети учатся правильно сматывать клубок, различать и подбирать пряжу (шерсть, синтетика) завязывать узелки, выполнять воздушные петли.
Знакомятся с разными крючками, различными по материалу: алюминиевый или стальной; пластмассовый; деревянный; костяной.
С разными крючками по длине: короткий (10-15 см.) ; длинный (22-25 см.) .
С разными крючками по толщине: тонкий (№1, 5-2, 5) ; толстый (№3-6) ;
Дети учатся вязанию воздушной петли, которую выполняют так: крючок держать как карандаш, нить от клубка в левой руке, перекинуть через указательный палец от себя и придерживая большим пальцем прихватить остальными пальцами, как бы зажав крючок в ладошке.
Подвести крючок под нить слева направо и повернуть против часовой стрелки, образуется петелька из нити.
Придерживая петельку большим пальцем крючок снова подвести под нить клубка (рабочая нить) движением слева направо и захватить рабочую нить снизу на себя протянув в петлю на указательном пальце.
Крючок из петли не вынимать, опора на указательный палец. Вывязанная петля воздушная.
Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных петель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы.
Вязание крючком имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук, развивается эстетический вкус, аккуратность.
2. "Конструктивно- художественная деятельность"
Это объемное художественное конструирование, в котором новые целостные модели букв, цифр, имен создаются из вязаных цепочек разной структуры и цвета. Дети знакомятся с разными техниками работы с вязаными цепочками:
- аппликации; конструирование.
На 2 этапе из разноцветных вязаных цепочек дети выкладывают буквы (цифры, имена). В процессе работы у детей развивается поисковая деятельность и способность экспериментировать. Эти занятия приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, закрепляется знание букв, цифр.
3. «Выкладывание узоров из вязаных цепочек»
Это более сложный и малораспространенный в детской деятельности ручной труд. Овладение практическими способами выкладывания узоров предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяет им действовать путем проб, т. к. ошибку почти невозможно исправить.
Знакомство детей сданной деятельностью позволяет:
научить различению: цвета, длины, высоты, месторасположения (сверху, снизу, над, под и т. д.) ., формы конструируемых объектов;
формировать обобщенные способы конструирования (создание целого из деталей путем комбинаторики) ;
развивать сенсорно – аналитическую деятельность – умение вести целостно – расчлененный анализ объектов; выделение целого, его частей, деталей и их пространственного расположения.
4. "Самостоятельное вязание цепочки"
Это освоение практических навыков вязания. Лучше всего начинать обучение детей вязанию толстым крючком и толстой крученой ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками. Использование разноцветных нитей способствует развитию эстетического восприятия и развивает творческое воображение, а также моторику кистей рук, художественное видение.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
После 1 этапа дети владеют элементарными умениями в работе с крючком, нитками и ножницами - знают и выполняют правила безопасного пользования крючком; знают историю древнего рукоделия; правильно сматывают клубок; различают нитки (шерсть, синтетика); умеют вывязывать цепочку из воздушных петель; выкладывают узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.

Сентябрь
«В гостях у бабушки Рукодельницы»
Расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве. Компьютерная презентация по теме 20 мин.
«Ажурный мир» Познакомить детей с предметами связанными крючком, развивать интерес к вязанию крючком. Вязанные крючком предметы, иллюстрации, журналы. 20 мин
Азы вязания: цепочка из воздушных петель.
Научить правильному положению рук при вязании крючком; правилам безопасного пользования крючком. Крючок, клубок шерстяных желтых ниток, руководство по вязанию 30 мин.
Освоение вязания цепочки из воздушных петель.
учить вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость доводить начатое дело до конца. Крючок, клубок желтых шерстяных ниток, руководство по вязанию 30 мин.
Самостоятельное вязание цепочки: у кого длиннее.
Закреплять умения вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца. Крючок, клубок желтых шерстяных ниток, руководство по вязанию 30 мин.
Вязание индивидуальных цепочек. Развивать у детей воображение и фантазию, цветовую композицию при выборе ниток. Крючок, клубок толстых шерстяных ниток желтого цвета, руководство по вязанию 30 мин.
Выкладывание букв (имен, цифр) из вязаных цепочек.
Познакомить детей с новой техникой применения вязаных цепочек - конструированием букв (имен, цифр). Предоставить возможность каждому ребенку самостоятельно выкладывать конфигурацию букв имен, цифр, и наклеивать вязаную цепочку на картон. Побуждать к творческой активности, комбинированию, поиску необычных вариантов (сочетание ниток) .
Цветной картон, карандаш, клей ПВА, ножницы, салфетки, вязаные цепочки. 30 мин.
Октябрь
Чтение сказки «Сказка о вязальном крючке».
Порадовать детей чтением новой сказки, учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы, развивать внимание, мышление, речь, воображение, память. Воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Вязание крючком цепочки из серой шерстяной нити длинной 30 см.
Закреплять умения вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца. Крючок, клубок серых шерстяных ниток. 30 мин.
Выкладывание узора «Паучок».
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, доброжелательность, помощь товарищу в трудную минуту. Клей ПВА, коричневый картон, трафарет паука, связанные цепочки, ножницы. 30 мин.
Оформление детских работ к выставке в родительский уголок.
Учить детей радоваться и гордиться своим результатом, готовыми изделиями. Готовые детские работы. 30 мин.
Ноябрь
Чтение сказки «Сказка о крючке». Порадовать детей чтением новой сказки, учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы, развивать внимание, мышление, речь, воображение, память. Воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Вязание крючком цепочки из серой шерстяной нити длинной 30 см и 10 см. Закреплять умения вывязывать цепочку из воздушных петель, развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца. Крючок, клубок желтых шерстяных ниток. 30 мин.
Выкладывание узора «Солнышко» из вязаных цепочек.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, доброжелательность, помощь товарищу в трудную минуту Клей ПВА, голубой картон, связанные цепочки, ножницы. 30 мин.
Оформление детских работ к выставке в родительский уголок.
Учить детей радоваться и гордиться своим результатом, готовыми изделиями. Готовые детские работы. 30 мин.
Декабрь
«Новогодняя картина». Развивать воображение, вкус. Учить детей подбирать материал по цветовой гамме. Новогодняя открытка, шерстяная нить разного цвета, люрекс, атласная узкая лента, ножницы. 30 мин.
Декоративная окантовка на открытке. Учить детей обвязывать открытку. Развивать мелкую моторику рук.
Новогодняя открытка, шерстяная нить разного цвета, люрекс, атласная узкая лента, ножницы, дырокол  30 мин.
Украшение новогодней открытки. Развивать интерес и воображение у детей.
«Домик для паучка»
Упражняться в вязании цепочек из воздушных петель и использование их для аппликации.
Серая хлопчатая нить средней толщены, мет. крючок №1, 5. 30 мин
Серая хлопчатая нить средней толщены, мет. крючок №1, 5. 30 мин. Выставка изделий. Оформление настенного макета «паучки в домике». Ватман А3 формата, клей ПВА, краски,. Учить детей работать сообща.
Январь
«Домик для паучка»
Упражняться в вязании цепочек из воздушных петель и использование их для аппликации.
Серая хлопчатая нить средней толщены, мет. крючок №1, 5. 30 мин
Серая хлопчатая нить средней толщены, мет. крючок №1, 5. 30 мин. Выставка изделий. Оформление настенного макета «паучки в домике». Ватман А3 формата, клей ПВА, краски,. Учить детей работать сообща.
«Снеговик»
Упражнение в выполнении приемов вязания, приобретенных ранее. Вывязывание цепочки разной длины для туловища снеговика. Развивать внимание и память. Нить разных цветов, крючок №1, 5 20 мин.
Выставка изделий. Учить детей работать сообща. Ватман формата А-3, клей, краски акварель, цветные карандаши. 30 мин.
Выкладывание узора «Снеговик» из вязаных цепочек.
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, доброжелательность, помощь товарищу в трудную минуту Клей ПВА, голубой картон, связанные цепочки, ножницы. 30 мин.
Оформление детских работ к выставке в родительский уголок.
Учить детей радоваться и гордиться своим результатом, готовыми изделиями. Готовые детские работы. 30 мин.
Февраль
«Букет цветов для мамы»
Познакомить с приемом вязания по кругу с новым элементом вязания –полустолбиком, использованием полустолбика при замыкании цепочки из воздушных петель в кольцо и присоединении цепочки к кольцу.
Развивать внимание и память, усидчивость учить доводить начатое дело до конца. 30 мин.
Март
«Колобок».
На занятии дети упражняются в вязании круглых деталей петлями столбик без накида. Развивать внимание и память, мелкую моторику пальцев рук, развивать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других, воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда. Соблюдать технику безопасной работы на занятиях при работе с ножницами, клеем. Цветная нить, крючок, ножницы, картон, клей ПВА, цветная бумага 30 мин.

Апрель
«Веселая гусеница» коллективная работа.
Продолжать учить детей вязать круглые детали, выполнять аппликационное изображение гусеницы.
Дети работают коллективно, каждый вяжет по одному кругу, из которых затем на основу из картона наклеивается изображение гусеницы.
Иллюстрация или изображение гусеницы, картонная основа в виде контурного изображения гусеницы, круглые шаблоны каждой детали, пряжа зеленого цвета, крючок. 30 мин.
Май
«Красивые занавески».
Дети упражняются в вязании цепочек, определяя ее длину подсчетом петель. Крючок, нитки разного цвета и разной фактуры, ножницы. 30 мин.
Оформление выставки детских работ. Учить детей оценивать свою работу и давать оценку сверстникам. Альбомный лист, клей, цветные карандаши. 30 мин.

Список литературы.
1. Новикова И. В. Вязание крючком в детском саду. "- Ярославль: Академия развития, 2008.
2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для кружка ДМИ.

Рабочая программа для кружка  по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...

Методическая разработка занятия по теме «Аттестация по разделу программы «Волшебные пальчики» - «Вязание крючком»

Использование данной методической разработки итогового занятия по разделу «Вязание крючком»  рассчитано на проведение с учащимися 1года обучения по дополнительной образовательн...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...