Возможности элементов сказкотерапии как средство активизации развития коммуникативных умений дошкольников
методическая разработка

что такое сказкотерапия. технологии работы со сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности элементов сказкотерапии как средство активизации развития коммуникативных умений дошкольников

 (методическая разработка)

Автор: Вечерняя Ю.В.,

педагог-организатор, ГБДОУ детский сад 94

Красносельского района Санкт-Петербурга

Волшебная страна, волшебный мир!.. Сказка – это особая форма психологического контакта с ситуацией. Сказочный мир всегда разнообразен и занимателен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны символов и метафор, доступных детскому сознанию. «Проживая сказку», дети учатся тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А ведь все это – важные коммуникативные умения, которые необходимо развивать в дошкольном возрасте. Многие отечественные психологи и педагоги в своей практике используют сказки (в частности, И.Вачков, Т.Зинкевич-Евстигнеева Т.Грабенко и др.). Да и многие зарубежные психологи (Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер) также обращались к сказкам.

Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Особенности использования сказки в педагогической работе таковы:

- сказка может предложить ребенку способы решения конкретной проблемы через игру;

- сказка предлагает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком;

- сказка в игре способствует пробуждению детских и творческих сил;

- важная черта: в ходе сказки происходит трансформация (например, некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого).

Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, следует формировать и развивать их коммуникативные умения через игровые технологии, и сказка выступает здесь высокоэффективным средством. Возможности использования элементов сказкотерапии очень широки!

Коммуникативные умения подразделяют на базовые и процессуальные.          

К базовым относят: приветствие и прощание, обращение, просьбу о поддержке, помощи, услуге и оказание поддержки, помощи, услуги, благодарность и отказ. К основным процессуальным – можно отнести: умение вежливо излагать свои мысли, задавать и отвечать на вопросы, слушать других внимательно и не перебивая, договориться с другими, а также, говорить перед другими, не смущаясь, сопереживать и понимать чувства других, вести диалог и др.

          При использовании элементов сказкотерапии на общеразвивающих занятиях с дошкольниками в процессе межличностного общения в связке «педагог-ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и вся группа включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Санкт-Петербург, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по теме: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является с...

Программа "Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности" (3-х годичный курс обучения)

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммун...

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Обобщённый педагогический опыт работы Тема опыта: «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Тема опыта:«Развитие коммуникативных умений дошкольниковсредствами театрализованной деятельности»...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

РОЛЬ ИГРЫ В АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья на тему: Роль игры в активизации развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста....